Конспект лекций по предмету "Патофизиология"


Механизмы и формы ио T-типа (клеточно-опосредованный ио (КОИО)).

Существуют 2 основные формы клеточно-опосредованного иммунного ответа:
1. Индуцированная T-клеточная цитотоксичность (ИКЦ) - опосредуется цитотоксическими T-лимфоцитами - (T-киллерами) - ЦТЛ ,
2. Реакция гиперчувствительности замедленного типа (РГЗТ)- опосредуется T-эффекторами ГЗТ.
Механизмы индуцированной клеточной цитотоксичности. В индуктивную фазу первоначально происходит клональная экспансия T-индукторов ЦТЛ данной специфичности. Макрофаги презентуют им антиген и выделяют ИЛ-1. T-индукторы необходимы, как источник ИЛ-2 и ИЛ-6. Под влиянием этих интерлейкинов, а также специфического взаимодействия с антигеном на поверхности макрофага, генетически измененной собственной или генетически чужеродной клетки предшественники ЦТЛ активируются, пролиферируют и превращаются в клетки памяти или дифференцируются в эффекторы ЦТЛ. В продуктивную фазу ИО наблюдается концентрация ЦТЛ, их перемещение в зону локализации антигена.
Значениеклеточно-опосредованного иммунного ответа:
1) противовирусный иммунитет,
2) противогрибковый,
3) при хронических бактериальных инфекциях,
4) противоопухолевый,
5) трансплантационный.
Феномены трансплантационного иммунитета:
1) РХПТ (реакция хозяин против трансплантата или реакция отторжения трансплантата),
2) РТПХ (реакция трансплантат против хозяина).
Развитие этих реакций связано с различиями в специфичности клеточных трансплантационных антигенов сильных и слабых) между донором и реципиентом.
Механизм РХПТ: Антигены клеток трансплантата (алло-, ксено-) вызывают выработку антител в регионарных лимфоузлах и в инфильтрате, кроме того происходит мобилизация T-эффекторов ГЗТ и ЦТЛ. Вокруг пересаженной ткани формируется инфильтрат из Т-лимфоцитов, макрофагов и плазматических клеток. Некроз трансплантата наступает вследствие прямого цитотоксического эффекта ЦТЛ, макрофагов, антител и местного расстройства кровообращения.
Механизм РТПХ : При аллотрансплантации суспензии клеток селезенки, костного мозга, лимфоузлов реципиенту с неполноценной иммунной системой лимфоциты, прежде всего ЦТЛ, иммунокомпетентного донора повреждают клетки органов и тканей хозяина (т.е. имеет место T-тип ИО). У молодых или новорожденных животных в результате агрессии чужих лимфоцитов развивается болезнь малорослости (синонимы - "гомологическая болезнь", болезнь-РАНТ).
Иммунологическая толерантность (ИТ)(tolerantia - терпимость) - отсутствие ИО на определенный антиген, т.е. специфическая ареактивность ИС, не связанная с ее повреждением (иммунодепрессией), при сохранении способности развивать ИО на другие антигены. Благодаря феномену иммунологической толерантности не происходит специфическая элиминация антигена.
Виды иммунологической толерантности:
I. Врожденная или естественная ИТ - развивается при контакте с антигеном в эмбриональном или неонатальном периоде развития особи.
II. Приобретенная ИТ:
а) иммунологическая толерантность "низкой дозы",
б) иммунологическая толерантность "высокой дозы".
Механизмы иммунологической толерантности:
1. Естественная иммунологическая толерантность обусловлена селекцией клонов, активацией в период внутриутробного развития T-супрессоров аутореактивных клонов лимфоцитов.
а) приобретенная иммунологическая толерантность "низкой дозы" опосредована активацией антиген-специфических T-супрессоров, блокирующих ИО,
б) иммунологическая толерантность "высокой дозы" отчасти опосредована активацией T-супрессоров, реагирующих на супраоптимальные дозы антигена, кроме того действует механизм "иммунологического паралича".

Формы и механизмы первичных иммунодефицитов: - первично повреждение локализовано в иммунной системе и обусловлено аномальным генотипом (унаследованным). Ранними симптомами при первичных ИД являются поражения кожных и слизистых оболочек в виде пятен цвета "кофе с молоком", депигментации, экземы, нейродерматита, ангионевротического отека.
I. Комбинированная иммунологическая наследственная недостаточность:
а) ретикулярная дисгенезия представляет собой дефект системы костномозгового кроветворения, в результате которого не образуются клетки-предшественницы миело- и лимфопоэза,
б) агаммаглобулинемия швейцарского типа.
II. T-клеточный иммунодефицит :
а) синдром Ди Джорджи, характеризуется гипоплазией тимуса, в результате чего нарушается дальнейшая дифференцировка претимических T-предшественников,
б) синдром Незелоф характеризуется гипоплазией тимуса, очевидно из-за нарушения процесса миграции T-предшественников в тимус,
в) наследственная недостаточность фермента пурин-нуклеозид-фосфорилазы, из-за чего страдают процессы дифференцировки T-клеток в тимусе,
г) синдром Луи-Бар (атаксия-телеангиоэктазия) нарушена посттимическая дифференцировка T-клеток, что сочетается с недостаточностью IgE и IgA.
III. B-клеточный иммунодефицит:
а) агаммаглобулинемия Брутона обусловлена нарушением дифференцировки клеток-предшественниц лимфопоэза в клетки предшественницы B-лимфопоэза.
б) гипоиммуноглобулинемия с макроглобулинемией нет IgG и IgA.
в) селективный дефицит IgA.
IV. Дефицит клеток миелоидного ряда:
а) хронический гранулематоз, наследственный дефект ферментов гексозомонофосфатного цикла ведет к снижению микробоцидного потенциала нейтрофилов и они фагоцитируют, но не убивают микроорганизмы,
б) синдром Вискотта-Олдрича. Нарушена способность макрофагов презентировать антиген,
в) синдром Чедиака-Хигаси - нарушена структура и функциональная активность лизосом,
г) наследственная недостаточность миелопероксидазы,
д) синдром "ленивых лейкоцитов" - нарушена реакция нейтрофилов на хемотаксические стимулы.
V. Дефицит системы комплемента:
а) дефицит ингибиторов и инактиваторов, стабилизирующих систему, что приводит к перерасходу компонентов комплемента,
б) дефицит начальных факторов отменяет активацию комплемента в целом,
в) дефицит терминальных компонентов C5-C9 нарушает образование МАК (мембранно-атакующего комплекса).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.