Конспект лекций по предмету "Правоведение"


Источники экологического права

Источниками экологического права являются нормативно-правовые акты, со­держащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окру­жающей средой. Источники экологического права наделены некоторыми особенностями в связи с тем, что земельное, водное, лесное законодатель­ство, а также законодатель­ство о недрах и об охране окружающей среды от­несены Конституцией РФ к пред­мету совместного ведения РФ и ее субъек­тов, а эколого-правовые нормы устанав­ливаются на обоих уровнях. Кроме специального законодательства об окружающей среде нормы эколо­гического права содержатся в актах гражданского, уголовного, конституци­онного и другого законодательства.
Источники экологического права необходимо соответствующим образом классифицировать по:
1) юридической силе (законы и подзаконные акты);
2) по предмету регулирования на:
а) общие, которые характеризуются тем, что предмет их регулирования достаточно широк и охватывает не только экологические, но и другие общественные отношения;
б) специальные - это акты, которые полностью посвящены только вопросам окружающей среды или же ее каким-то элементам (например, ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.).
3) по характеру правового регулирования на:
а) материальные - акты содержащие нормы материального права (например, ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
б) процессуальные, регулирующие процессуальные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды (например ГПК РФ, УПК РФ).
Среди законов можно выделить конституционные и федеральные, зани­маю­щие верховное место в иерархии нормативно-правовых актов и являю­щиеся руко­водящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенст­вованию экологического законодательства.
В вопросах природопользования и охраны окружающей среды огромное зна­чение имеет Конституция РФ. Она закрепила в области экологии положение о том, что деятельность по формированию современного законодательства об окружающей среде и его рационального использования является весьма су­щественной, так как экологические интересы человека и всего общества в целом - это проблемы соци­ального характера. В ст. ст. 9, 36, 42 Конституции РФ закреплены основные эколо­гические права человека и гражданина в об­ласти охраны окружающей природной среды, а также его обязанности.
В 1991 году был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природ­ной среды», заложивший основы прогрессивного развития данной отрасли права с уче­том политических, экологических, экономических и социальных условий нашего государства. Главенствующее место в законе отводилось предупреждению нанесе­ния вреда природной среде, стимулированию и обеспечению исполнения экологи­ческих требований всеми гражданами, должностными лицами, предприятиями и учреждениями.
10 января 2002 г. был принят ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране ок­ружающей среды», который воспол­няет про­белы предыдущего закона, так как со­держит общие экологические требова­ния, которые должны соблюдаться как при планировании и проекти­ровании использования земель для различных нужд, так и в процессе их не­посредст­венной эксплуатации. Вышеназванные законы составляют законода­тельство об окружающей среде, так как объектом их правового регулирова­ния явля­ется вся окружающая среда.
Кроме того к природоохранному законодательству относятся такие За­коны как ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых при­родных террито­риях»; ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, ле­чебно-оздоровительных ме­стностях и курортах»; ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения» и другие. Они состав­ляют основу законодательства об окружающей среде.
Большое значение в системе экологического права имеет природоресур­сное законодательство, которое в отличие от законодательства об окру­жаю­щей среде, более развито, так как развивалось применительно к исполь­зова­нию и охране от­дельных природных ресурсов. Являясь совокупностью зако­нов, регулирующих от­ношения по использованию и охране отдельных при­родных ресурсов, природоре­сурсное законодательство РФ включает в себя: ЗК РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ; ВК РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ; ЛК РФ от 04 де­кабря 2006 г. № 200-ФЗ; Градостроительный кодекс от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ; ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ; Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1; ФЗ «О континенталь­ном шельфе» от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ; ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосфер­ного воздуха» и др.
В субъектах РФ роль источников экологического права выполняют Кон­ститу­ции республик, Уставы краев, областей, а также законодательные акты по отдель­ным вопросам использования и охраны природных ресурсов и об охране окру­жающей среды.
Значительную роль в экологическом праве играют и подзаконные нор­ма­тивно-правовые акты, и в первую очередь, Указы Президента РФ. В эколо­гическом праве, особенно в его природоресурсной части, Указы Президента актуальны, и разнообразны, что объясняется значимостью и сложностью природоресурсных от­ношений, долгой процедурой принятия нового ЗК РФ, необходимостью восполне­ния пробелов в регулирования землепользования и пользования иными природ­ными ресурсами. Оказавшими значительное влияние на развитие природоохранных отношений можно считать следую­щие Указы: от 28 августа 2003 г. № 991 «О со­вершенствовании единой госу­дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций»; от 31 июля 2003 г. № 858 «Об утвер­ждении Положения о специальной комиссии по вопросам ввоза на террито­рию Российской Федерации облученных тепловыделяющих сборок зару­беж­ного производства и ее состава», от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной вла­сти» и другие.
Постановления и решения органов исполнительной власти также зани­мают значительное место среди источников экологического права. Так, Пра­вительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании экологического права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, принятых в последние годы по вопросам ведения учета и кадастров природных ре­сурсов, по вопросам прогнозирования эколого­пользования, государственной эколо­гической экспертизы, по вопросам кон­троля за экологопользованием, по утвержде­нию Положений об органах управления природными ресурсами и их охране (на­пример, Постановление Правительства от 17 мая 1997г. «Об утверждении Положе­ния о Министер­стве природных ресурсов РФ») и др.
Значительный удельный вес среди источников экологического права имеют и межведомственные нормативно-правовые акты, принимаемые орга­нами управле­ния межведомственной компетенции, к которым относятся Ми­нистерство природ­ных ресурсов, Федеральная служба земельного кадастра, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство имущественных от­ношений и др.
Ведомственные нормативно-правовые акты существуют в виде приказов и распоряжений, принимаемых министрами и руководителями ведомств, а также ин­струкций, рекомендаций, правил, наставлений, ГОСТов по вопросам экологополь­зования, отнесенным к их компетенции.
Кроме того существуют локальные экологические нормативно-правовые акты, принимаемые в организациях, учреждениях и на предприятиях, уста­навливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или пре­доставляющие им права.
Особое место среди источников экологического права занимают источ­ники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и ме­ждународные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует Россия, установлены иные пра­вила, чем те, которые содержатся в националь­ном законодательстве, то применя­ются правила международного договора при условии его ратификации в установ­ленном порядке.
Предметом охраны экологического международного права являются Мировой океан, воздушный бассейн, озоновый слой, Космос, Антарктида, Арктика, мигри­рующие животные и т.д. Важнейшей конвенцией можно на­звать Конвенцию «О биологическом разнообразии», подписанную в Рио-де-Жанейро в 1992 году и ра­тифицированную Россией в 1995 году.
9.4. Экологические правоотношения: понятие, субъекты, объекты, содержание

Под экологическими правоотношениями понимают общественные от­ношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и уре­гулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения их являются юридиче­ские факты:
а) события;
б) действия, которые в свою очередь подразделяются на позитивные и негативные.
События - это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулка­нов, наводнения и т.п. Событие не всегда является природным явлением, по­скольку до­вольно часто - это следствие непродуманной деятельности чело­века (массовое вы­качивание подземных вод, добыча нефти, газа, иных ред­ких полезных ископаемых в особо крупных масштабах и т.д.).
Действия являются наиболее распространенными основаниями возник­нове­ния экологических правоотношений. Они проявляются через проступки человека. Позитивное поведение человека означает выполнение им в про­цессе природополь­зования экологических предписаний закона. Такие дейст­вия подразделяются на:
а) экономические (использование природных ресур­сов);
б) экологические (охрану окружающей природной среды).
При негативном экологическом правоотношении нарушаются экологи­ческие предписания, причиняется вред природной среде и здоровью чело­века.
Конституция РФ предусматривает, что земля и другие природные ре­сурсы ис­пользуются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государством гарантируется защита экологиче­ских прав человека и гражданина. Из этого можно сделать вывод, что государство в лице своих компетентных органов является субъек­том экологических правоотно­шений равно как и муниципальные территори­альные образования в лице компе­тентных органов МСУ. Также среди субъ­ектов можно выделить:
1) граждан, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее;
2) хозяйствующих субъектов: предприятия, учреждения, организации, воздей­ствующие на природную среду, в том числе граждан, занимающихся предпринима­тельской деятельностью, а также граждан, осуществляющих общее и специальное природопользование;
3) физических лиц, принимающих и реализующих определенные эколо­гиче­ски значимые решения, совершающих акты экологического поведения;
4) лиц, реализующих контрольно-надзорные функции в силу своего должно­стного или общественного положения, а также функции экологиче­ского управле­ния;
5) правоприменителей: следователей, прокуроров, судей и должностных лиц, наделенных правом применения административных и уголовных санк­ций.
Объектами экологических правоотношений являются все охраняемые законом объекты земной природы, которые подразделяются на три катего­рии:
1) интегрированные объекты;
2) дифференцированные объекты;
3) особо охраняемые объекты.
К первой категории интегрированных объектов относится окружающая среда. Данное понятие складывается из понятий «природная среда» и «окру­жающая чело­века среда». Под окружающей человека средой понимается со­вокупность компо­нентов природной среды, природных и природно-антропо­генных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда пред­ставляет собой совокупность ком­понентов природной среды, природных и природно-антропогенных (объектов, из­мененных в результате хозяйственной и иной деятельности человека и (или) объек­тов, созданных человеком, обла­дающих свойствами природного объекта и имею­щих рекреационное и за­щитное значение).
К дифференцированным объектам относятся такие компоненты природ­ной среды как земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, расти­тельный и животный мир и иные организмы, атмосферный воздух, а также озоновый слой ат­мосферы и околоземное космическое пространство, обеспе­чивающие в совокупно­сти благоприятные условия для существования жизни на земле.
Земля - охраняемый законом природный объект, представляющий собой в ши­роком смысле всю планету, территорию со всеми ее естественными компонентами. В узком смысле слова, земля - поверхностный почвенный слой, выполняющий эко­логические функции (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (средство производства в сельском и лесном хо­зяйстве), а также культурно-оздоро­вительные функции.
Под недрами согласно Закону РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) понимается часть земной коры, располо­женная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простираю­щаяся до глубин, доступных для геоло­гического изучения и освоения.
Воды - охраняемый природный объект, представляющий часть природ­ной среды (гидросферу нашей планеты) и состоящий из естественных и ис­кусственных водоемов, подземных вод, ледников, Мирового океана.
Континентальный шельф - это природный ресурс, морское, океаниче­ское мелководье, которое имеет аналогичное с соседней сушей геологическое строение. Это наиболее продуктивная часть акватории, богатая минераль­ными и живыми ре­сурсами.
Морскую среду составляют море, минеральные и живые ресурсы, кото­рые не­разрывно связаны со средой обитания.
Под животным миром следует понимать охраняемый законом природ­ный объект, включающий насекомых, пресмыкающихся, зверей, птиц, рыб и других животных, находящихся в состоянии естественной свободы.
Атмосферным воздухом является компонент биосферы, элемент окру­жающей среды, природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложив­шаяся в ходе эволюции Земли.
Леса - возобновляемый природный ресурс, совокупность лесной расти­тельно­сти, земли, животного мира, имеющий важное экологическое, эконо­мическое и со­циальное значение.
Растительный мир - природный ресурс и важный компонент био­сферы, кото­рый тесно связан с животным миром, климатом, почвой.
Все остальные объекты относятся к особо охраняемым. Это такие объ­екты, которые включены в Список всемирного природного наследия и Спи­сок все­мир­ного культурного наследия, государственные природные заповед­ники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, па­мятники природы, нацио­нальные, природные и дендрологические парки, бо­таниче­ские сады, лечебно-оздо­ровительные местности и курорты, иные при­родные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного прожи­вания и хозяйственной деятельности корен­ных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, на­учное, историко-культурное, эстетиче­ское, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, кон­тинен­тальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная расти­тель­ность, редкие животные и другие организмы и места их обитания.
Права и свободы каждого человека являются высшей ценностью, что находит свое отражение в ст. 2 Конституции РФ. Экологические права человека - это закрепленные в законодательстве права индивида, которые обеспечивают удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.
По уровню правового регулирования данные права подразделяются на основ­ные и иные в области окружающей среды. Основные права закреплены Конститу­цией РФ и различными международно-правовыми документами по правам чело­века, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Основными конституционными экологическими пра­вами человека в России являются, прежде всего, право каждого на благоприятную окружающую среду, право частной собственно­сти на землю и иные природные ре­сурсы, право на достоверную информа­цию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненого здоровью или имуществу экологическим право­нарушением, право каждого на охрану здоровья, медицинскую помощь и прочие.
Иные экологические права человека в области природопользования и охраны окружающей среды установлены в законах и других подзаконных ак­тах РФ и ее субъектов. Например, ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об ох­ране окружающей среды» предоставляет следую­щие права: создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды; принимать участие в собраниях, шествиях и демонстра­циях, а также референдумах по вопросам охраны окружающей среды; обра­щаться с письмами, жалобами и заявле­ниями в государственные органы и ор­ганы МСУ по вопросам охраны окру­жающей среды и требовать их рассмот­рения; требовать от соответствующих органов предоставления своевремен­ной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; требовать в административном и судебном по­рядке отмены решений о размещении, про­ектировании, строительстве, ре­конструкции, эксплуатации эколо­гически вредных объектов, а также возме­щения экологического вреда; ставить во­прос о привлечении к ответственно­сти виновных граждан и юридических лиц; предъявлять в суд иски о возме­щении вреда, причиненного здоровью и иму­ществу граждан экологическими правонарушениями.
Ввиду высокой социальной и экологической опасности радиационного загряз­нения окружающей среды ФЗ от 09 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиаци­онной безо­пасности населе­ния» устанавливает, что иностранные граждане, наряду с гражда­нами РФ, имеют право на радиаци­онную безопасность; получение объективной ин­формации от организации, осуществляющей деятельность с использованием ис­точников ионизирую­щего излучения; граждане имеют право на возмеще­ние вреда, причиненного их жизни и здоровью; возмещение причиненных им убытков, обу­словленных облучением ионизирующим излучением сверх ус­тановленных данным зако­ном основных пределов доз, в соответствии с зако­нодательством РФ. Право­вое регулирование экологических прав гражданина отвечает международным требова­ниям, именно поэтому Россия была при­нята в Совет Европы.
Конституция РФ предусмотрела также обязанность каждого сохранять при­роду и окружающую среду и бережно относиться к природным богатст­вам. Такая обязанность, в первую очередь, возложена на лиц, чья трудовая деятельность свя­зана с природопользованием и воздействием на окружаю­щую среду. Эти лица обя­заны строго соблюдать адресованные им требова­ния законодательства, нарушения которых влекут юридическую ответствен­ность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.