Конспект лекций по предмету "История России"


Элладская Церковь

В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати членов. Во время Второй мировой войны Греция была оккупирована немецкими войсками: прежде всего войсками Болгарии, Румынии, Венгрии и Италии, воевавшими на стороне фашистской Германии. После окончания Второй мировой войны политическая обстановка в Греции была нестабильна, деятельность коммунистов во главе с коммунистической партией Греции провоцировала разного рода волнения. Пик их пришелся на начало 60-х годов. В Греческой Церкви наступил кризис. Причиной этого послужило следующее обстоятельство. Если в Русской Церкви переход архиереев с одной кафедры на другую воспринималось как нормальное явление, то в Греческой Церкви епископы, обычно не переходили с одной кафедры на другую. Такое право, называемое метафетон (право перехода с одной кафедры на другую, принцип перемещаемости митрополитов) в Древней Церкви использовалось достаточно редко, а к 50-м годам XXв. переходы архиереев с одной кафедры на другую стали практиковаться все чаще и чаще. В 1959г. церковная и государственная власть такие переходы решила отменить. Но часть епископов (около 30 владык) воспротивилась этому, объявив такое решение незаконным, и отказалась поставлять епископов на пустующие кафедры. Эта неопределенная ситуация продолжалась до середины 60-х годов, когда правительство решило распустить синод и созвать новый, предполагая уменьшить количество архиереев до девяти.
В 1967г. в Греции произошел военный переворот, так называемый переворот черных полковников, и архиепископом Элладским и всея Греции был поставлен владыка Иероним (Коцонис) (1967-1973), бывший духовником королевской семьи. Владыку Иеронима даже в советских изданиях оценивали по-разному. С одной стороны, это был весьма значимый богослов, имевший достаточное количество богословских работ, он был известен и как деятель экуменического движения, что в Советском союзе всячески поощрялось. При этом он пытался очистить Церковь от разных чужеродных элементов, избавить от тех нестроений, которые были в то время. Например, он считал, что очень мало студентов учится на богословских факультетах и их количество необходимо увеличить (в Греции в то время как и сейчас, было два богословских факультета в университетах Афин и Салоник).
Но, с другой стороны, архиепископа Иеронима за то, что он активно поддерживал военный режим, называли еще подполковником в рясе. Слабость этого режима была в том, что он не опирался на какие-то силы внутри страны, а пытался ориентироваться на Запад. Конечно, на Россию в это время было сложно ориентироваться, но, тем не менее, в этом был существенный минус режима.
В 1973г. в Греции произошел очередной переворот, в результате которого к власти пришло демократическое правительство, насильственным образом изменившее состав синода. Архиепископ Иероним вынужден был уйти в отставку, а через два года в 1975г. была изменена конституция Греции. Из Конституции был убран пункт об обязательной защите Церкви греческим королем. По новой Конституции правитель Греции не обязательно должен быть православным, и хотя православие было оставлено господствующей религией, но Греческая Церковь была отделена от государства. Таким образом, если у нас Церковь была отделена от государства в 1918г., то в Греции только в 1975г., и отделение это было не таким как в нашей стране: Греческая Церковь продолжает оставаться господствующей в своей стране, и фактически она от государства не отделена.
В Греции с 1907г. существует братство «Зари», что по-гречески значит – «жизнь». Ветвь этого братства «Сатир» - «Спаситель», появившаяся в 60-х годах, да и само братство особенно в последнее время объединяет значительное количество молодежи.
На одной из последних молодежных конференций, проходивших в России, делегат из Греции, владыка рассказывал о своем разговоре с молодым человеком. Владыка спросил его: «Может ли сейчас молодежь быть в Церкви?» На что тот ему ответил: «Вы, Владыка, неправильно ставите вопрос. Вопрос в том: может ли сейчас молодежь быть вне Церкви?» То есть смысл ответа был в том, что сейчас молодому человеку вне Церкви прожить почти невозможно, потому что он просто может перестать быть человеком, а стать животным. Слава Богу, что в Греции некоторые это понимают, и молодежное движение в Греции активизируется.
В Греции есть два богословский факультета в университетах Афин и Салоник, на каждом из которых обучается студентов в десять раз больше чем у вас, то есть более шестисот, еще есть семь институтов с двухгодичным обучением и восемь семинарий с шестилетним образованием. По всей Греции распространенны школы катехизации, обучение в которых ведется на достаточно высоком уровне. В Греции издается много церковных газет и журналов. Наиболее известные из них это «΄Εκκλησία» («Екклесия» - «Церковь») с приложением «Ό Έφημέριοσ» («Эфимериус» - «Священник») и богословский журнал «Θεολογία» «Теология». Кроме этого каждый владыка на местах тоже издает свой журнал или газету. В Греции 78 митрополий, то есть на сравнительно небольшой территории достаточно много епископов и практически все из них митрополиты. В Греции сохраняется древнее устройство, при котором в каждом городе был свой епископ.
Из современных греческих богословов, конечно, следует упомянуть Христоса Янараса, известнейшего богослова, догматиста.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.