Конспект лекций по предмету "Онтология"


Бытие и развитие. Диалектика.

Что такое диалектика. Д – это учение о всеобщей связи и развитии. Связь – понятие изучали уже в античности. Сложность: первонач предст о связи соединяет подобное с подобным, а потом начиная с Гераклита есть связь противоположностей, которые проникают друг в друга. А самый сложный тип связи – связь целых. Эти связи мы изучали и будем изучать. Развитие – аналогия понятия движения. Движение – это изменение вообще (Энгельс). Значимость определения – не отождествл движение ни одним из конкретным его видов. Есть особый вид движения – развитие. Это движение в котором происходит изменение в уровне организации системы. Развитие указывает на систему. Меняется в 2 стороны: повышение и понижение. Мы говорим о развитии когда говорим о повышении. Но возможно и другое – деградация. В этом смысле сущ 2 типа развитие: прогрессивное и развитие регрессивное (понижение ур организ сис-мы). Сложность можно понимать по разному, сложность в смысле хаоса, а можно понимать как наращивание уровня организации. Обычно в книгах если не говорят слово регресс, то понимается слово развитие как прогрессивное. Ключевое понятие д это саморазвитие, т.к. ф и наука стремятся дойти до самой сути до основ, а если развитие происходит в силу внешних причин мы рез-ты развития видим, а законы не понимаем потому что причина развития во вне. Надо расширить круг рассмотрения, довести его до саморазвития. В средневековье саморазвития не работали, творение не поддается рационализации, в пантеизме возможно было рассматривать саморазвитие, т.к. причина развития в самой природе. Вопрос: в силу чего возможно саморазвитие? Когда подобное связ с под всё пон. НО если целое, то там связаны противоположности. Что бы происходило саморазвитие нужно, чтобы система перестала быть себе тождественной. Как возможна связь всего в рамках целого? – Диалектический вопрос. И как возможно саморазвитие? – Применительно к теории саморазвития. Ответ: Диалектическое противоречие – отношение диалектическим противоположностей. А диалектич противопол – такие 2 стороны одного и того же предмета, которые связаны друг с другом и взаимообуславливают друг друга, а с другой стороны отрицают и борются друг с другом. Одна противоположности проникает в другую. Единое и многое явл диалектич противоположностями. Диалектика раскрывается на уровне логич мышления или на уровне интуиции. (см. Платон единое и многое) Каждое понятие содержит в себе свое собственное отрицание. Понятие существует благодаря соотнесению со соей противоположностью. В понятиях отражаются важные свойства бытия. Бытие начислено диалектич противоречием. Диалектич противоречие позвол быть противоположным элементам крепко связанными в составе одного целого. Д П позволяет системе развиваться. Первая философски выложенная интуиция Д есть у Гераклита, они предстают внутренне связанными друг с другом. (см. книга Материалисты древней Греции) Гармония существует за счет внутренней связи противоположностей. Но у Г диалектика на уровне смыслообраза. У Платона диалектика выражена рационально, он не строил теории, ф платона это мысленный эксперимент, но рациональное мышление присутствует. Он показывет как одни противопол связаны с другим. Аристотель отрицает внутреннюю связь противоположностей, но она у него есть, она во всей картине его космоса, она спрятана в 4 причинах, формы и материи, перехода одного в другое. Вершина рациональной античной диалектики это диалект платона. Но а диалект ограничена исходной постановкой. Для античности мир это завершенное и совершенное целое, т.е. космос. Принцип всеобщей связи – д антич. В а нет развития, поэтому противоречие это не источник развития. Космос завершен, совершенному незачем меняться. Развите в античности это осуществение одних и тех же форм, она вечна, разрушается только материя, а форма вечна. В рамках космоса поэтому диалектики развития нет. Чтобы появилось развитие в диалектике, нужно было новое восприятие человеком мира и самого себя. Это произошло в христианстве. На первый взгляд там не речи о развитии, есть речь о творении. В религиозной онтологии есть понятие творения, когда нечто создается из незаданности. Затем пантеизм. Пантеизм опускал творческую силу понятной, опускал её в мир, десокрализовал, превращял из священной в постигаемую. Творение теперь саморазвитие, природа содержит в себе начало саморазвития. Система гегеля есть пантеизм. У гегеля логический разум это бог, который есть до сотворения мира. В христианстве восхождение духовной человеческой личности, это духовное развитие, это не саморазвитие. У гегеля в отличие от пантеизма логический пантеизм. Но к гегелю ведет долгий путь, мыслители учились работать на уровне понятий с противоречиями. Они учились работать с понятиями всеобщего субъекта. Гегель сформулировал законы диалектики. Маркс раскрывает недостаточность гегелевской логики. В гегелевской д развитие заканчивается, в д г развивается идея, понятие, нечто, что уже задано. Если мы берем диалектику идеалистическую, то все на этом заканчивается. Значит надо переходить к материи. Мир глубже, чем идея. Маркс не написал завершающего фил труда, мы судим о его диалектике по капиталу.
Эпоха неклассической диалектики. Она связано с общей тенденцией онтологии 20 века. 20 век это век преодоления заданности. Все прежние противоречий рассматривались в сущностях. А здесь противоречия сущности и существования. Далее случайность теперь видят по иному, теперь она способна сама рождать новые необходимости. Новые диалектики человеческого бытия. Прогресс связан с тем, что противоречия разрешаются, а Камю говорит, что человек может развиваться, только когда в нем есть неразрешимое противоречие.
Связь диалектики и системного подхода. Д – это большей частью идеалистич ф. Только у маркса она материалистическая, борьба противоположностей в обществе, а не а природе. Нужно не навязывать природе законы диалектика, а опознать их. Естествознание должно раскрывать как связаны элементы внутри целого. Но естествознание стало самостоятельно пробирать к диалектике. Это системный подход – рассмотрени со стороны организации системы. Открывается то, что в диалектике уже было. Раньше системой называли хорошо организованные философские теории. Теперь все открывается не на уровне ф, а на уровне науки, наука переокрывает. Чтобы естествознание это понимало надо, чтобы была философская культура.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.