Конспект лекций по предмету "Богословие"


Оригенизм Евагрия

Исторически оригенизм Евагрия сыграл в истории Церкви более значительную роль, нежели “оригенизм” самого Оригена, и поэтому мы остановимся на нем подробнее.
Три вида “феории” (созерцания) и два вида “природы”.Знаменитый оригенистский тезис еще с III в., толкование пс. 148 “Изведи из темницы душу мою” в смысле изведения души из темницы тела, у Евагрия удерживается. Св. Отцы (Св. Василий Великий) толковали это в том смысле, что речь идет о темнице греха (греховные страсти плоти, но не сама плоть), а у Евагрия удерживается тот смысл, что сама плоть, хотя и смягчается полемический накал. Говорится так, что тюрьма — это полезное заведение для исправления. Евагрий буквально говорит следующее: “не каждому подобает говорить : “Изведи из темницы душу мою” — не каждому время так говорить, а только тем, кто уже находясь в темнице совершил ?nUieo (славянский термин — “деяние”, т. е. область деятельных добродетелей). Темница это место, где совершается “праксис”, и цель этого “праксиса” — достижение бесстрастия, еще не спасения, но некоторого важнейшего этапа на пути к спасению, а именно, бесстрастия, освобождения от страстей плоти. Такое понимание “праксиса” — это общеправославное учение. Но дальше важно то, что открывает eaun?a (слав. “видение”, рус. “видение”, или “созерцание”), когда он совершен. Страстному человеку доступно созерцание внешности предметов, но это eaun?a внешняя, которая нам просто дана в силу того, что мы родились людьми. Если же мы станем бесстрастными, то средостение греха, которое помрачает наше видение и не дает ему проницать в глубь предметов, исчезнет, и тогда откроется oooeex eaun?a — физическая феория, природное созерцание. Это означает, что за внешними предметами, за творением, уже будет видно реальное Божественное присутствие в каждом творении, т. е. то, как Бог присутствует в каждой вещи как ее Создатель. Потому что Он не просто (это и по православному учению) сотворил и отстранился, а пока вещь существует, Он в ней присутствует. И видит глубину вещей тот, кто видит в них Бога непосредственно и ясно, сквозь эту поверхность вещей. Каково же видение Бога, которое возможно внутри вещей, которое открывается любому, кто достиг бесстрастия? По православному учению, как и у Евагрия, это сформулировали св. Каппадокийцы в полемике с Евномием (вопреки Евномию, учившему, из своих арианских соображений, что Бог познаваем по сущности), которые говорили, что Бог непознаваем по сущности, а познаваем только по Своей энергии или премудрости. (Поэтому св. Григорий Палама часто ссылается на св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, на материалы этой полемики с Евномием и обвиняет своих противников евномианстве. Т.к. само мнение о том, что Бог может быть виден по сущности, а не только по энергии — это евномианская ересь, хотя противники Григория Паламы в XIV в совершенно другими путями к ней подошли). Евагрий и все оригенисты его времени считают, что евномианство — страшная ересь, и Евагрий ни в коем случае не повторяет учение Евномия в этом вопросе. Кстати другой оргенист Дидим Слепец вошел в историю как выдающийся противник Евномия. Поэтому Евагрий о oooeex eaun?a говорит так, что сущность Божия не становится в ней доступной и видимой, а становится доступна и видима многоразличная премудрость Божия (Еф. 3: 10), т.е. энергия. Премудрость — энергия, этим не исчерпывается значение слова премудрость в патристике, но это одно из наиболее принятых значений. Премудрость и становится объектом феории (особенно у авторов IV—V вв. часто встречается утверждение о том, что по премудрости мы можем познать Бога, а по сущности нет). Евагрий как ученик каппадокийцев, заимствует их учение о энергии, но вставляет его в совершенно иной контекст.
Различие начинается с самого понимания творения. По Евагрию, это не просто творение, а второе творение. Это особенности оригенизма не Оригена, а Евагрия: Бог сотворил некий тварный мир, который был первым творением, а потом это творение отпало и началась духовная деградация его, и для этого творения Бог сотворил тварный мир — второе творение.
“Вещество не вечно, но было создано специально после грехопадения и конечно на время, потому что когда все спасется, все это упразднится, вся темница”, — это учение Евагрий излагает в своих “Гностических главах”.
Это еще одно отличие Евагрия от Оригена. Ориген учил вообще о вечности материи, о том, что Бог является только творцом качеств, т.е. Ориген был здесь как все язычники. Этого Евагрий не принимает, но считает, что Бог сотворил материальный мир, который нужен для жизни во грехе, потому что грех уже предопределяет эту надобность, и Бог совершил это второе творение свой премудростью и в oooeex eaun?a мы видим Бога в этом втором творении. Это не так далеко от православного учения, как может показаться сначала, т.к. по православному учению, такой важнейший элемент творения Божия, который можно считать как бы аналогом этого второго (хотя так никто не называет) — это разделение полов. Ведь оно совершилось до грехопадения, и по единогласному учению св. отцов, это было сделано в предвидении грехопадения. В. Н. Лосский сказал, что “на корабле спасательный круг в предвидении кораблекрушения, но он никак не подталкивает к кораблекрушению”. Также и здесь, чтобы человеческий рода не пресекся из-за греха, когда войдет в смерть. Итак, “праксис” завершается в oooeex eaun?a — при освобождении от страстей.
Уже здесь происходит видение Света, т.к. энергия, премудрость Божия — это свет. Однако, исполнение “праксиса” — это еще не воскрешение ума. Ум должен воспрянуть от своей мертвости. Это звучит вполне православно, но Евагрий под этим понимает, что воскрешение ума есть его преложение от вещественного видения к невещественной “феории”.
По Евагрию, различаются три вида “феории”:
- То, что все мы видим, когда просто смотрим; это даже не “фисики феориа”;
- oooeex eaun?a, — и, наконец,
- видение (феория) первой природы. Это так наз. “сущностное видение” (eaun?a isoe?aco). Это и есть то самое познание природы Бога вне энергии, непосредственное познание по сущности Божией, о котором учил Евномий. Евагрий подошел к евномианскому выводу с совершенно противоположной стороны.
Учение о познании сущности Божией.Мы Бога познаем полностью, но по энергии, а сущность непознаваема. В энергии Бог полностью, а не кусочком каким-то, Бог не делится на части. Если вообще мы познаем Бога по энергии, по православному учению мы познаем Его полностью, потому что в каждой энергии Бог полностью. Это ответ на вопрос ЧТО? Но на вопрос КАК мы это познаем, можно сказать, что только по энергии, а не по сущности. Почему Евагрий приходит к мнению о познании Бога по сущности, как следующей и высшей стадии, нежели познание по энергии? Видно, что генезис этой идеи очень неправославный, это как раз стержень оригенизма. С другой стороны, сказать, что всякое учение о познании Бога по сущности неверное, нельзя, потому что ап. Петр говорит, что мы станем причастниками Божественного естества (1 Пет. 1:4). Как во Христе соединяются нераздельно и неслиянно две природы своими энергиями, так должно происходить соединение тех же двух природ в каждом из нас, если мы становимся Телом Христовым. Тело Христово одно. В него входят все члены Церкви. И в каждом из нас должно происходить соединение нашей человеческой природы, которая та же, что и воспринятая Христом, с природой Божественной, и тогда можно говорить о познании Божественной сущности — в известном смысле этого слова. Однако, и во Христе, и в нас природы не могут соединиться иным образом, нежели по энергиям. Энергия — движение сущности. Если нет движения, то нет соединения.
По Евагрию, дело обстоит совершенно иным образом. Есть два вида богопознания: тот, кто познает Бога, имеет или ведение Его сущности, или ведение Его премудрости, которой Он пользовался, создавая все. Ведение сущности, помимо премудрости Божией, — учение неправославное.
Учение о единой природе “умов”.Евагриево учение о познании сущности Божией следует из его представления о единой “умной природе”. Бог, ангелы и человек — это одна умная природа. В Боге она в своем исконном состоянии, в ангеле она “подпорчена”, в людях совсем испорчена, но все равно она одна и та же, и поэтому просто очищение себя и жизнь по своей природе и будет соединением с природой Бога, т. к. природа ума — это и есть Божественная природа. Потому исходя из этой оригенстской посылки, Евагрий не мог избежать в то время уже скомпрометированного евномианского вывода о познании Бога по сущности, а не только по энергии.
Евагрий говорил, что “познание своего ума означает то же самое, что познание Бога по сущности, и оно невозможно пока мы живем чувственным познанием”.
Из Большого письма к Мелании:
“Сие неизреченное чудо — природа словесных (в обратном пер. на греч. с сир. — oyoeo o§i eiaee§i) смешивается с природой своего Творца так, что в результате остается энада [оригенистская] в трех ипостасях”. Умы не вносят ни новой ипостаси, ни тем более новой природа, т.е. полностью смешиваются с энадой, подобно тому как речная вода не сообщает морю своего цвета и вкуса.
Возникает вопрос, зачем вообще в этой схеме нужен Христос, если и так природа умов и пророда Бога — одна и та же? Евагрий держится ответа, общего для оригенистской традиции: Христос — это тот единственный ум, который удержался от грехопадения, увлекшего всех остальных, и в нем сохранилась природа неиспорченная. он нужен как руководитель, чтобы нас привести к Отцу. Он принимает условия второй природы для того, чтобы возвести нас к первой природе. Когда это случится, “царство Христово приимет конец” — Он его передаст Отцу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.