Конспект лекций по предмету "Реставрация"


Стилистическая реставрация.

Эпоха классицизма, ориентированная на культуру античности, обращалась больше к разуму человека. В конце XVIII века возникло течение романтизма, оперирующее больше воображением, обращалось ко всему таинственному и своеобразному. Эти черты были присуще национальному, неклассическому наследию. Это относилось и к эпохе средневековья. В определённом смысле, средневековье стало для романтизма тем же, чем для возрождения – античность. Претерпели изменения и взгляды на цели и задачи реставрации.
В середине XIX века среди интеллигенции стало преобладать мнение, что реставрацию должен предварять процесс изучения памятника. С одной стороны, это должно было предохранить его от необоснованных интерпретаций, с другой, - одновременно возникала иллюзия всемогущества научных исследований, принципиальной возможности решения всех восстановительных задач на этой основе. Показалось, что, основываясь на истории искусства и выявлении общих закономерностей искусства, можно восстановить любое произведение, подобно тому, как по одной кости можно реконструировать скелет всего животного.
«Надо отрешиться от современных идей, забыть время, в котором живёшь, чтобы сделаться современником всего того, что реставрируешь. Надо знать до конца все художественные методы не только главных эпох, но период за периодом во всех подробностях каждый век, чтобы восстановить здание по виду простых фрагментов не по гипотезе или капризу, но по строгой индукции» (Луи Витте). Таким образом, возник метод реставрации по аналогии.
Наибольшее влияние оказала реставрационная деятельность Эжена Виолле-ле-Дюка – учёного, теоретика, историка архитектуры, писателя, реставратора. Его концепция стала воплощением идеи так называемой «школы стилистов». Искусство эпохи Готики было для ле-Дюка идеалом. В искусстве этой эпохи он видит закономерную систему. Поэтому реставрация – это восстановление изначальной закономерной системы.
«Реставрировать здание – это не значит, его поддерживать, чинить, восстанавливать его прочность. Это значит восстановить его в законченном виде, который, возможно, никогда реально не существовал». Из этого следовало:
· Реставратор должен угадать и завершить авторский замысел, встать на место автора.
· Нужно удалять все чуждое эпохе. (На практике это привело к гибели произведений искусства высокой ценности)
· Памятник должен быть очищен, замаскирован под изначальный вид, без всяких следов жизни.
По всей Европе пошла волна стилистической реставрации. Внутренняя мировоззренческая обусловленность состояла в следующем:
· Влияние романтизма
· Философия позитивизма[4] (Всякое явление можно однозначно понять, описать, а затем воссоздать.)
Одна из самых знаменитых реставрационных работ Виолле-ле-Дюка – Собор Парижской Богоматери. На деле он совершил множество отступлений от позиций стилистической реставрации, проявил множество художественного своеволия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.