Конспект лекций по предмету "Философия"


Философия Чаадаева.

Философия представляет собой ядро национальной культуры, интегрирует и рефлексирует её, это своего рода стремление культуры осуществить анализ своих собственных оснований, закономерностей своего развития, его целей и этапов.
Философия возникает на довольно высоком этапе развития национальной культуры. Национальный опыт философствования представляет собой диалектику общего и особенного. С одной стороны в ней отражается особенность культурного и историчесОго образа народов.
Опыт национального ф. изначально универсален, так как через призму национально особенного, неповторимого, философия обращается к вечным, общечеловеческим проблемам, вопросам. Ф традиция на Руси формировалась в рамках развития национальной культуры. Это развитие определялсоь очень важным этапом в истории россии, а именно принятием православной формы кристианства. Русская Ф как амостятельная, как достаточно оригинальное течение мировой Ф возникло достаточочно поздно. Наиболее её зрелые черты появились только 1820-1830х.
Духовная предпосылка: высокий уровень духовности русской культуры, который был присущ ей на протяжении 10-18 веков. В литературе формировались ф запросы, определённые проблемы, требующие ф осмысления. По мере развития литературы этих запросов становаилось больше и для осмысления проблем литературы было недостаточно, возникла философия.
Возникла в 19 веке в условиях подъёма духовной культуры, свидетельством была русская литература. Кроме духовного подъёма исторической предпосылкой явилась победа в войне с наполеоном, это событие имело несколько судьбоносных значений:
1. Победа подняла национальное самосознание русского народа на небывалую высоту.
2. В ходе зарубежных походов, связанных с окончательным разгромом, произошло массовое знакомство передовой части русского общества с европейской культуро, образом жизни. Стало очевидно, что приобретённый в ходе заграничного поххода опыт ытия европейского общества резко контрастировал с условиями крепостнической России Становилось всё более очевидно что крепостничество – тормоз на пути развития России.
Передовая часть русского общества начала размышлять над историческими судьбами россии и всего человечества.

Чаадаев 1794-1856. Родился в богатой, знатной семье, участвовал в войне с наполеоном.
В 21-м бросил военную службу. В 28-30-м написал трактат «Философические письма». 8 штук написал, издано одно, после этого журнал «телескоп» закрыт, редактор сослан, цензор отстранён от должностей, чаадаев объявлен сумасшедшим. На отсутсвтие независимого от власти общественного мнения
Первое письмо посвящено россии, в нём даётся негативная оценка духовному состоянию её.
1. Обращает внимание на низкий уровень духовности русского общества, на духовно-нравственную глухоту большей части населения, в том числе образованной части. Пишет «Мы пробел в нравственном порядке, враждебный всякому общественному прогрессу. Населению присуща неосмысленность сущесствования, отсутствие стремления увидеть и понять смысл собственного бытия»
2. Обратил внимание на отсутствие независимого от власти общественного мнения. «Атмосфера удушливости, фальши и лицемерия в обществе».
3. Заимствованный и подражательный характер культуры. «присмотритесь хорошенько и вы увидите, что каждый важный факт нашей истории был нам навязан извне, почти каждая новая идея была заимствована».
Пушкин солидарен. «Отсутствие общественного мнения, равнодушие, циничное презрение к человеческой мысли и достоинству, могут привести к отчаянию.
4. Содержание письма характеризуется следующим:
Дат крайне негативную оценку истории россии, не видит в ней никаких достижений и заслуг, осуждая современно состояние россии, особенно крепостничество, искал обхъяснение этому в русской истории, пришёл к выводу, что для неё характерно: отсутсввие связи между этапами развития, между социальными и культурными традициями, и характерен отказ от принципов европейской цивилизации. Обидные слова, россия как бы отпала от человеческого рода, в значительной мере это произошло в следствие изоляционистской политики православия, которая в противоположность католицизму не сумела объединить национальные культуры. «Прошлое росии пусто, настоящее невыносимо, а будущего у неё нет.»
Достоевский «Раз уж Бог создал россию, только исключительно как пример, чтобы преподать миру какой-то важный урок».
Пушкин негодуэ, «что касается истории, то не согласен. У нас в истории было особое предназначение, наполнено глубоким и важным содержанием».


Западники- ориентируются на западные ценности, формы бытия, сознания. Запад неоднороден, многолик, сложились разные философские направления, идеологические концепции, представления об общественных перспективах, представления об общественных устройствах.

Российское западничество неоднородно. Среди них были либералы (Кавелин, Грановский), радикалы (Бакунин), консерваторы ( Катков), революционные демократы (Герцен, Белинский, Чернышевский). На протяжении жизни взгляды этих людей менялись и первой, значительной вехой в формировании западничества, как и славянофильства явилось возникновение философских кружков, особенно в 30-е гг. Наиболее известный кружок Станкевича, формировалось и западничество и славянофильство. Входили Оксаков, кириевский – СФ, и западники.

Либерализм.
Кавелин Константин Дмитриевич. 1818 -1885, философ, правовед, историк, литератор, публицист. Окончил московский У. Готовил Белинский, преподавал в М и СПБ университетах и Александру3, и его брату.
Резко критиковал материализм, марксизм, социалистич идеи, был противником революции и противником крепостнических порядков в росси.Прельщало на западе развитое личностное начало, самостоятельность человека, автономность личномсти её относительная независимость от государства и общества, образованность личности – ничего этого в Р не было, и это приводило Кавелина к глубокому душевному терзанию, считал, что в современных условиях Р, народная масса – неразвившаяся система общества, неспособная к самостоятельному историческому творчеству, видел в народной массе враждебное к общественному прогрессу, видел нецелесообразным введение конституции. Считал необходимо развивать образование, просвящение важнейшие средства для развития, формирования гражданского общество, и только это даст возможность ввведения конституции. Это главные средства борьбы с терроризмом и нигилизмом.
Репресси которые проводились к террористам, кавелин считал еобходимым, но ими не искоренишь нигилизм и терроризм. Единственное что может помочь, просвящение, образование Писал в записке к императору после первого на него покушения.
Цель Ф программы Кавелина, утверждение идеи личности, идеи развития её творческого начала Развитие личности должно происходить на основе христианской морали, в которой он видел завершение нравственного развития человечества. Христианская любовь к ближнему является высшим нравственным законом и эта нравственность призвана компенсировать негативные последствия существующего классового и физического неравенства.
Личностное начало является важным потому что именно в человеке снимается противоположность идеального и материального, внутреннего и внешнего. В процессе воспитания человек не должен впадать в крайности материализма и идеализма, должен ориентироваться на свою внутрннюю жизнь, психику, ибо именно она является источником активной жизненной позиции человека. Пытается утвердить в обществе идеи самодеятельности человека. Само развитие общества, считает, властно диктует необходимость развития нравственной самостоятельной самодетельной личности, которая приведёт к возникновению гражданского общества и построению конституционного строя в России. Анализируя реформы Александра2 давал им нелестную оценку. Считал, что Россия в процессе эттих реформ не критически заимствует готовые истины с запада и не учитывает специфические исторически сложившиеся истории россии, что усугубляет кризисную ситуацию в стране. Именно развитое личностное начало позволило западу добиться результатов, но там своя история, которая сформировала и человека, у нас история, культура и Человек отличны.
Критиковал славянофилов за то, что они , как казалось ему, стремятся кнсервировать отсталые формы жизни, но был справедлив в том, что сузществующий порядок вещей исчерпал свои возможности во всех сферах жизни.
Идея личности не заложена в общинном строе, а именно с этим строем связывали будущее России и славянофилов. Опыт Европы надо перенимать но при этом в синтезе с русским началом. В отличие от запада, русская история с подавленным личностным началом и гипертрофированным государственным началом. В ходе нынешних реформ утрачен смысл, их направленность на введение личностного начала в жизни общества, поэтому крайне необходимо акцентировать внимание на ниши слабости и недостатки, предложить стратегию удовлетворения общественнных потребностей, характеризуя философские и общественные взгляды Кавеллина можно сказать, что он как идругие либералы стремился уберечь страну, защитить элитарную свободу для некоторых людей не отлько от всесилия государственной власти но и от непросвещённой массы. Либералы больше критиковали, идеализировали, но меньше всего предлагали практических мероприятий.

Катков Михаил Никифорович. 1817-1887. Консерватор, человек, который всегда был осторожен по отношения к введению новшеств, призывал оценивать, чего это стоит, к чему приведёт. Аттестовал себя как верного пса самодержавия. В молодости был либералом. На западе прельщала стабильность гос строя, которой способствует парламентаризм, который позволяет на ууровнегос власти учитывать и гормнозировать, согласовывать, существующие в обществе общественные интересы. Это оказалось возможно на западе благодаря развитому личностному начлу, соглашается с Кавелином, что в России развитого личностного начала нет, выход в самодержавии. Парламентаризм приведёт страну к гибели. Самодержавие не от бога, а от народа. Народ жизненно заинтересован в сохранении самодержавия.
Впервые в России, изучая западное общество, обнаружил растущую роль пролетариата, рабочего класса и заявил, что рабочий вопрос практически стоит и в России, это нвый класс, интересы которого нужно изучить и защитить. Это возможно тоолько в условиях самодержавной России.

Революционные демократы.
Характеристик общих черт:
1. Все убеждены, что философии надо учиться у Запада.Все они начинали как сторонники Гегеля, как верующие люди, но затем перешли на позиции материализма, атеизма и антропоцентризма. В этом плане показателен пример Белинского. На первых порах он с вообдушивлением воспринял Гегелевское учение. Есои раньше призерал русскую действительность, теперь восхищался. Но к концу 40-х начал резко критиковать его философию, критикует его веру в автоматический прогресс, утверждает, что судьба личности важнее всякого общественнного прогресса, ваажнее судеб всего мира. Отдельная человеческая личность рассматривалась им как высшая ценность принималась за центр мироздания, объявлялась мерилом всех вещей. Религиозные убеждения молодости уступают место атеизму. В1945 пише Герцену, что в словах Бог и религия видет тьму, мрак, цепи и кнут.
В 47-м пишет Гоголю по поводу «Выбранные места из переписки с друзьями», подверг Голголя резкой критике и высказал убеждение в безрелигиозной сути русского человека.
2. Материализм и атеизм тесно связаны с радикализмом в политической общности. Выдвигают требования радикального общественного переустройства. Характерен нигилизм. Славянофилы в отличие от западников и революционных демократов стремились к исправлению пороков обществавармках политической системы. Требовали возвратиться к живым истокам культуры России. Западники в отличие от соавянофилов мечтали о замене одной культуры другой.
Наиболее яркий представитель западников-радикалов - Бакунин.
Из богатой семьи, дворянин. Диалектика гегелевского духа – процесс революционного творчества, но скоро перестала удовлетворять ф гегеля. Живое дело – революционная деятельность, радость разорушения – в тоже время творческая радость. Призывал русь к топору и считал, что главным революционером в россии являются разбойники.
3. Вера в общественный прогресс. Протекает объективно. Считали, что двигателем прогресса, активными участниками истории являются только сознательные просвященнаяоблогороженная личность, а народ, на котторый уповали славянофилы – бессознательная масса, пассивная часть общественного прогресса, её нужно уметь повести за собой.
4. Оппозиционность государства, сочувствие угнетённому народу привели к неприятию религиозных и иных традиционных ценностей Р общества. Искали новые духовные ценности и общественные идеалы. Стремились обосновать.
5. Противники капитализма, сторонники социалистических идей, социального равенства и соу справедливости, старались, чтобы Росссия миновала капитализм.
На формирование Ф повлияло:
1. Их взгляды отражали процесс секуляризации р общества (освобождение от религии).
2. Повлияли достижения науки, развитие опытного и теоретического естествознания. Которое породило надежду, что наука может разрешить все общественные проблемы.


Герцен.
Александр Иваныч. 1812-1870, демократ, философ, материалист, писатель.
Повесть Сорока-ворока, доктор Крупов, лучшая мемуары Герцена «Былое и думы», просто прекрасные.
С 47-го живёт вне Росии. Это утвердило его неприятие капитализма, сделало сторонником революционных идей, которыми была обременена Европа, которые привели в конце 40-х к революции во многих странах, которые приветсввовал, но тядело переживал поражение. Разочаровался в возможностях революционного движения на западе, основал вольную русскую типографию, в которой издавал обозрение «полярная звезда» и газету «колокол», критиковал крепостничнсвто, проповедывал социалистические идеи, был уверен, что эти идеи, если их глубоко понять, должны всем понравиться главное – просветить народ, и все захотят социолизма. Был родоначальником общества «Земля и воля», русского народничества. Стал склоняться к реформам, стал понимать, что революционными преобразованиями, в условиях, когда личностное начало не развито, можно только навредить. «Нельзя народ освободить больше извне, чем он освобит себя изнутри». Обращался к Александру 2, призывал отменить крепостничество, освобить крестьян с землёй. Который предложил помещикам выступить с инициотивой отмены крепостного права.
Умер в Ницце. В молодые годы взгляды были идеалистическими, увлекался идеями Гегеля, быстро переосмыслил его диалектику в революционном духе, стал понимать её как алгебру революции. Главную задачу философии видел в научном образовании и практической деятельности. Стремился образовать связь Ф и естествознания. Основополагающим принципом был принцип материалистически трактуемы, принцип единства бытия и мышления. Мышление не противостоит бытию, не оторвано, не буквально отражает бытие а в своих специфических идеальных нормах. Стремился поставить логику над природой и подчинить природу логике. Сознание – естественный и необходимый продукт эволюции природы критиковал материаллизм того времени, где сознание в значительной мере отождествлялась с материей, где не было ответа на вопрос, как сознание возникло Отврегал агностицизм, считал, что никаких принципиальных ограничений на пути познания нет. Основной недостаток Канта видел в том, что Кант противоестественнно разорвал сущность явлений. Считал, что явления мы разорвать можем, а сущность не можем. Считал. Что познавая явления, мы углубляемся в познание сущности.
В истории общества Герцен оьнаруживал поступательное движение и источником поступательного движения является борьба консервативности с обновлением. В области ф, истории исследовал проблему общественного закона, в котором есть единство стихийного хода истории и сознательной деятельности индивидуума.
Резко критиковал индивидуализм и уравнительные идеи комунистов-утопистов. Стремился образовать закономерность стремеления человечества к обществу, свободному от антогонистов, где не будет насилия, восторжествует разумное начало, которое будет отражать свободный дух человека. Некоторое время разделял идею общестенного прогресса с физиологическим развитием человеком, продолжающимся развитием мозга. Но в более зрелом возрасте отошёл от этих идей, отвергал попытку объяснить общественную жизнь закономи физиологического развития человке. Соц жизнь не можить быть объяснена физиологие человека, но не понял социальной природы человека, с чем связана соцц природа человека и в чм она заключается.
История общества, прогрессивная идея сознания, направленная на разумное устройство человеческой жизни. С глубоким интересом относился к идеям социализма, которые развивал Маркс и Энгельс. Считал, что социалистический идеал – высшее достижение человеческого духа, которое поможет решить проблемы.
Начал искать новые пути социального переустройства общества, пришёл к выводам:
1. Возможность осуществления социалистических идеалов тем больше, чем больше реальных стихийно-сложившихся социалистических форм общественной жизни, содержит в себе общество.
2. Пришёл к выводу, что пути к социализму многообразны, каждая страна к социализму придет своим путем и он будет соответствовать историческому своеобразию развития данных народов.

Разрабатывает идею крестьянского социализма, в основе которого лежит деревенская община, которая – готовая форма социализма. Его прельщало:
1. Совместное владение землёй.
2. Коллективизм.
3. Определённый демократизм общины. Решали многие вопросы, вплоть до выселения. Перераспределение земель, оказание помощии.
Считал, что крестьянская община по смой своей природе является социалистической, поэтому Россия пойдёт к социализму минуя капитализм, опираясь на крестьянскую общину.

Незадолго до кончины пишет Бакунину «К старому товарищу». Резко расходится с его радикализмом, выступает против крайностей свержения государства, против анархизма, приходит к выводу о несостоятельности бакунинской анархистской теории, стал склоняться в пользу того, что само государство под давлением народа окажетс в состоянии постепенно осуществить перобразования.

Чернышевский.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.