Лидерство и руководство рассматриваются в социальной
психологии как групповые процессы, связанные с социальной
властью в группе.
В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер — в системе неформальных отношений, руководитель — в системе формальных отношений.
В социально-психологическом смысле лидерство и руководство — это механизмы групповой интеграции, объединяющие
действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.
Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку
руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной
деятельности, а лидер — на групповые интересы.
Выделяют два аспекта власти — формальный и психологиче-
ский — в зависимости от ориентации и лидеров и руководителей.
Формальный, или инструментальный, аспект власти связан
с правовыми полномочиями руководителя, а психологический
определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.
Различия между лидером и руководителем:
1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель — формальные.
Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;
2) лидер является представителем своей группы, ее членом.
Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;
3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства.
Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;
4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет
значительно больше санкций, чем лидер.
Он может использовать формальные и не формальные
санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции;
5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений.
Для их реализации руководитель использует большой
объем информации, как внешней, так и внутренней.
Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы.
Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем — опосредованно.
Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера
она ограничивается рамками данной группы.
Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером.
Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не
иметь его совсем.
Некоторые социально психологические закономерности
влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства.
В некоторых источниках феномены лидерства и руководства
рассматриваются как идентичные.
Так, Д. Майерс считает, что лидерство — это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут
за собой группу.
При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.
К социологическим теориям лидерства относятся: теория
черт, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей, реляционная теория.
Теория черт включает идею о том, что лидерство — феномен,
рождаемый специфическими чертами лидера.
В социологических концепциях М. Вебера и Э. Трельча был
введен специальный термин для обозначения такой специфической черты лидера, как харизма — исключительная одаренность
человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей.
Теория получила достаточно много опровержений в связи
с тем, что разные виды жизнедеятельности социальной группы
требуют разных качеств лидера.
Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации
в процессе выдвижения лидера.
Лидер — функция ситуации.
Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, высока вероятность смены лидера.
Т. Шибутани выделил два психологических фактора, которые
зависят от изменения ситуации: степень формализации группы
и степень автономии членов группы.
Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов:
1) внезапные критические ситуации. Они являются непредсказуемыми, возникают как стихийный процесс и способствуют
выдвижению нового лидера;
2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации. Лидеров и руководителей специально готовят для определенных
действий в таких ситуациях;
3) типичные повторяющиеся ситуации, в основе которых лежат
конвенциональные нормы.
Такие ситуации обычно не предполагают наличия лидера.
Люди, склонные к доминированию в общении, часто здесь
выступают в роли лидера;
4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуации, возникающие в учреждениях разного вида (все, что связано с работой большинства людей);
5) групповые ритуалы. Это неформальные отношения,
определяющие шаблоны социального поведения большинства членов группы.
Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последователей.
Лидерство — функция от ожиданий (экспектаций) последователей. Лидер не может существовать без социальной группы.
Если группа не поддерживает лидера, то он утрачивает возможность влиять на ее деятельность, в связи с этим необходимо
изучать требования и интересы группы.
В рамках теории черт, ситуационной теории и теории определяющей роли последователей изучались различные проблемы
влияния и руководства.
Поскольку и черты лидера, и ситуация, в которой он действует, и мнение последователей являются значимыми почти во всех
условиях деятельности лидера, была разработана комплексная
(реляционная) теория лидерства, включающая в себя основные
идеи всех трех теорий.
В концепциях психоаналитического направления лидерство
рассматривалось как эффект нереализованных в социальной
жизни некоторых влечений человека (З. Фрейд).
А. Адлер считал, что стремление к власти порождается страхом.
Кто боится людей, видит необходимость властвовать над ними.
В современной социальной психологии популярность обрели
психологические теории менеджмента, нацеленные на разработку проблем руководителей так называемого среднего уровня.
Стиль лидерства — это типичная для лидера система приемов
воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых).
К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский
(анархический).
Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении
группой только одним человеком — руководителем, который сам
вырабатывает решения, контролирует и координирует работу
подчиненных.
Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы
подчиненных, активным обменом информацией между лидером
и членами группы, принятием решений на общем собрании.
Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы.
Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки.При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности
правильно ее интерпретировать.
Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между
ним и его группой существует большая социальная дистанция.
Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной информации о ходе дел, что может вызывать фрустрацию членов группы и ускорить формирование неформальных
микрогрупп.
Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками.
При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации.
Однако само принятие осуществляется медленнее в связи
с демократическими процедурами.
Руководитель должен обладать особыми качествами: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным,
терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности.
Данный стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности.
Попустительский стиль встречается реже.
При таком стиле группа существует самостоятельно и сама
определяет основные направления своей жизнедеятельности.
Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается.
В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута.
Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении.
Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются
на все три стиля в зависимости от условий деятельности.
Основные факторы изменения стиля руководства: степень
срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, умственные способности подчиненных или уровень их профессионализма.