Конспект лекций по предмету "Психология семейных отношений"


Особенности развития материнства в современных условиях

В наши дни материнство, занимая незначительное место в иерархии ценностей женщины, оттесняется иными ценностями: профессиональными, поиском материального благополучия и пр. Зарубежные и отечественные исследователи единодушно отмечают тенденцию изменения ценностных ориентации в обществе в сторону гедонизма и индивидуализма. Заметное возрастание в наше время стремления к высокому профессиональному статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют родительству.
Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, — это ее собственный ребенок. В этих условиях молодые родители обращаются к поиску недостающей информации. Помимо возникновения потребности в повышении своей родительской компетентности происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств. Все это ведет к направленному, осознанному развитию не только информационных, но и эмоциональных основ материнской сферы. Ее построение становится задачей самого субъекта материнства. Женщина интересуется тем, что она должна чувствовать, какую роль это играет в развитии ребенка, зачем ей это надо самой и что надо делать для развития этих чувств. Подготовка к материнству теперь не ограничивается ведением беременности и сведениями об уходе за ребенком и кормлении. В нее входят развитие эмоциональной сферы, интуиции, освоение способов общения с ребенком до рождения и т. п. Сведения об эффективности родов и послеродового развития взаимодействия с ребенком у матерей, прошедших психологическую подготовку к материнству, подтверждают это мнение. Успешность родов, благополучная ситуация с грудным кормлением достигают в этих случаях 80—90%, что намного превышает средние показатели (Н. П. Коваленко, Г. И. Брехман, А. И. Захаров, О. Л. Троянина и др.).
Таким образом, произведенный обзор подводит нас к следующим заключениям:
1. Поток зарубежных исследований в области психологии материнства и смежных проблем, в противовес отечественным, отличается обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: 1) материнство как обеспечение условий для развития ребенка и 2) материнство как часть личностной сферы женщины.
2. Выяснилось, что существует несколько точек зрения на так называемый материнский инстинкт. Одни рассматривают материнские чувства как природную особенность женщины. Другие утверждают, что материнская любовь — это понятие, которое не просто эволюционирует, но наполняется в различные периоды истории различным содержанием; рассматривают во взаимосвязи три главные социальные женские роли: матери, жены и свободно реализующейся женщины и полагают, что в различные эпохи та или иная из этих ролей становилась главенствующей. Есть еще такое мнение, что развитие привязанности матери к новорожденному зависит в равной мере как от ее прежнего опыта, главным образом детского, так и от связей, которые устанавливаются между ними после родов в результате се забот о ребенке и его ответной реакции. Стремление к материнству, по-видимому, нельзя сводить ни к биологическому влечению, ни к следованию социо-культурным нормам. Материнство, по словам Т. Флоренской, — предназначение женщины, и поэтому можно говорить о существовании духовной потребности, которая является главным источником стремления женщины стать матерью.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.