Конспект лекций по предмету "Теория перевода"


Лекция 11. Грамматические приемы перевода. Морфологические преобразования

Общность между грамматическими свойствами русского и английского языков обусловлена их общей принадлежностью к индоевропейской семье и проявляется в наличии общих грамматических значений, категорий и функций, например: категории числа у существительных, категории степеней сравнения у прилагательных, категории времени у глагола и т. п. В то же время, принадлежность этих языков к разным языковым группам, отражается в существенных различиях между их грамматическими свойствами. Например, в существовании несходных грамматических категорий: артикли в английском языке, падежные формы в русском языке; герундий в английском языке, деепричастие в русском языке и т.д. Один из любопытных грамматических приемов перевода – нулевой перевод, т.е. пропуск той или иной грамматической формы при построении текста перевода. В условиях сходства грамматических форм данный прием уместен в тех случаях, когда в исходном и переводящем языках не совпадает традиция употребления конкретной формы. Так, при переводе с английского языка на русский переводчик часто сталкивается с несовпадением функций местоимений в двух языках. Нулевой перевод оказывается весьма эффективным при работе с такими выражениями как: they say – говорят, you see – понимаешь, say it – скажи. В условиях различия грамматических форм нулевой перевод применим в отношении артиклей, когда они несут исключительно грамматическую информацию. Наиболее популярным переводческим приемом является функциональная замена – использование в переводе иной грамматической формы языка перевода, близкой по функционально-смысловым свойствам исходной единице. Так, в ряде случаев артикли в английском языке помимо чисто грамматического значения все же несут определенную смысловую нагрузку. В таких ситуациях применима функциональная замена. Например, They were powerful enough not to need a tsar, especially the tsar. – Они были достаточно сильны, чтобы не нуждаться в каком-то царе, особенно в таком царе. В данном случае смысловая роль английского артикля компенсирована при переводе на русский язык за счет местоимений. Частным случаем функциональной замены является конверсия – изменение морфологического статуса формы. Наиболее часто конверсия применяется в отношении безэквивалентных грамматических форм. Яркой иллюстрацией может служить перевод на русский язык специфической английской формы - герундия. В русском тексте вместо герундия употребляется либо наиболее близкое к нему отглагольное существительное, либо инфинитив, либо специфически русское деепричастие. Например: on arriving – по прибытии / приехав. Осложненная конверсия – это замена не только морфологического статуса формы, но и ее грамматической функции. Например: Оратор устало(наречие в функции обстоятельства) замолчал (глагол в функции сказуемого)– The tired (прилагательное в функции определения) speaker was silent (прилагательное в функции именной части составного именного сказуемого).
В английском языке преобладает глагольный способ выражения многих предикативных отношений, тогда как русский язык тяготеет к именному способу. Частым приемом морфологического преобразования является распространение исходной формы, которое заключается в расщеплении лексико-грамматической единицы на составляющие, каждая из которых несет часть исходной информации. Распространение применяется, например, для преобразования синтетических форм в аналитические. Прямо противоположный прием - стяжение, или компрессия, грамматической формы. Стяжению подвергаются, например, аналитические формы английского глагола, фразовые глаголы. В контексте грамматических приемов перевода обычно рассматривают и антонимический перевод - замену утвердительной формы в оригинале на отрицательную в переводе или отрицательной — на утвердительную. Антонимический перевод позволяет создать более естественную грамматическую структуру на языке перевода в тех случаях, когда грамматическая форма приходит в противоречие с правилами лексической сочетаемости. Например: We didn’t have much time – У нас оставалось мало времени.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.