Конспект лекций по предмету "Социология"


Предмет социология как наука

Объект и предмет социологии
Формирование представлений о любой науке начинается с уяснения ее объекта и предмета. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, очертить четкие рамки данной науки, наметить границы между данной наукой и смежными областями знания; с другой стороны, четкое выделение объекта и предмета исследования выполняет и внутринаучную функцию конкретизации поля исследований, задач и целей, которые ставит перед собой данная научная дисциплина. При этом важно понимать разницу между самими понятиями предмет и объект научного знания, которые являются хотя и близкими, но не тождественными понятиями.
Объектом любой науки является определенная часть или феномен объективной реальности (процесс, явление, отношение). Это может быть как физическая реальность, которую изучают так называемые естественные науки (например, физика, химия, биология), так и социальная реальность, которую, в свою очередь, изучают дисциплины, относящиеся к общественному знанию (например, социология, история, правоведение, политология).
Таким образом, объектом социологии является общество. Но, как было отмечено выше, общество является объектом исследования всей совокупности общественных наук, подвергающих описанию и изучению одну и ту же часть объективной реальности - общество. Может возникнуть вопрос: в чем же различие этих наук? Различие как раз и состоит в предмете исследования каждой науки. Если объект исследования - это часть объективной реальности, то предмет - это тот особый ракурс, под которым конкретная научная дисциплина рассматривает свой объект. Объект науки всегда существует в действительности, является ее неотъемлемой частью, в то время как предмет исследования - это результат интеллектуальной деятельности ученого, который стремится из всего многообразия проявлений объекта вычленить то, что является наиболее важным для данного исследования. В общем можно зафиксировать, что предметом науки является результат теоретического абстрагирования, выявления наиболее значимых для данной науки отношений, связей, закономерностей объекта как части объективной реальности. При этом каждая наука формирует свой особый взгляд на объект, рассматривает его со своей особой точки зрения, вырабатывает свое собственное видение объекта.
Следует отметить, что единой формулировки предмета социологии еще не существует. В целом можно сказать, что предметом изучения социологической науки являются социальные структуры как формы социальной организации индивидов - группы, общности, институты, системы, социальные отношения, существующие между социальными структурами и индивидами, социальные процессы, составляющие социальную жизнь. Задачей социологии является изучение всей совокупности элементов социальной среды и возникающих между ними отношений и связей. В результате такого исследования формируется знание об устройстве и функционировании социальной системы, устанавливаются закономерности этого функционирования, механизмы и формы их проявления в коллективной деятельности индивидов.

Понятие социального
Ключевым для социологии является понятие «социальное». Необходимо более подробно рассмотреть его содержание. Если понятие «общество» обозначает целостную социальную структуру, то понятие «социальное» отражает коллективную сущность человеческого существования, особый вид осознанных отношений - отношений между людьми, которые создают особый вид реальности - социальную реальность. Высшей формой организации социальной реальности как раз и является общество. Социальная реальность принципиально отличается как от материальной, так и от биологической реальностей, будучи открытой и доступной исключительно человеческому существованию, являясь средой культурного (в отличие от биологического) существования человека (о роли культуры в жизни общества смотри раздел "Культура как социальный феномен"). В то же время способность человека к специфическим коллективно воссоздаваемым и конструируемым формам бытия как раз и является источником и условием возникновения и существования социальной реальности. Таким образом, понятие «социальное» выражает сущность бытия человека, его способность к разумному сосуществованию с себе подобными.
Основное внимание социологии сосредоточено на изучении социального пространства во всех его измерениях. Личность интересует социолога только как носитель, первокирпичик социальных связей, как представитель социальной группы, определенного общества.

Структура социологического знания
Как и в других научных дисциплинах, в социологическом знании можно выделить два основных уровня: теоретическое знание и эмпирическое (опытное, экспериментальное) знание. Эти уровни находятся в тесной взаимосвязи, взаимно обуславливают один другой. Теоретическое объяснение всегда рождается из эмпирических наблюдений, черпает из них первичный материал для дальнейших обобщений и установления закономерностей. Но на определенном этапе развития научного знания, когда теоретическая часть достаточно развита и сформирована, теория, руководствуясь верно избранной методологией, может направлять эмпирические исследования в наиболее эффективное русло, предсказывать возможные варианты развития событий на основе установленных ранее закономерностей. Однако роль эмпирического знания в общей структуре науки не снижается и в этом случае, так как знание нуждается в опыте не только как в отправной точке, но и как в наиболее подходящем способе проверки собственной адекватности и точности.
С другой стороны, социологическое знание имеет две основные функции: объяснительную и преобразовательную. Другими словами, социологическая наука может решать внутринаучные задачи приращения знания, развития познавательного аппарата. Но, в то же время, она может заниматься и прикладными задачами, то есть применять полученные в первом случае знания на практике (например, правильно организованный социологический опрос).
В связи с подобным делением говорят о существовании фундаментальной (направленной на собственно научные задачи) и прикладной социологии. То есть теоретическое или эмпирическое исследование может быть как фундаментальным, так и прикладным; все будет зависеть от задачи данного исследования. Если цель - создание теоретического описания того или иного социального феномена, то мы имеем дело с фундаментальным (решающим внутринаучные задачи) знанием, которое может быть получено как теоретически, так и путем эмпирических (опытных) исследований. Если же главная задача - выработка практических указаний или рекомендаций, то мы имеем дело с прикладным исследованием, которое также может быть теоретическим или эмпирическим.
Также социологическое знание можно подразделить на методологическое (знание о способах получения знания) и неметодологическое (знание о предмете данной науки). Методологическое знание не содержит в себе непосредственно представлений о предмете науки (в случае социологии это социальная реальность), но включает в себя знание о том, как наиболее эффективно исследовать этот предмет. При этом методологическое знание может относиться к любому уровню научного знания, а методологические исследования могут носить как фундаментальный, так и прикладной характер. Как правило, любое социологическое исследование (если оно не является чисто методологическим) включает в себя методологическую компоненту, то есть всегда необходимо определиться с методами исследования и условиями их правильного применения в конкретных условиях.
Взаимосвязь перечисленных выше уровней и типов социологического знания можно рассмотреть на примере типичного социологического исследования, состоящего, как правило, из трех основных этапов, которые, в свою очередь, могут быть рассмотрены как самостоятельные исследования.
Первый этап - методологический. На этом этапе исследователь определяется с условиями проведения исследования, разрабатывает его программу (алгоритм) и методы решения основных задач. При этом он может как использовать уже имеющиеся методы, которые подходят к данным условиям, так и разработать специальный методологический аппарат для конкретного исследования. В общем, на этом этапе решается вопрос конкретного применения того теоретического базиса, которым располагает наука на данном этапе своего развития. И теоретические, и эмпирические знания выполняют на этом этапе методологическую функцию, позволяя исследователю дать ответ на вопрос: что, где и когда необходимо сделать, чтобы получить все необходимые ответы на вопросы исследования.
Второй этап - эмпирический, или этап получения опытной информации. На этом этапе осуществляются так называемые «полевые исследования», то есть непосредственное изучение объекта исследования, сбор социологической информации, ее обработка, систематизация, первичный анализ, осуществляемые на основе заранее (на первом этапе) выбранных или разработанных эмпирических методов сбора информации. В результате эмпирического исследования может быть получено эмпирическое знание (статистическая информация, классификация). На основе этого знания в последующем можно получить новое теоретическое знание путем дальнейшего теоретического анализа результатов. Кроме того, эмпирическое знание часто служит основой для выработки практических рекомендаций, даже если такие рекомендации не были целью проведенного исследования. Результаты исследования иногда могут намного превосходить ставившиеся изначально задачи.
Третий этап - теоретический. На этом этапе осуществляется теоретическое осмысление результатов исследования, определяется их соответствие с результатами подобных исследований, проводившихся ранее или параллельно, с существующими на данный момент научными теориями. На основе полученных результатов может быть сформировано новое научное знание, подтверждены, дополнены или пересмотрены старые научные теории. Очевидно, что теоретическое исследование может выступать как совершенно самостоятельное, использующее в качестве эмпирического материала результаты других исследований, но в целом процедура остается той же самой: теоретические разработки всегда основываются на опытном изучении объекта.

Функции социологии
Как и любая наука, социология выполняет ряд научных и социальных функций, среди которых особого внимания заслуживают следующие:
1. Познавательная - социология, как и любая наука, в первую очередь призвана обеспечивать прирост нового знания в своей предметной области; для социологии это - различные сферы социальной жизни, закономерности и перспективы социального развития общества.
2. Прикладная - социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов.
3. Прогностическая - социология вырабатывает обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.
4. Идеологическая - результаты социологических исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения. В то же время, представления о социальной жизни человека могут выступать в качестве фундамента для формулирования новых ценностных ориентиров социального развития, установления гражданского общества, основанного на ценностях личной свободы, терпимости, стремления к взаимопониманию.
5. Гуманистическая - социология может служить оптимизации взаимоотношений, налаживанию взаимопонимания между людьми, формированию чувства близости путем распространения научных представлений о структуре и механизмах социальных взаимодействий, что способствует совершенствованию общественных отношений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.