Конспект лекций по предмету "История"


Восстановление разрушенного хозяйства (1946- н.1950-х гг.)

После окончания Великой Отечественной войны СССР столкнулся с огромными трудностями. Погиб каждый седьмой житель страны. Было разрушено 1700 городов и около 70 тыс. деревень, более 25 млн. человек лишились крова. В руинах лежали предприятия, производившие до войны основную часть угля и стали. Большие потери понесло сельское хозяйство.
В области экономики на первый план выдвигалось восстановление тяжелой промышленности (после Гражданской войны восстановление экономики началось с восстановления с/хозяйства). Были поставлены три задачи: перестройка промышленности на мирный лад (конверсия), возрождение разрушенного в годы войны, и строительство новых промышленных объектов.
Четвертый пятилетний план(1946-1950гг.) был разработан Госпланом при участии Вознесенского. План предусматривал увеличение промышленной продукции по сравнению с довоенной на 48%, сельскохозяйственной – на 23%. За годы четвертой пятилетки были восстановлены Днепрогэс, Запорожсталь, Азовсталь, шахты Донбасса. В целом за годы пятилетки было восстановлено и вновь сооружено 6200 крупных предприятий, промышленное производство превзошло довоенные показатели на 73%.Этот рост и выполнение плана четвертой пятилетки основывались на том, что:
1.План был реалистичным, исходил из возможностей страны;
2.Миллионы людей, истосковавшихся по мирному труду, с энтузиазмом включились в созидательную работу. Развернулось движение новаторов. Ленинградский токарь – «скоростник» Борткевич за смену выполнял тринадцатидневную норму.
3.Существовал страх перед репрессиями за невыполнение заданий.
4.Использовался труд советских узников ГУЛАГа и военнопленных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев). За счет бесплатного принудительного труда были построены каналы,. водохранилища, такие как Волго-Донской канал, Куйбышевская ГЭС и др.
5.Репарации с Германии (материальные ценности на сумму 4.3 млрд. долларов) обеспечили до половины объема оборудования, установленного в промышленности (но о них умолчали).
Очень большие средства СССР в то время расходовал на укрепление своей обороны, на разработку новых видов оружия. В августе 1949г. на полигоне в Семипалатинске была испытана первая советская атомная бомба (научный руководитель проекта физик И.Курчатов). В 1953г. произведен взрыв водородной (термоядерной) бомбы (физики Ю.Харитон, А.Сахаров, Тамм). Создается ракетное оружие. В 1947г. под руководством С.П.Королева была испытана первая советская баллистическая ракета.
Положение в послевоенной деревне было тяжелым. Засуха 1946г. привела к голоду. Но урожайный 1947г. позволил отменить карточки на продукты. При планировании сдачи сельскохозяйственной продукции исходили из потребностей государства, а не из возможностей деревни. Техническое оснащение с/х. было низким. Пахали на коровах. Закупочные цены были низкими. Заработная плата была в 4 раза ниже, чем в городах, и выплачивалась раз в год. Крестьяне платили налоги с личного подсобного хозяйства: с каждой головы скота, с каждого дерева. Чтобы избавиться от налогов крестьяне вырубали деревья, вырезали скот, что подрывало с/х. Колхозники не имели больничных листов, пенсий, паспортов. Торговать на рынке можно было только при наличии специального документа о том, что соответствующий колхоз полностью выполнил свои обязательства перед государством. К 1953г. с/х. даже не вышло на довоенные рубежи.

Уровень жизни народа оставался крайне низким. В 1947г. проведена денежная реформа, имевшая конфискационный характер. Рабочим по-прежнему навязывали госзайм (равен одной зарплате). Значительное повышение цен в 1946-1947гг. позволило в последующие годы неоднократно снижать цены. Люди жили в коммуналках, бараках. Потребности были невысоки. Но постепенно менялся облик страны.
.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.