Конспект лекций по предмету "Криминалогия"


Место криминологии в системе других наук

Для раскрытия сущности криминологии важно не только определить ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень "родства" со смежными научными дисциплинами и степень самостоятельности криминологических знаний.
В начале XX в. криминологическая проблематика рассматривалась в рамках уголовного права. Это аргументировалось тем, что криминология зародилась в недрах уголовного права, что учение о преступности - аспект уголовно-правовой науки и изъятие криминологии из содержания уголовного права делает его сухой юридической догмой.
Такая позиция не лишена оснований. Действительно, криминология и уголовное право в ряде случаев оперируют одними и теми же понятиями, например "преступление", "наказание", "состав преступления", "квалификация преступления" и др. Однако данное обстоятельство свидетельствует лишь о взаимосвязи уголовного права и криминологии. Уголовное право во многих случаях также оперирует криминологическими понятиями, совершенно не обедняя науку криминологию и не снижая ее социального назначения.
Криминология вообще не является собственно правовой наукой, не изучает правоотношений. Ее правовая сторона состоит в том, что, рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, даваемых в уголовном законе. В то же время для нее характерен широкий социологический подход к исследованию преступности, личности преступника. Таким образом, связь криминологии с уголовным правом вполне очевидна, однако она не исключает самостоятельности криминологии как науки.
Как комплексная научная отрасль знания, криминология связана и с другими научными дисциплинами. Речь в первую очередь идет о таких юридических науках, как уголовно-исправительное право, уголовный процесс, криминалистика, административное, трудовое, семейное право, и др.
Так, уголовно-исправительное право использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания осужденных. В полной мере это относится к осуществлению административного надзора в отношении ранее судимых лиц.
Представляется также очевидной связь криминологии с уголовным процессом. Прежде всего это вытекает из общности задач криминологии и уголовного процесса, которая состоит в том, что деятельность участников уголовно-процессуальных взаимоотношений направлена на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дела по существу, включая выявление причин и условий совершения преступлений, а также осуществление мер по их устранению.
Не менее очевидна связь криминологии с криминалистикой. Она проявляется прежде всего в том, что важные положения криминалистики и ее методологические основы используются для распознавания форм преступных проявлений, выработки средств и методов предупреждения преступлений. В свою очередь, криминологические знания нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений.
Криминологию справедливо называют комплексной наукой, имея в виду, что она объединяет в себе, кроме юридических, элементы других наук (социологии, философии, экономической науки, психологии, педагогики, демографии и др.). В то же время комплексность криминологии отнюдь не лишает ее самостоятельности, а лишь существенно обогащает ее знания и арсенал средств предупредительного воздействия.
Связь криминологии с другими науками имеет различное содержание. Дело в том, что преступность, ее причины, личность преступника, средства предупреждения преступлений - проблема многоплановая, требующая объединения усилий многих отраслей научных знаний (психологии, педагогики, демографии, математики и др.).
Все это позволяет констатировать, что криминология связана с фундаментальными общественными науками (прежде всего с философией, социологией, экономической наукой, политологией); с иными общественными науками (в том числе уголовно-правового цикла); с точными и естественными науками (см. рис. 1.3).

┌────────────────────────────────────────┐
│ Связь криминологии с другими науками │
└────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌────────────────┐
│ Уголовное право ├─┐ │ Философия ├─┐┌─┤ Экономические │
└───────────────────────┘ │ └────────────────────┘ ││ │ науки │
┌───────────────────────┐ │ ││ └────────────────┘
│Уголовно-процессуальное├─┤ ┌────────────────────┐ ││ ┌────────────────┐
│ право │ │ │ Этика и эстетика ├─┤├─┤ Демография │
└───────────────────────┘ │ └────────────────────┘ ││ └────────────────┘
┌───────────────────────┐ │ ││ ┌────────────────┐
│Уголовно-исполнительное│ │ │├─┤ Статистика │
│ право ├─┤ ││ └────────────────┘
└───────────────────────┘ │ ┌────────────────────┐ ││ ┌────────────────┐
┌───────────────────────┐ │ │ │ │├─┤ Математика и │
│Административное право ├─┼┬─┤ Криминология │ ││ │ кибернетика │
└───────────────────────┘ ││ │ ├─┘│ └────────────────┘
┌───────────────────────┐ ││ │ ├──┤ ┌────────────────┐
│ Теория │ ││ └────────────────────┘ ├─┤ Психология │
│ оперативно-розыскной ├─┤│ │ └────────────────┘
│ деятельности │ ││ │ ┌────────────────┐
└───────────────────────┘ ││ ├─┤ Педагогика │
┌───────────────────────┐ ││ │ └────────────────┘
│ Криминалистика ├─┤│ ┌────────────────────┐ │ ┌────────────────┐
└───────────────────────┘ │├─┤ Теория социального │ ├─┤ Психиатрия │
┌───────────────────────┐ ││ │ управления │ │ └────────────────┘
│ Гражданское право ├─┤│ └────────────────────┘ │ ┌────────────────┐
└───────────────────────┘ ││ ┌────────────────────┐ └─┤ Криминология │
┌───────────────────────┐ │└─┤ Социология │ └────────────────┘
│ Трудовое и семейное │ │ └────────────────────┘
│ право ├─┘
└───────────────────────┘

Рис. 1.3.

Являясь самостоятельной, наука криминология может характеризоваться как система научных знаний о преступности, ее причинах и иных детерминантах, личности преступника и социальной деятельности по предупреждению преступлений и преступности в целом.
Особенно ответственные задачи стоят перед данной наукой в связи с происходящими на нынешнем этапе развития нашего общества изменениями, охватившими все сферы общественной жизни. Криминология, как и другие общественные науки, призвана внести свой вклад в обновление тех криминологических знаний, которые, в силу ряда субъективных тенденций, отстали от жизненно важных проблем борьбы с преступностью. Новые криминологические знания должны вооружить юристов не только современными представлениями о природе преступности и ее сущности, но и служить научно обоснованной ориентацией для правильного и надежного обеспечения практических мер по борьбе с ней.
Арсенал криминологических средств станет богаче и мощнее, если практические работники овладеют криминологическим мышлением, создающим основу для правильного понимания происходящих в обществе преобразований. Для этого нужны энергичные усилия по овладению диалектикой развития новых общественных процессов в сочетании с эффективным решением кардинальных проблем жизни, к которым, безусловно, относится и борьба с преступностью.
Криминологические знания способны сыграть определенную роль в преодолении у практических работников догматических представлений, упрощенчества и стереотипов мышления о преступности, личности преступника, механизме преступного поведения, причинах этих негативных явлений, путях и средствах противодействия им.

Контрольные вопросы и задания:
1. Почему возникла наука криминология и какие потребности социальной жизни обусловили ее существование и развитие?
2. Что изучает криминология?
3. В чем состоит специфика криминологического знания?
4. В каких направлениях развивался предмет криминологии?
5. Каковы цели и задачи криминологии?
6. Раскройте содержание функций криминологии.
7. Что представляет собой система криминологии?
8. Раскройте понятие методов криминологии.
9. Покажите соотношение общенаучных и частнонаучных методов криминологии.
10. Каковы специальные методы криминологии?
11. С какими науками наиболее тесно связана криминология?
12. Связь криминологии с науками криминального цикла.
13. В чем выражается самостоятельность науки криминологии?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.