Конспект лекций по предмету "История России"


История Грузинской Церкви IV – XIX вв.

Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не рассматривали. Тем более что именно в XIIв., то есть приблизительно в то время, которое мы рассматриваем Грузинская Церковь и стала окончательно автокефальной.
Грузия была крещена в IVв. благодаря усилиям святой равноапостольной Нины, просветительницы Иверии. Св. Нина была родом из Каппадокии и приходилась родственницей св. Георгию Победоносцу, поэтому в Грузии как вы знаете, очень почитают св. великомученика Георгия Победоносца. Сама св. Нина некоторое время жила в Иерусалиме, где узнала о Грузии, о Мцхета, как о месте пребывания святого хитона Господа. Мцхет это древняя столица Картлии, как в древности называли Грузию. Само слово Грузия или Гурджало это слово не грузинского происхождения: так Грузию называли персы. Сами грузины называли себя жителями Картлии или Картвелоса. Св. равноапостольная Нина решила совершить путешествие в Мцхет и там узнать все, что касается хитона Господня. Из ее жития известно, что св. равноапостольной Нине явилась сама Пресвятая Богородица, ибо по преданию Грузия Иверия была уделом Пресвятой Богородицы. Когда двенадцать апостолов бросали жребий о местах проповеди для каждого из них, то Пресвятая Богородица захотела тоже принять в этом участие, и ей по жребию выпала проповедь в Иверии. Вы знаете, что есть несколько уделов Пресвятой Богородицы, в том числе и наша страна, и Афон. Так вот Грузия является первым уделом Пресвятой Богородицы. Иверия это тоже местное название Грузии. По преданию Пресвятая Богородица велела Нине сделать особый крест из виноградных лоз. Святая Нина сделала этот крест и сплела его своими собственными волосами. Этот крест и поныне сохранился в соборе Мцхета. По некоторым историческим свидетельствам этот крест был сделан уже в Грузии. Некоторые историки считают, что само имя Нина – это измененное латинское имя Нонна (Нонна значит монахиня) и поэтому совершенно справедливо полагают, что эта равноапостольная Нина была монахиней.
Итак, Св. Нина через Армению направилась из Иерусалима в Мцхету (Мцхета располагается возле Тбилиси). В Армении в это время тоже было гонение на христиан, устроенное царем Теридатом, который вскоре, впрочем сам обратился ко Христу, благодаря проповеди св. преп. Григория, считающегося просветителем Армении. Св. Нина достигла Мцхета, и там произошло несколько чудес, например, по ее молитвам буря разметала языческих идолов. Святая Нина поселилась в куще, сделанной собственными руками вблизи Мцхета и там начала поиск святого хитона Господня. Один еврей, стоявший во главе местной еврейской общины и обратившийся ко Христу через проповедь Нины рассказал, что хитон Господень действительно был привезен в Мцхета. И по преданию было известно, что когда сестра того еврея, который привез хитон, взяла хитон в свои руки, она тут же скончалась. Причем этот хитон никак не могли вырвать из ее рук, и ее так и похоронили вместе с этим хитоном под одним из деревьев в царском саду.
Царем Грузии в то время был Мириан. По преданию сначала по молитвам св. Нины его жена была исцелена от того недуга, которым она страдала. Кроме того, однажды, во время охоты сам царь ослеп (или по другим источникам заблудился), но, вспомнив о Боге Нины, призвал его на помощь, и тут же к нему вернулось зрение. После этого он крестился и решил в своем саду построить храм. Святой хитон Господень хранился в земле под одним из деревьев, и когда началось строительство собора, для строительства храма было срублено несколько деревьев, которые предполагалось использовать как некие столпы, удерживающие все строительство. И основополагающим столпом хотели сделать как раз тот кедр, под которым находился святой хитон Господень, но этот столп никто не мог установить. Тогда св. Нина стала молиться и во время молитвы увидела, как некий светозарный юноша установил этот столп, и из него стало истекать миро. Это так называемый Животворный столп Грузии. День явления этого Животворного столпа почитается в Грузии как один из самых великих праздников. Собор был построен, и стал одним из главных объектов почитания в Грузии.
Крещение самого Мириана и всего грузинского народа произошло между 324 и 337гг. Точная дата неизвестна. Если у нас, как вы знаете, празднуется крещение Руси, то в Грузии такой даты нет вообще. Относительно этой даты разные историки высказывают различные мнения, поэтому у них юбилеев не празднуется. По некоторым источникам, а именно по Летописи Картлии, это крещение было совершено самим Антиохийским Патриархом, который прибыл в Грузию, крестил царя и весь народ. Таким образом, Грузинская Церковь стала относиться к Антиохийскому Патриарху.
В дальнейшем просвещение грузин продолжалось, но соседи Грузии турки сельджуки и Иран, где правила Сасанидская персидская династия, были враждебно настроены к христианству. Они постоянно совершали опустошающие набеги на Грузию, пытаясь подчинить ее себе и утвердить в Грузии культ зороастризма и огнепоклонства.
В конце Vв. царем Грузии стал Вахтанг Горгаслан (446-499), сыгравший важную роль в процессе объединения Грузии. Что позволило освободиться от политической зависимости от персов и зависимости Грузии в церковном отношении от Армении. Армяне в то время уже были монофизитами, они не приняли IV Халкидонский собор 451г. И для того, чтобы оградить Грузинскую Церковь от этой ереси, Вахтанг решил сам поставить архиепископа и только затем утвердить его в Антиохии.
Такой принцип поставления архиепископов Грузии был признан уже в VIв. при императоре Юстиниане. К этому же веку относится послание 13 сирийских отцов, пришедших в Грузию. Самые известные и наиболее почитаемые из них в Грузии (и в России тоже) это преп. Давид Гареджийский и Шио Мгвимский.
В VIв., после того как по договору 591г. Грузия отошла в сферу византийского влияния, усилиями Византии персидская опасность была несколько сглажена. Географически Грузия состоит из двух частей Западной и Восточной, разделенных горным хребтом – это Картли и Эгриси (или Лазики с центром в Кутаиси). Царь лазов принял христианство тоже в середине VIв. Как я уже говорил, после 591г. влияние Сасанидского Ирана ослабело, но в это же время появилась другая более серьезная опасность – арабы-мусульмане, которые к VIIIв. окончательно завоевали Грузию, поставив под свой контроль грузинских князей. В этот период некоторые из грузинских князей засвидетельствовали свою веру мученической кончиной. Например, аргведские князья св. Давид и Константин, которые, попав в плен, отказались отречься от своей веры, и были сброшены со скалы.
В 20-е годы IXв. в Грузии начинает возвышаться Таукарджетское княжество. Возвышению этого княжества способствовал знаменитый преподобный Грузии Григорий Хандзель, основатель многочисленных монастырей, которые были, конечно, не только духовными центрами, но и центрами просвещения. В 978г. в этих монастырях появилась первая полная Библия на грузинском языке. Надо сказать, что грузинский алфавит имеет достаточно древнее происхождение, настолько древнее, что даже нет точных данных о том, когда он был создан, и перевод Священного Писания на грузинский язык был осуществлен уже в Vв., но полного перевода Библии до конца Xв. не было.
В IXв. Таукарджетским князем становится Давид Курапалат. Само наименование Курапалат говорит о том, что он был греческий наместник, поскольку в переводе это слово означает должность при византийском императоре. Этот князь начал процесс объединения грузинских земель под протекторатом Византии, где в то время правил известный Василий II Болгаробойца. А преемник Давида Курапалата Баграт III уже объединил под своим началом сначала Абхазию и Картлию, а в 1010г. и Кахетию, то есть стал царем всей Грузии. Картлия – это собственно центральная часть Грузии, которая называется еще Шида Картли. Кахетия – это Восточная часть Грузии. Во время правления Баграта III в период с 1010 по 1029гг. в Мцхета был построен знаменитый собор Свети Цховели – собор Живоносного Столпа.
В это время, как вы помните, на смену арабам пришли турки-сельджуки, которые представляли значительную опасность, как для Византии, так и для Грузии. После того как в 1071г. в сражении под Манцикертом на территории Армении византийский император потерпел сокрушительное поражение от турок-сельджуков, значительно возросла опасность с их стороны и для Грузии. В 1088г. турки-сельджуки захватили Тбилиси, столицу объединенной Грузии, но грузинам удалось использовать благоприятную для них ситуацию: внимание турок было сосредоточено на крестовых походах латинян, и они не могли направить все свои силы на Грузию.
В 1089г. царем объединенной Грузии становится Давид IV Строитель (1089 - 1125). Конец первого тысячелетия и начало второго тысячелетия были началом периода значительного расцвета Грузии. Это время основания Иверского монастыря на Афоне. Вы знаете, что Иверский монастырь славится Иверской иконой Пресвятой Богородицы, которая туда чудесным образом приплыла в эпоху иконоборчества. Это время основания в Болгарии монастыря в Бачково, который становится одним из центров грузинского просвещения. В 1103г. Давид созвал Урмийский церковный собор, на котором духовенство Грузии решило следовать обычаям Византийской Церкви, и в соответствии с этим были утверждены многочисленные каноны и правила. Интересно, что на этом соборе были отменены правила, в соответствии с которыми на церковные должности назначались только аристократы (до этого владыками становились только представители знатных родов Грузии). Царь Давид основал и знаменитый Гелатский монастырь и академию при нем. Из Гелат вышлимногие известные, грузинские богословы.
После кончины св. Давида Строителя в Грузии был 25-ти летний период междоусобиц, вплоть до воцарения внука Давида Георгия III (1156 - 1184), передавшего престол (за неимением мужского наследства) своей дочери Тамаре. Вы знаете, что время правления св. царицы Тамары (1184 - 1213) – это время расцвета Грузинского царства. За время ее правления Грузинское царство значительно расширилось (в это время оно контролировало и Трапезунд).
Среди выдающихся деятелей того времени можно упомянуть великого поэта Шоту Руставели, известного своей знаменитой поэмой «Витязь в тигровой шкуре». И хотя в школе или в институте эта поэма представлялась как некое, может быть, даже языческое творчество, или, по крайней мере, внецерковное, на самом деле у этой поэмы есть очень глубокомысленное предисловие, в котором поднимаются богословские вопросы, например, о сотворении мира и другие, и которое в школах обычно не изучалось. Время расцвета было не очень долгое, и уже при преемнице царицы Тамары – ее дочери царевне Русудан Грузия обратилась на Запад за помощью в борьбе с магометанами.
В XIVв. Грузия разделилась на два царства – Восточное и Западное и на два католикоса (Католикос собственно Картлии) – Карталинский, Кахетинский и Тифлисский с резиденцией в Мцхета и католикос Западной Грузии называвшийся Абхазским и Имеретинским, который имел резиденцию в Кутаиси.
Уже к середине XVв. Грузия была раздробленна на три царства - Картлию, Кахетию, Имеретию и на множество княжеств. Опасность для грузин представляли не только турки, но и монголо-татары, а позже и персы. Грузия раздиралась между несколькими врагами, которые, совершая частые набеги, опустошали ее. Поэтому грузинские царевичи в это время уже начинают обращаться за помощью к русским князьям, а затем и царям.
Этот период дал Грузии своих мучеников. Персидским шахом Аббасом I в 1617г. прямо в пасхальную ночь были избиты 600 преподобных Давидо-Гареджийской обители. Эти 600 преподобномучеников Давидо-Гареджийских и сейчас почитаются в Грузии.
Стоит также упомянуть о такой замечательной святой – царице мученице Кетевани, замученной персидским шахом Аббасом. Она очень долго, несколько лет пробыла в заключении в темнице, но осталась верна православию. Она была в преклонном возрасте и под конец жизни была замучена шахом.
XVIIIв. также не принес облегчения грузинам, в конце этого века, в 1795г. персидский шах Ага-Мохаммед прошел всю Грузию «огнем и мечем», и в день Воздвижения Креста Господня сбросил с высокого берега Куры Патриарха и других священнослужителей Грузии. В таких условиях Грузии собственно ничего не оставалось, как обратиться за помощью к России и присоединиться к ней.
Среди деятелей того времени можно отметить известного грузинского богослова XVIIIв.– католикоса Антония I, написавшего также филологические работы о грузинском языке. Католикос в переводе значит Патриарх всех грузин.
Итак, в 1800г. Грузия была присоединена к Российской империи, а в 1811г. Грузинская Церковь была воссоединена с Русской Церковью, без какой бы то ни было автономии. Католикос Антоний II, управлявший в это время Грузинской Церковью, ушел на покой, Грузинская Церковь стала Экзархатом без права автономии. В скором времени митрополиты (Экзархи) Грузии стали поставляться только из русских иерархов (грузинские митрополиты уже не ставились). В Грузии было произведено серьезное укрупнение епархий: если до присоединения к Российской империи в Грузии было 13 епархий, то после присоединения осталось только три. Это, конечно же, вызывало недовольство грузин. Упразднение автокефалии, обусловленное политическими причинами, также было воспринято грузинами очень болезненно. Но император Александр I не без оснований опасался, что персы или турки используют Церковь, как инструмент в политической борьбе, в сепаратных движениях против России. Возможность появления каких-то самозванных царей, князей, правителей была реальна, как и их поддержка со стороны Грузинской Церкви. Очень часто бывало, что грузинские князья, несмотря на различия в вере, прибегали к помощи Персии. Этим объясняется такое, в чем-то даже, можно сказать, насильственное упразднение автокефалии Грузии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.