Конспект лекций по предмету "Философия"


Проблема критериев прогресса.

Понятие развития изначально сопряжено с понятием системы (изначально вводится допущение, что развиваться могут только системные объекты) и понятием «уровень организации системы».
Развитие- это вид изменения (движение).
По мнению Э.Г. Юдина, развитие отличается от функционирования. Функционирование- это движение в состояниях одного и того же уровня организации системы. В отличие от функционирования, развитие - это смена состояний, которая обусловлена для всей системы невозможностью сохранения существующих форм функционирования => развитие всегда связано с изменением уровня организации системы.
Алексеев и Панин предлагают в качестве признаков развития следующие:
1. качественный характер изменений (в процессе развития происходит качественное преобразование подсистем данного объекта)
2. направленность изменений
3.необратимость изменений (необратимость может пониматься как возникновение принципиально новых возможностей для объекта в целом) =>
Развитие- это необратимые, направленные и качественные изменения системы.
Развитие предполагает следующие направления:
1. ряд авторов выделяет так называемое «одноуровневое развитие» - это увеличение или уменьшение качественного многообразия в пределах одного и того же уровня организации. Пример: идеоадаптация.
2. прогресс - это развитие от старого как низшего к новому как высшему
3. регресс - это наоборот.
Соотношение прогресса и регресса:
1. Регресс может выступать как подчинённая или внутренняя сторона прогресса; общий прогресс системы может включать в себя регресс отдельных элементов структуры и функций (положение сомнительно, его нужно обосновать)
2. Прогресс одной материальной системы, включённой в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной регресса этой второй системы.
3. Понятие прогресса (по мнению современной философии) неприменимо ко всей материи в целом, оно может относиться только к конечным, ограниченным системам.
Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи.
1 Для неорганической природы таким критерием является степень
усложнения структуры системы (например: молекулярный уровень организации по сравнению с атомарным).
Степень усложнения структуры системы определяется следующими показателями:
1. усложнение состава системы (появление новых подсистем)
2. рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы
3. увеличение, возрастание возможностей для таких взаимодействий (возрастание степеней свободы).
2 Для живой природы применяется так называемый «функциональный
критерий» - возрастание степени системной организации объекта, позволяющее новой системе выполнять функции, недоступные старой системе.
3 Для общественных систем применяется:
1. так называемый «экономический критерий» - социальный прогресс измеряется, определяется темпами роста производительности труда.
2. гуманистический критерий: показателем является мера свободы человека в том или ином отношении(имеется в виду уровень реальных возможностей для свободного развития личности и уровень возможности для гармонизации интересов общества (т.е. коллективных) и интересов личности). Гуманистический критерий в современном понимании был выдвинут К. Марксом - «На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек - это человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни».
Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса:
1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе.
2. степень свободы работников от эксплуатации
3. общественный прогресс измеряется в том числе и уровнем демократизации общественной жизни
4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов в этом обществе.
Существует ли всеобщий критерий прогресса? Как он может выглядеть?
Современные метафизические трактовки развития основаны на противопоставлении, постепенности, непрерывности, внезапности изменений, а не на противопоставлении противоположных сторон самого процесса развития.
Представлены концепции:
1. эволюционизм в концепции Герберта Спенсера
2. творческий эволюционизм - А. Бергсон.

ЛЕКЦИЯ 2. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
План:
1. Взаимосвязь сущности и явления. Самостоятельно по учебнику!
2. Взаимосвязь формы и содержания
3. Принцип системности
4. Диалектико-материалистическая концепция детерминизма.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.