Конспект лекций по предмету "Социология"


Национальный менталитет.

Чем мы отличаемся от других народов, от американцев или немцев, которые, по Инкелесу, лидируют в числе представляющих «модерную» личность?
Начиная с античных историков Геродота или Плиния Старшего, проблема «духа народа» волновала многих мыслителей. В конце XIX в. немецкие психологи М. Лацарус и Г. Штейнталь писали о душевной жизни народов. Их представители имеют «сходные чувства, склонности, желания», обладают единым «народным духом». Связку культуры и личности осуществили в 1970-е гг. упоминавшиеся выше американские культурантропологи А. Кардинер и Р. Линтон. Они предложили концепцию «социального (или национального) характера» — продукта жизненного опыта народов и социальных групп. Между тем, понятие менталитета, которое ввели в оборот французские историки школы «Анналов» лучше подходит для нашей задачи, так как означает комплекс коллективных социальных установок, особенностей практического разума и повседневного мышления; его устойчивых форм, что фиксируется в метафорах, поговорках, символах. Это в определенном смысле компонент хабитуса по Бурдье, рефлексивного практического сознания по Гидденсу.
С.В. Лурье выделяет центральную зону ментальности этносов как систему следующих образов на уровне коллективного бессознательного:
1) локализация источника добра;
2) локализация источника зла;
3) представление о способе действия, при котором добро побеждает зло. Т. Стефаненко добавляет еще одну:
4) представление о вероятности, с которой добро побеждает зло.
Источник добра в русской ментальности — община, сегодня —близкие и друзья — все тот же Gemeinschaft (по Теннису); зло проецируется на государство в образе чиновничества (ранее — барина, городового и т. п); способ действий — «все образуется», а торжество добра мы мыслим несомненным, но... в будущем («не мы, так наши дети...»). Сталин это хорошо чувствовал, и на банкете после Парада Победы произнес тост за великий русский народ, его способность вынести невероятные лишения ради победы над врагом.
Естественен вопрос: каковы плюсы и минусы русского менталитета в реализации «прозападных» реформ? Немец не полагается на «Авось обойдется», англичанин или американец ищет справедливости в судах, которые защищают права человека, фиксированные в Конституции на основе «священного» договора между гражданами и избранными ими властями. Что же касается победы добра над злом, то в западной культуре не принято уповать на авось, но действовать. Здесь решающую роль играют представления о том, что есть добро и что есть зло, и, главное, персональные усилия каждого гражданина.
Имеются данные, полученные с использованием психологических тестов в межкультурных исследованиях. К. Касьянова протестировала российских студентов и пилотов, применяя тест MMPI (Миннесотский общеличностный тест (MMPI) отделяет психическую норму от патологии, и поэтому психоаналитические наименования шкал.), и сопоставила свои данные с результатами, полученными психологами из других стран. Она нашла, что россияне зашкаливают по «циклоидности». В переводе на общепонятный язык это означает, что мы не склонны к систематически выполняемой деятельности, независимо от настроения. Как Илья Муромец, который лежал на печи, пока не настал момент сразить змия, а, совершив подвиг, опять залег на печь. Любопытные результаты межкультурных исследований были недавно получены Е. Даниловой, М. Тарарухиной, Е. Дубицкой. Они использовали психологический тест нидерладского социопсихолога Герда Хофштеда, изобретенный и валидированный им в 1960-х. Тест предназначен для измерений параметров организационной культуры. Хофштед потряс менеджеров тем, что выявил этнонациональные особенности трудовых отношений и опроверг верование в универсальную их рациональность. Оказалось, что немцы и, например, японцы одинаково действуют рационально, но по-разному оценивают баланс затрачиваемых ресурсов и достигаемых результатов. По тесту голландского ученого были изучены 70 народов, но без России. И вот в последние три года проведены массовые тестирования россиян: 1700 респондентов из числа сотрудников энергетических компаний в 23 регионах России и 518 работников крупных машиностроительных предприятий столицы, Поволжья, Владимирской области. Исследователи сопоставили свои результаты с данными по другим странам и пришли к интереснейшим выводам.
По индексу «личные достижения — солидарность» шведы, голландцы, датчане, норвежцы и финны образуют один кластер. Авторы назвали это «североевропейским синдромом солидарности». Англичане, американцы, ирландцы, а также немцы, австрийцы, итальянцы и швейцарцы образовали другой статистический кластер, который Дубицкая и Тарарухина назвали «романо-германским синдромом достижительности». Россия входит в группу североевропейцев.
Другую шкалу исследователи определили в лексике менеджмента как «лояльность компании в обмен на гарантии», а в широком смысле это менталитет зависимости от внешней среды либо настроенный на собственный ресурс социального субъекта. В логике менеджмента первый — ментальность наемного работника («что начальство прикажет»), а второй — партнера («обсудим вместе с руководством»). По этому индексу авторы относят россиян к тем, кто больше ценит гарантии со стороны организации, но добавляют, что во многом это зависит от конъюнктуры на рынке туда.
Российская культурная матрица далека от романо-германской, ближе к менталитету «солидаристов» стран Северной Европы. Имея в виду прежде всего национальные особенности менеджмента, авторы заключают: «Организационная культура России, как оказалось, построена на двух китах: солидарность и подчинение организации». В переводе с менеджериальной терминологии на этнокультурную солидаристическая составляющая русской культуры, т. е. то, что Хофштед называет «фемининностью», — это что-то похожее на «гемайншафтные» взаимоотношения между людьми по пунктам теста: забота друг о друге, интуиция, ценность свободного от работы времени. Противоположный полюс «фемининности» «маскулинность» — напористость, рационализм, настойчивость в достижении целей, деньги.
Подчинение организации ассоциируется с иерархической институциональной матрицей и психологией этатизма (лояльность в обмен на гарантии со стороны государства). Если рассматривать сказанное выше под углом зрения черт русского менталитета, благоприятных для перехода к рыночным отношениям и неблагоприятных, то можно было бы сказать так. Привычная готовность претерпевать трудности снижает болезненность травмы перехода к конкурентным отношениям. Такие черты нашего социального характера, как сочувствие и забота о других, напротив, подвергаются жестокому испытанию. Принцип лояльности системе в обмен на гарантии стимулирует недовольство правительством и протестные акции.
Что же касается эффективности в работе, то, как убеждают исследования по методике Хофштеда, надо заимствовать сообразные модели менеджмента, адекватные российской культуре и менталитету десятков миллионов работников. Американская жестко конкурентная модель управления нам определенно не подходит. Североевропейская, более гибкая, партнерская — пригодна. Нужна, однако, собственная, российская.
Система ценностей в России по сравнению со странами Азии, Африки и Латинской Америки, достаточно близка к западно-европейской, но более консервативна, традиционна, более склонна к порядку, иерархии и менее - к правам и свободам личности.
В 1990-е годы произошел заметный сдвиг в сторону ценностей «модерной личности» (интеллектуальная автономия, ценность мастерства), особенно у молодежи. Однако в период 2000-2005 гг. фиксировалось возрастание гедонизма вместо ценностей развития творческих способностей.В настоящее время, по нашему мнению, наблюдается сочетание обоих видов ценностей.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит особенность социологического определения личности?
2. Как Вы понимаете выражение: «Личность — проекция культуры данного общества»?
3. Что такое модальная личность?
4. Относите ли Вы себя к базовому типу личности современного общества?
5. Какими чертами базовой личности Вы обладаете?
6. Перечислите модели адаптации индивидов к культуре и реалиям данного общества Р.Мертона.
7. В каких социологических теориях центр внимания переносится на изучение и понимание повседневной жизнедеятельности людей (every day life)?
8. Что такое ценностная ориентация личности?
9. Назовите три компонента ценностной ориентации личности.
10. В чем состоит отличие понятии «диспозиция» (установка) от понятия «ценностная
ориентация»?
11. Проявляется ли индивидуальность человека в ролевом поведении или это всего лишь следование шаблону? Обоснуйте свой ответ.
12. Где локализуются источники добра и зла для россиян (по материалам эмпирических исследований)?
13. Назовите национальные черты характера русского человека и покажите их влияние на процесс модернизации страны.
14. Как проявляются национальные особенности россиян в трудовой сфере?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.