Конспект лекций по предмету "Менеджмент"


Причины конфликтов

Для оптимизации деятельности руководителя в условиях кон­фликта необходима типология причин конфликта.
1. Различие или пересечение интересов членов организации. В данном случае интерес рассматривается как актуализированный мотив, возникающий у отдельного работника или социальной группы. Актуализация мотива происходит в результате появления реальных потребнос­тей. Например, работники одного отдела организации рассчитывают на вознаграждение за разработку перспективного проекта; в то же время и работники другого отдела организации также предполагают получить значимое вознаграждение, если в производство примут их проект. Столкновение различных интересов приводит к блокаде по­требностей одного из отделов, конкуренции между ними, а в случае появления агрессии — и к конфликту. Кон­фликт может возникнуть в том случае, если отдельные работники или социальные группы имеют одинаковые интересы в отношении объекта, который считается принципиально неделимым справедливо и жела­тельным для всех образом. В качестве такого объекта могут выступать денежные, материальные, престижные, информационные, статусные и другие ресурсы организации.
2. Различие в ценностных ориентациях. Индивидуальные и груп­повые ценности могут иметь разную значимость для членов органи­зации. Так, одни работники считают ценностью интересную и содер­жательную работу, а другие ориентированы только на получение воз­награждения любым способом. Очевидно, что различие в ценностных ориентациях в ходе совместной деятельности может привести к кон­фликту.
Существуют несовместимые ценностные ориентации, обладатели которых практически всегда испытывают напряженность, потенциаль­но агрессивны, являются потенциальным источником возникновения социального конфликта в организации. К таким несовместимым ориентациям можно отнести ориентацию на свободу поведения при осуществлении своей деятельности и жесткий всеобъемлющий контроль; ориентацию на использование собственных сил и на помощь и вмешательство извне и т.д.
3. Различные формы экономического и социального неравенства. Следует сказать, что само неравное распределение ценностей (вознаграждений, информации, власти, признания, престижа и т.д.) между отдельными членами организации, группами и подразделениями слу­жит лишь основанием для возникновения конфликта. Самым важным моментом, провоцирующим возникновение и развитие конфликтной ситуации по причинам неравенства, следует считать осознание чле­нами организации несправедливости распределения вознаграждения и сложившихся социальных отношений (прежде всего отношений власти — подчинения). Нередко даже полное неравенство в распределении вознаграждений (например, когда руководители получают заработную плату в несколько раз больше, чем подчиненные, и поль­зуются льготами, не доступными подчиненным), а также при факти­чески властном произволе в отношении к подчиненным члены орга­низации считают такое состояние дел вполне естественным, они не осознают блокирования их важнейших потребностей, и конфликтная ситуация не создается.
При осознании этих факторов конфликт может возникнуть при наличии общей установки членов организации на изменение суще­ствующей системы распределения вознаграждения и изменение ха­рактера властных отношений. Этому способствуют следующие усло­вия:
· наличие лидера, поддерживающего у членов организации стрем­ление к изменению сложившейся ситуации и установку на борьбу;
· существование разветвленной системы коммуникаций, способ­ной распространять общий настрой на конфликтные взаимодействия среди членов организации;
· высокий уровень агрессивных установок участников;
· сплоченность социальных групп в организации, их способность, к совместным скоординированным действиям в конфликтных ситуа­циях.
4. Неудовлетворенность отношениями между отдельными структурными единицами организации, т.е. тем местом или статусом, которые работники или социальные группы занимают в структуре организации. Этот тип причин вызывает структурные конфликты. Конкретными причинами таких конфликтов могут быть следующие:
· желание увеличить свою функциональную значимость или сте­пень функциональной автономии. Например, одно из подразделе­ний организации претендует на главенствующее место в разработке и реализации крупного проекта, ущемляя при этом претензии других подразделений;
· стремление отдельных структурных единиц навязать организации свои правила, нормы или интересы;
· желание подразделения или отдельных работников занять более высокое место в статусной иерархии и получить большее количество ресурсов в условиях, когда методы простой конкуренции недостаточно эффективны для достижения этой цели;
· неудовлетворительные коммуникации в социальной структуре, которые могут порождать двойственное понимание распоряжений и приказов администрации;
· структурная взаимозависимость, когда один член организации или социальная группа может зависеть от другого члена организации или группы при реализации собственных целей, например, когда подчиненный не может реализовать собственные творческие разработ­ки, так как зависит от руководства отделом или лабораторией.
Следует также выделить субъективные причины, способные привести к возникновению конфликта:
- психологический фактор межличностных взаимоотношений;
- перенос личных симпатий и антипатий на производственную деятельность.
Любая из перечисленных выше причин может стать толчком, пер­вым шагом к конфликту только при наличии определенных внешних условий. Таким образом, необходимыми составляющими начала кон­фликта являются его причины и условия. К этим условиям относятся:
- технические условия конфликта, существующие в органи­зации: наличие лидеров в конфликтующих группах, степень организо­ванности и сплоченности группы в конфликте, наличие или отсутствие устойчивых коммуникаций, наличие определенных целей у участни­ков конфликта и т.д.;
- политические условия: условия применения власти руко­водителем, осознание зависимости и степени неравенства подчиненны­ми, условия подчинения исполнителей;
- социальные условия: жесткость или либеральность норма­тивной системы организации, соотношение между статусами и ролевы­ми требованиями, наличие неформальных групп, идентификация ра­ботников с группой, мобильность членов организации, степень институционализации участников конфликта и т.д.;
- психологические условия: эмоциональный настрой со­перников, наличие устойчивой ориентации на противоборство, энерге­тика членов организации, попадающих в конфликтную ситуацию.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.