Конспект лекций по предмету "Социология"


Социальная мобильность и маргинальность.

Подсоциальной мобильностью следует понимать изменение положения индивида или группы в социальном пространстве, т. е. переход от одной социальной позиции к другой.В жизни мы постоянно сталкиваемся с этим явлением (например, смена места жительства, переход на другую работу, карьерный рост и др.).
П. Сорокин разделял социальную мобильность на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная мобильность связана с изменением социального статуса (его повышения или понижения). Мобильность с повышением статуса именуется восходящей, с понижением – нисходящей. Горизонтальная мобильность означает изменение социальной позиции с сохранением социального статуса. Например, переход в современном обществе из статуса менеджера небольшой фирмы в статус разработчика.
Мобильность может быть как групповой, так и индивидуальной, в зависимости от того, меняется статус одного человека или целой группы. Так, после октябрьского переворота в России дворянство и буржуазия были резко понижены в статусе и даже в большинстве физически уничтожены, в то время как люди из низших слоев (беднейшее крестьянство и рабочий класс) были провозглашены хозяевами страны, хотя, в конечном счете, большие испытания выпали и на их долю. В период «информационных революций» возросла роль и повысился статус групп, связанных с распространением и производством информации и информационных технологий и коммуникаций, что является примером групповой восходящей мобильности.
Существуют и другие типологии мобильности. Например,межпоколенная и внутрипоколенная мобильность.Под первой понимается изменение социального статуса детей по отношению к родителям. Под второй – многократное изменение социальной позиции человека в течение жизни.
Чем выше социальная мобильность, тем более открытым является общество.В открытом обществе имеются относительно широкие возможности для повышения статуса. Интересные обобщения относительно вертикальной мобильности мы находим у П. Сорокина. Эти обобщения сводятся к следующему: 1. Маловероятно существование общества, в котором полностью отсутствовала бы мобильность и страты были бы полностью закрытыми; 2. Никогда и нигде не существовало общества, в котором переход в высший слой был бы абсолютно свободным; 3. Интенсивность мобильности меняется в различных обществах, а также может изменяться на протяжении определенного времени в одном и том же обществе; 4. В вертикальной мобильности отсутствует устойчивая тенденция к усилению или ослаблению.
Вертикальная мобильность осуществляется по определенным каналам.Между стратами, по мысли П. Сорокина, должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы» и «лифты», т. е. пути, по которым индивиды перемещаются с повышением или с понижением социального статуса.В качестве таких каналов он рассматривал армию, церковь, школу, политические и профессиональные организации, общественные институты, производящие и распределяющие ценности, семью и брак.
Значение армии как канала вертикальной мобильности повышается в военное время. Потребность в военных талантах способствует восхождению некоторых лиц к командным должностям (вспомним карьеру Наполеона).
Церковь способствует восхождению к высокому статусу только в случае ее значимости для данной социальной системы. П. Сорокин изучил 144 биографии пап и установил, что 28 из них происходили из низших, а 27 – из средних классов. Иногда церковь не возвышала, а, наоборот, способствовала резкой утрате социального статуса. Среди тысяч ее критиков и врагов, преданных анафеме, было немало представителей знатных родов. В современном обществе наблюдается секуляризация, и поэтому влияние церкви на социальную мобильность значительно снизилось.
Под школой П. Сорокин понимал институты образования и социализации. Эти институты в современном обществе приобретают исключительное значение. Если образование общедоступно, его институты играют роль «социального лифта», который движется от самых низших этажей общества к самым высшим. Когда образование становится доступным только избранным, лифт движется только между высшими этажами, и подъем в высшие слои оказывается затрудненным. Именно образование в современном обществе открывает дорогу к успешной карьере.
Роль «лифта» могут играть также политические и профессиональные организации. Начало этому положил римский император Клавдий, «отец бюрократии», при котором все высшие должности в империи занимали вольноотпущенники. Ярким примером нашего времени является неожиданный взлет А. Гитлера, бывшего до 1-й мировой войны несостоявшимся архитектором, жителем ночлежки, а в российской истории – политические карьеры В. Ленина, И. Сталина, да и практически всех членов Политбюро КПСС за все время ее существования, включая бывших президентов СССР и РФ. Нередко в истории секретари или слуги известного политика становились сами влиятельными людьми. В современном обществе политическая карьера обычно связана с государственной службой или партийной деятельностью (примером могут служить современные российские чиновники и партийные лидеры).
Аналогично толкают человека наверх профессиональные институты, построенные по «цеховому» признаку. Например, творческие союзы писателей, композиторов, кинематографистов могут как способствовать творческому росту, так и ниспровергать с «социальных высот» своих коллег по творческой деятельности. П. Сорокин приводит данные исследования Х. Эллиса, согласно которым из 289 британских гениев 71 происходили из семей неквалифицированных рабочих и достигли своего высокого положения благодаря профессиональным организациям. В дореволюционной России 4 % выдающихся ученых – выходцы из крестьянской среды. Им помогла подняться «профессиональная лестница». Нечего и говорить о современной нашей и западной высшей интеллигенции.
Другими каналами социального «подъема» и «спуска» являются институты и группы, имеющие доступ к конкретным формам обогащения (например, банковское дело, операции с недвижимостью, игра на бирже, производство автомобилей и др.).
Семья и брак могут стать каналами вертикальной мобильности лишь при условии вступления в брак лиц с различными социальными статусами. Так, в Древнем Риме брак свободной женщины с рабом превращал и ее в рабыню. Брак с титулованым и богатым партнером приводит к повышению социального статуса. Иногда один из партнеров прибавляет к своему титулу богатство, а другой к богатству – титул и знатность. В результате выигрывают оба, перемещаясь вверх по социальной «лестнице».
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. К маргиналам (от лат. marginalis – находящийся на краю) относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.
Маргинальность можно поделить на этническую(миграция в чужую этническую среду); биологическую маргинальность(связана с нарушением здоровья), социальную маргинальность(связана с незавершенностью социального перемещения из одного слоя в другой); политическую маргинальность(связана с утратой общепринятых норм и ценностей политической культуры);религиозную маргинальность(когда индивид находится вне традиционных конфессий), экономическую маргинальность(потеря работы). В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания из-за утраты социальной идентичности.
В современной России огромные масштабы принимает миграция как разновидность социальной мобильности. Причины миграции: выталкивание (вызвано тяжелыми условиями существования в родных места); притяжение (связано с привлекательностью лучших условий жизни в других местах).
Миграция бывает безвозвратная (окончательная смена места жительства), сезонная (переселение на достаточно долгий, но ограниченный срок) и маятниковая (регулярные поездки к месту работы или учебы).
До определенного предела все виды миграции считаются естественными и нормальными, однако избыточная миграция может привести к негативным последствиям. Возможно изменение демографического состава региона, нехватка или убыток рабочей силы, неконтролируемый рост городов и др.
Рассмотренные нами проблемы социального неравенства и социальной мобильности требуют постоянного контроля со стороны всех ветвей и уровней власти, а также – со стороны рядовых граждан, которые постепенно построят в России цивилизованное гражданское общество.
Вопросы для самоконтроля:
1. Возможно ли полное социальное равенство в обществе?
2. В каком обществе ярче выражено социальное неравенство – в традиционном или индустриальном?
3. Назовите основные типы стратификации в традиционном обществе.
4. Существовало ли рабство в России?
5. Что из себя представляет кастовая стратификация?
6. Чем сословие отличается от класса?
7. Какой тип стратификационной системы формируется в индустриальном обществе?
8. Назовите основные критерии разделения на страты, принятые в современной социологии.
9. На какие сословия было разделено традиционное российское общество?
10. В каком веке социальные ученые стали использовать понятие «класс»?
11. Из каких основных классов состоит современное западное общество?
12. Модель какого московского ученого-академика описывает сложную страти- фикационную систему современного российского общества?
13. Если следовать данной модели, к какому слою вы относите себя – к «базовому» или «среднему»? Почему?
14. Назовите социологов-классиков, описавших стратификационные системы.
15. Как объясняют причину соцального неравенства сторонники функционализма?
16. Что является причиной формирования несправедливого распределения материальных благ в обществе в теориях ученых конфликтологического направления?
17. Назовите представителей обоих направлений.
18. Какой ученый ввел понятия «социальная стратификация» и «социальная мобильность»?
19. Что представляет собой этакратическая стратификация?
20. Что такое горизонтальная и вертикальная мобильность?
21. Что такое «социальные лифты» (П. Сорокин)?
22. Назовите разновидности маргинальности.
23. Почему в современной России высока доля социальных маргиналов?
24. Может ли научный и технический прогресс уменьшить социальное неравенство?
25. Раскройте гендерный аспект современного российского расслоения (по исследованиям Заславской).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.