Конспект лекций по предмету "Экономическая теория"


ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1 Что изучает экономическая теория? (предмет экономики)
Предмет науки - это то, что исследует, изучает та или иная наука.
Мы начинаем изучать экономику. Само слово "экономика" греческого происхождения, буквально означающее "искусство управления домашним хозяйством" ("ойкос" - дом, домашнее хозяйство, "номос" - правило, закон). В настоящем курсе термин "экономика" используется в смысле "экономическая теория", "экономическая наука".
В самом начале можно сказать, что экономика, или экономическая теория, изучает экономические закономерности, экономические проблемы. Это первое приближение к определению предмета экономики.
Экономическая система - это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства.
В дальнейшем мы увидим, что существуют различные экономические системы. Но на данном этапе важно разобраться с общим понятием экономической системы. В экономической системе условно можно выделить несколько важнейших сфер экономической деятельности людей: производство, обмен, распределение и потребление.

Экономическая система
Включает в себя следующие основные сферы экономической деятельности
Производство
Распределение
Обмен
Потребление

Теперь можно сформулировать более точное определение предмета экономической теории.
Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.
Ключевыми словами здесь являются "поведение людей" и "ограниченные ресурсы". В свою очередь поведение людей в экономической системе первоначально определяется их потребностями. Удовлетворение наших потребностей даёт нам возможность жить, к чему-то стремиться, радоваться жизни, творить. В самом общем виде, потребности людей - это то, что им нужно для жизни.
Потребности- это нужда или недостаток в чём-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.
Виды потребностей

В средствах существования
Материальные
Индивидуальные
Социально культурные
Нематериальные
Групповые
В средствах деятельности

Общественные

Первая группаПотребности в средствах существования являются важнейшими потребностями человека в продуктах питания, в одежде, жилье и т.п., необходимых для поддержания жизни человека и его семьи.
Социально-культурные потребности - это потребности в образовании и квалификации, развлечениях, в искусстве, в общении с другими людьми. Для того, чтобы удовлетворить первые две группы потребностей, необходимо располагать материальными ресурсами, - материалами, инструментами, - то есть средствами деятельности. Возникают и развиваются потребности в средствах деятельности.
Во вторую группу потребности включаются в зависимости от того, в какой форме эти потребности удовлетворяются, то есть в зависимости от объекта потребностей. Материальные потребности для их удовлетворения предполагают наличие продуктов в материальной вещественной форме, например потребности в продуктах питания и одежде, в транспорте и в жилище. Нематериальные потребности - это потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, то есть это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте, в знании прошлого и предвидении будущего.
Объединение потребностей в третьей группе осуществляется в зависимости от того, кто является носителем потребности, кто её выражает, то есть в зависимости от субъекта потребности. Например, потребности в питании и одежде удовлетворяются индивидуально, это индивидуальные потребности. На окраине городка, у жителей небольшой улицы есть потребность в освещении тёмной улицы, это групповая потребность. Потребности в обороне страны, в охране общественного порядка, в создании единой налоговой системы - это общественные потребности.
Для удовлетворения потребностей необходимо иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства.
Ресурсы - это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.
Факторы производства - это экономические ресурсы, то есть ресурсы, используемые для производства продуктов и услуг.
Самая главная их особенность состоит в том, что ресурсы и факторы производства ограничены. Ограничены, прежде всего, в том смысле, что их не хватает для удовлетворения всех растущих потребностей общества. Ресурсы и факторы производства, так же как и потребности, разнообразны и многочисленны. Наиболее известная в экономике классификация факторов производства: труд, капитал, земля, предпринимательская способность.
Труд- это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг. Капитал - это всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Капитал - это средства труда, которые созданы человеком.
Земля - в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса.
Предпринимательская способность как фактор производства - это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.
Любой из перечисленных ресурсов является ограниченным, и этот факт очень важен для экономики. Необходимость выбора вытекает из факта ограниченности ресурсов, их редкости. (рисунок 1.4.)


Экономическая теория изучает проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.
Таким образом, мы сформулировали предмет экономики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.