Конспект лекций по предмету "Программирование"


Принципы тестирования

Сформулируем основные принципы тестирования, используя главную предпосылку настоящего раздела о том, что наиболее важными в тестировании программ являются вопросы психологии. Эти принципы интересны тем, что в основном они интуитивно ясны, но, в то же время, на них часто не обращают должного внимания.
Описание предполагаемых значений выходных данных или результатов должно быть необходимой частью тестового набора.
Нарушение этого очевидного принципа представляет одну из наиболее распространенных ошибок. Ошибочные, но правдоподобные результаты могут быть признаны правильными, если результаты теста не были заранее определены. Здесь мы сталкиваемся с явлением психологии: мы видим то, что мы хотим увидеть. Другими словами, несмотря на то, что тестирование по определению — деструктивный процесс, есть подсознательное желание видеть корректный результат. Один из способов борьбы с этим состоит в поощрении детального анализа выходных переменных заранее при разработке теста. Поэтому тест должен включать две компоненты: описание входных данных и описание точного и корректного результата, соответствующего набору входных данных.
Необходимость этого подчеркивал логик Копи: «Проблема может быть охарактеризована как факт или группа фактов, которые не имеют приемлемого объяснения, кажутся необычными или которые не удается подогнать под наши представления или предположения. Очевидно, что если что-ни­будь подвергается сомнению, то об этом должна иметься какая-то предварительная информация. Если нет предположений, то не может быть и неожиданных результатов».
Следует избегать тестирования программы ее автором.
Этот принцип следует из обсуждавшихся ранее положений, которые определяют тестирование как деструктивный процесс. После выполнения конструктивной части, при проектировании и написании программы трудно быстро (в течение одного дня) перестроиться на деструктивный образ мышления. Многие, кому приходилось самому делать дома ремонт, знают, что процесс обрывания старых обоев (деструктивный процесс) нелегок, но он просто невыносим, если не кто-то другой, а вы сами первоначально их наклеивали. Вот так же и большинство программистов не могут эффективно тестировать свои программы, потому что им трудно демонстрировать собственные ошибки.
В дополнение к этой психологической проблеме следует отметить еще одну, не менее важную: программа может содержать ошибки, связанные с неверным пониманием постановки или описания задачи программистом. Тогда существует вероятность, что к тестированию программист приступит с таким же недопониманием своей задачи.
Тестирование можно уподобить работе корректора или рецензента над статьей или книгой. Многие авторы представляют себе трудности, связанные с редактированием собственной рукописи. Очевидно, что обнаружение недостатков в своей деятельности противоречит человеческой психологии.
Отсюда вовсе не следует, что программист не может тестировать свою программу. Здесь лишь делается вывод о том, что тестирование является более эффективным, если оно выполняется кем-ли­бо другим. Заметим, что все наши рассуждения не относятся к отладке, т.е. к исправлению уже известных ошибок. Эта работа эффективнее выполняется самим автором программы.
Программирующая организация не должна сама тестировать раз­ра­бо­тан­ные ею программы.
Здесь можно привести те же аргументы, что и в предыдущем случае. Во многих смыслах проектирующая или программирующая организация подобна живому организму с его психологическими проблемами. Работа программирующей организации или ее руководителя оценивается по их способности производить программы в течение заданного времени и определенной стоимости. Одна из причин такой системы оценок состоит в том, что временные и стоимостные показатели легко измерить, но в то же время чрезвычайно трудно количественно оценить надежность программы. Именно поэтому в процессе тестирования программирующей организации трудно быть объективной, поскольку тестирование в соответствии с данным определением может быть рассмотрено как средство уменьшения вероятности соответствия программы заданным временным и стоимостным параметрам.
Как и ранее, из из­ло­жен­но­го не следует, что программирующая организация не может найти свои ошибки; тестирование в определенной степени может пройти успешно. Мы утверждаем здесь лишь то, что экономически более целесообразно выполнение тестирования каким-ли­бо объективным, независимым подразделением.
Необходимо досконально изучать результаты применения каждого теста.
По всей вероятности, это наиболее очевидный принцип, но и ему часто не уделяется должное внимание. В проведенных экспериментах многие испытуемые не смогли обнаружить определенные ошибки, хотя их признаки были совершенно явными в выходных листингах. Представляется достоверным, что значительная часть всех обнаруженных в конечном итоге ошибок могла быть выявлена в результате самых первых тестовых прогонов, но они были пропущены вследствие недостаточно тщательного анализа результатов первого тестового прогона.
Тесты для неправильных и непредусмотренных входных данных следует разрабатывать так же тщательно, как для правильных и предусмотренных.
При тестировании программ имеется естественная тенденция концентрировать внимание на правильных и предусмотренных входных условиях, а неправильным и непредусмотренным входным данным не придавать значения. Например, при тестировании задачи о треугольниках, приведенной в п. 6.2.1, лишь немногие смогут привести в качестве теста длины сторон 1, 2 и 5, чтобы убедиться в том, что треугольник не будет ошибочно интерпретирован как неравносторонний. Множество ошибок можно также обнаружить, если использовать программу новым, не предусмотренным ранее способом. Вполне вероятно, что тесты, представляющие неверные и неправильные входные данные, обладают большей обнаруживающей способностью, чем тесты, соответствующие корректным входным данным.
Необходимо проверять не только, делает ли программа то, для чего она предназначена, но и не делает ли она то, что не должна делать.
Это логически просто вытекает из предыдущего принципа. Необходимо проверить программу на нежелательные побочные эффекты. Например, программа расчета зарплаты, которая производит правильные платежные чеки, окажется неверной, если она произведет лишние чеки для ра­бо­таю­щих или дважды запишет первую запись в список личного состава.
Не следует выбрасывать тесты, даже если программа уже не нужна.
Эта проблема наиболее часто возникает при использовании интерактивных систем отладки. Обычно тес­ти­рую­щий сидит за терминалом, на лету придумывает тесты и запускает программу на выполнение. При такой практике работы после применения тесты пропадают. После внесения изменений или исправления ошибок необходимо повторять тестирование, тогда приходится заново изобретать тесты. Как правило, этого стараются избегать, поскольку повторное создание тестов требует значительной работы. В результате повторное тестирование бывает менее тщательным, чем первоначальное, т.е. если модификация затронула функциональную часть программы и при этом была допущена ошибка, то она зачастую может остаться необнаруженной.
Нельзя планировать тестирование в предположении, что ошибки не будут обнаружены.
Такую ошибку обычно допускают руководители проекта, использующие неверное определение тестирования как процесса демонстрации отсутствия ошибок в программе, корректного функционирования программы.
Вероятность наличия необнаруженных ошибок в части программы пропорциональна числу ошибок, уже обнаруженных в этой части.
Этот принцип, не согласующийся с интуитивным представлением, иллюстрируется рис. 6.2.

Рис. 6.2 — Неожиданное соотношение числа оставшихся и числа обнаруженных ошибок
На первый взгляд он лишен смысла, но тем не менее подтверждается многими программами. Например, допустим, что некоторая программа состоит из модулей A и B. К определенному сроку в модуле A обнаружено пять ошибок, а в модуле B — только одна, причем модуль A не подвергался более тщательному тестированию.
Тогда из рассматриваемого принципа следует, что вероятность необнаруженных ошибок в модуле A больше, чем в модуле B. Справедливость этого принципа подтверждается еще и тем, что для ошибок свойственно располагаться в программе в виде неких скоплений, хотя данное явление пока никем еще не объяснено. В качестве примера можно рассмотреть операционные системы IBM S/370. В одной из версий операционной системы 47 % ошибок, обнаруженных пользователями, приходилось на 4 % модулей системы.
Преимущество рассматриваемого принципа заключается в том, что он позволяет ввести обратную связь в процесс тестирования. Если в какой-ни­будь части программы обнаружено больше ошибок, чем в других, то на ее тестирование должны быть направлены дополнительные усилия.
Тестирование — процесс творческий.
Вполне вероятно, что для тестирования большой программы требуется больший творческий потенциал, чем для ее проектирования. Выше было показано, что нельзя дать гарантию построения теста, обнаруживающего все ошибки. В дальнейшем здесь будут обсуждаться методы построения хороших наборов тестов, но применение этих методов должно быть творческим.
Чтобы подчеркнуть некоторые мысли, высказанные в настоящем разделе, приведем еще раз три наиболее важных принципа тестирования.
Тестирование — это процесс выполнения программ с целью обнаружения ошибок.
Хорошим считается тест, который имеет высокую вероятность обнаружения еще не выявленной ошибки.
Удачным считается тест, который обнаруживает еще не выявленную ошибку.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.