Конспект лекций по предмету "Буддизм"


Школы дзен в Японии.

Первым, кто принес Дзен из Китая в Японию, был Деше(629 - 700), который учился у Хсюан-тсан, знаменитого своей книгой “Запись западных земель”. Говорят, что Деше построил зал для дзенской практики в уголке Ганедзи в Тара. Сайчо (767 - 822), который основал школу Тэндай в Японии, представлял школу Бычей Головы в Китае в начале периода Хейан. Дзен называется “Эзотерическим учением” в школе Тэндай в противоположность “Экзотерическому учению”, которое скорее не проясняет природу относительного и абсолютного, а полагается на декламирование заклинаний и излагает “тонкую и секретную доктрину”. Дзадзен также практиковался в китайской школе Тэндай и был включен в их программу медитативной практики. Еннин (794 - 864) и Енчин (814 - 891), которые придерживались традиции Сайчо, изучали Дзен, когда были в Китае и принесли дзенское учение и книги обратно в Японию. Даже сегодня, уникальная разновидность Дзен, называемая митсу-дзен (тайный Дзен), все еще практикуется в школе Тэндай. Хотя все это были примеры Дзен динасии Т'анг - периода формирования китайского Дзен, когда он периодически проникал в Японию, - только когда мы начинаем говорить о Дзен, переданном в Японию во время династии Сун (когда он достиг своего апогея в Китае), он уже твердо установился в Японии.
ШКОЛА РИНДЗАЙ.В течение династии Сун, когда китайский Дзэн достиг своего апогея, появились один за другим множество выдающихся монахов и были созданы уставы, регулирующие практику в Дзенских монастырях. Более того, специфические методы практики для Дзадзен - такие, как коаны и мондо - также были развиты, форма, в которой не только практикующий монах, но и обычный мирянин легко мог практиковать, появились на свет, и религиозный характер школы Дзен стал очевиден. Первым принес Дзен династии Сун в Японию Ейcай (1141 - 1215) из школы Риндзай. Когда Ейcай сделался монахом, он поднялся на гору Хиэй и изучал учения Тэндай. Поскольку Енруякудзи на горе Хиэй был первичным центром изучения нового китайского буддизма того времени, Доген и Ничирен также пришли к горе Хиэй для изучения и практики. Ейcай дважды путешествовал в Китай и после совершенствования в Дзэн направления Хуан-лун школы Лин-чи (Риндзай), он вернулся в Японию и пытался продвигать Дзэн династии Сун. Однако, учитывая зависть г.Хиэй и яростные гонения, он отправился в Камакура, где Ходжо Масако, Йориие и Санетомо предоставили ему убежище. Таким образом, Ейcай установил свою власть в Камакура и храмы школы Ринзаи последовательно строились здесь с того времени. Поскольку 21 из 24 направлений китайского Дзэн, переданного в Японию, принадлежат школе Ринзаи, японский Дзэн Риндзай многообразен. Более того, поскольку множество монахов времен китайской династии Сун - таких, как Лан-ч'и (1213 - 1278), Юань (1197 - 1276) и Та-син (1214 - 1288), и монахов династии Юань, таких, как Ву-сюе (1226 - 1286) и Чин-Т'ан (1244 - 1306) - последовательно прибывали в Японию, Дзэн школы Риндзай вскоре начал доминировать в Японии. Ашикага Такаудзи дал прибежище Мусо Сосеки (1275 - 1351) в течение периода Муромачи. Мусо ввел систему “Пяти Гор” в подражание китайскому Дзэн, построил “храмы, чтобы поддерживать нацию в мире”, в ключевых точках по всей стране, и попытался установить систему религиозного контроля, базирующуюся на школе Риндзай. Однако эта попытка потерпела крушение в связи с установлением власти военного правительства. Тем не менее, Дзэнская культура Киото и Камакура, вместе с распространением дзэнских храмов в различных районах страны, начала распространятся в провинции посредством китайских книг, архитектуры, ландшафтных садов, живописи и каллиграфии. Тем не менее, поскольку школа Риндзай связала себя с политической властью определенного времени (в отличие от школы Сото, которая опиралась на все население), она потеряла свое влияние, когда класс воинов, служивший ей главной опорой, ушел с политической арены. В некоторой степени в течение периода феодальных войн, Иккю (1394 - 1481) из Дайтокудзи внес свежую струю в Дзэн Риндзай, создал свой собственный стиль Дзен, не заискивающий перед власть имущими и сопротивляющийся превратностям времен. Сюден (1569 - 1633), которому Токугава Иеясу дал прибежище, был человеком, который начал возрождение школы Риндзай, которая долгое время находилась в сильном упадке. Он сделался секретарем монахов и помогал формировать религиозную администрацию военного правительства. Хотя Такуан (1573 - 1645) и Банкеи (1522 - 1692) также внесли определенный вклад в возрождение школы Риндзай, все-таки основу современной школы заложил Хакуин (1685 - 1768). В то время, когда большинство мастеров Риндзай учили Дзен феодальных князей и их окружение, Хакуин учил Дзэн широкие слои населения в простых выражениях. Он делал упор на Дзадзэн, как на лучшем методе поддержки здоровья и подчеркивал его связь с благополучием в этой жизни. Хотя Дзэн Риндзай часто можно было обвинить в отстранённости, Хакуин, который популяризировал и модернизировал Дзэн, объяснял Дзэн в понятных для всех выражениях в таких работах, как “Ясен канна” (Болтовня на лодке вечером), “Дзадзэн васан” (Песня Дзадзэн), “Шудзин обаба котахики ута” (Песня старухи при перемолке зерна или Сознание-как-Господин) и Отафуку дзоро конахики ута (Песня безобразной проститутки при перемоле зерна). Эти работы могут служить, как хорошее введение в современный Дзен. Существуют 14 методических направлений в школе Риндзай. Это: Мёшинджи (которое занимает среди них главенствующую позицию), Кенчоджи, Нандзэнджи, Энгакуджи, Шококуджи, Кенниндзи, Дайтокуджи, Тофукуджи, Хокодзи, Эйгендзи, Буттсюдзи, Тенруюдзи, Когакуджи и Кокутайдзи. Кроме общей организации школы, каждое учение имеет свой собственный главный храм и развивает свой уникальный стиль Дзэн. С другой стороны, школа Сото никогда не разбивалась на различные учения с тех пор, как она была установлена в Японии.
ШКОЛА ОБАКУ. Школа Обаку японского Дзэн, почитающая Инген (Йин-Юань, 1592 - 1673) как своего патриарха - родоначальника, разделяет те же методические подходы, что и школа Риндзай. Поскольку в китайском Дзэн не существовало отдельной школы Обаку, эта школа считается отдельной с тех пор, как китайский монах Риндзай Инген ввел в Японии новый стиль Дзэн времен династии Мин. Спасаясь от перепитий, которые имели место в конце династии Мин, Инген прибыл в Нагасаки в 1654 г., сопровождаемый более чем 20 учениками. Получив аудиенцию у текущего военного диктатора Иетсуна, Инген построил под его покровительством Мампукуджи в Удзи. Устав, речь, поведение и орнамент в этом монастыре - все в стиле династии Мин, дали рождение новому стилю Дзен в период исключения. Основы школы Обаку также способствовали взаимообмену между монахами Риндзай и Сото, что сыграло большую роль в распространении Дзэнской культуры.
ШКОЛА СОТО. Доген (1200 - 1253), основатель японской школы Сото, первоначально учился в школе Тэндай на горе Хиэй, а затем изучал Риндзай Дзэн у ученика Ейсай - Мьезена - в Кэннинджи. Он отбыл в Сунский Китай с Мьезен в 1223, где стал учеником Джю-Чин с г.Т'иен-т'ун, и принес Дзэн Сото впервые в Японию по своему возвращению, в 1228. Преднамерившись развивать чистый стиль Дзэн, переданный ему его учителем Джю-Чин, Доген отказывался заводить отошения с другими сектами. Он имел глубокое пренебрежение к формированию связей с власть имущими и выбрал глубокую долину в горах в качестве места для постройки Эйхедзи. Там он старался вести жизнь религиозной практики вместе с другими честными искателями Пути. Доген, имевший богатое литературное образование, установил базовые принципы Ордена Сото в своем труде Шобогендзё (“Сокровище глаза истинной Дхармы”), чьи 95 глав выражают конспективно его мысль с великим литературным умением; его Ейхеи шинги (“Устав Эйхедзи”), был полностью смоделирован с первого дзэнского устава, введенного Пай-Чан Хуай-хай (720 - 814) в династию Т'ан; и его Гакудо Йодзиншо (“Точки для созерцания в буддистском тренинге”), который был написан для практикующих Дзен. Орден был потрясен и смущен на некоторое время безвременной кончиной Догена в возрасте 53 лет. Тем не мене, в четвертом поколении линии Сото Кейзан (1268 - 1325) усилил и подчеркнул фундаментальные принципы учения Догена, воспитал нескольких талантливых учеников и поставил орден Сото на твердое основание. Поскольку храм Содзиджи, откуда Кейзан развивал орден в Ното, был разрушен пожаром в конце периода Мейдзи (1868 - 1912), в настоящее время он перемещен Тсуруми в Иокогаму. Кейзан имел много замечательно одаренных учеников - таких, как Гадзан и Мейхо - и их наследники преуспели в распространении учения Сото по всей стране. Своим быстрым развитием в течение периода Эдо школа Сото обязана Гесшю, который создал новый стиль Дзен путем слияния основ Дзэн Ингена (династия Мин) в Сото Дзен. Он имел несколько выдающихся учеников, таких, как Манзан, которые работали над тем, чтобы сделать орден Сото твёрдым и непоколебимым.
ШКОЛА ФУКЕ.Последней из японских школ Дзэн является школа Фуке, которая состояла из скитающихся, играющих на флейте монахов, которые назывались комусо (монахи пустоты). Ее патриархом-основателем, как считается, был китайский монах времен династии Т'ан П'у-хуа. Его последователи не признавали авторитета писаний и носили белые робы, плетеные шляпы и короткие мечи. Его главное учение состоит в том, что регулировать дыхание удается посредством игры на флейте, и адепт, таким образом, получает возможность войти в сферу Дзэн. Эта секта была запрещена в 1871 году из-за многочисленных эксцессов с ее последователями.(мечи... у монахов... как же без эксцессов? ;-)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.