Конспект лекций по предмету "Экология"


Экология как наука

Впервые термин ЭКОЛОГИЯбыл применен в 1866 г. Э. Геккелем для обозначения науки, исследующей взаимозависимости между живыми организмами и их окружением, т.е. окружающей средой.
Термин Э. Геккеля достаточно быстро стали использовать в биологической литературе, а экологию как одну из ветвей биологической науки преподавать в университетах в качестве отдельного предмета. Однако за пределы узкого круга биологов она не выходила около 100 лет.
В середине XX в. экологию постепенно стали понимать как науку об экосистемах и биосфере. Начало такому пониманию положили работы В.И. Вернадского, В.В. Докучаева, Ю.П. Одума, А.Дж. Тенсли, Н.В. Тимофеева-Ресовского и других известных ученых. В результате стало ясно, что современная биосфера, среда обитания всех живых организмов, является продуктом их жизнедеятельности: неустанного воспроизведения, метаболизма (обмена веществ) и посмертного разложения множества живых существ.
Современная экология - это фундаментальная наука о природе, являющаяся комплексной и объединяющая знания нескольких классических естественных наук: биологии, геологии, географии, климатологии, ландшафтоведения и др. Согласно основным положениям этой науки человек является частью биосферы как представитель одного из биологических видов и так же, как и другие организмы не может существовать без биоты, т.е. без всей совокупности живущих ныне на Земле биологических видов, которые и составляют среду обитания человечества.
Все усиливающегося воздействия человека на окружающую среду привело к тому, что в последнее время в экологии стало все больше внимания уделяться именно этой проблеме, и самим термином "экология" всё чаще обозначают всю совокупность взаимоотношений природы и общества (кстати, данное определение нашло отражение в требованиях ГОС по дисциплине «Экология», которая в обязательном порядке преподается во всех вузах страны с 1995 года).
Возрастание роли проблем взаимодействия человека и природы в экологии вовсе не означает, что ранее существовавшие направления в этой отрасли научных знаний больше не разрабатываются, это привело лишь к тому, что структура экологии стало более сложной, появились новые направления исследований.
Рассматривая структуру современной экологической науки можно выделить три основные ветви:
Первая ветвь. Общая экология, которую часто называют биоэкологией (впервые этот термин применили Ф.Клеменс и В.Шелфорд, 1939 г.), - это изучение взаимоотношений живых систем разных рангов (организмов, популяций, экосистем) со средой и между собой. Эту часть экологии в свою очередь подразделяют на следующие разделы:
-оаутэкология - изучает закономерности взаимоотношений организмов отдельного вида со средой обитания;
- одемэкология - изучает закономерности взаимоотношений отдельной популяции со средой обитания;
- синэкология - изучает закономерности взаимоотношений популяций;
- экосистемная и биосферная экология.
Вторая ветвь. Геоэкология или факториальная экология - это изучение геосфер, их динамики и взаимодействия, геофизических условий жизни, факторов (т. е. ресурсов и условий) неживой окружающей среды, действующей на организмы.
Третья ветвь. Прикладная экология - это аспекты инженерной, социальной, экономической охраны среды обитания человека, проблем взаимоотношений природы и общества, экологических принципов охраны природы.
Приблизительно так и будет выглядеть структура нашего методического пособия, в котором мы рассмотрим все три ветви экологии.
Как всякая наука экология имеет собственный понятийный материал. Эти понятия и их определения мы с вами будем рассматривать по ходу дела. Сейчас же остановимся на некоторых из них.
Геосфера — оболочка Земли.
Литосфера — твердая оболочка Земли.
Гидросфера — водная оболочка Земли.
Атмосфера — газовая оболочка Земли.
Педосфера — почвенный слой Земли.
Биосфера — область распространения на планете живых организмов.
Окружающая среда (ОС) - совокупность природной среды и антропогенных объектов.
Природная среда (ПС) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.
Приведенные определения даны в формулировке, принятой в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.