Конспект лекций по предмету "Педагогическая психология"


Дидактические системы, хар-ся гибкий процессом обучением

Н. С. Менчинскаястала одной из первых, кто занимался изучением проблемы обучения.
Изначально выполняла социальный заказ о ликцидации безграмотности в 30 е годы 20 века. В 40 годы - исследования проблемы формирования понятий у учащихся. 70е годы - изучение мыслительной деятельности в процессе овладения знаниями. В этой связи началось изучение индивидуальных особенностей (успевающих и неуспевающих учеников).
Затем проблема изучения неуспеваемости выделилась в отдельную тему.
Создалась концепция развивающего обучения. Одним из предметов изучения - обучаемость, как особое свойство личности ученика.
Н.С. Менщинская развела три понятия: обучение, учение, развитие.
Обучение - двусторонний процесс, в котором передаются ЗУН, социальный опыт от одного поколеия к другому. Есть две стороны: обучающийся и обучающий.
Учение - лаборатория ученика -= обучаемость, совокупностьмыслительных процессов, мотивационный план, саморегуляция процесса обучения (внутренний психологический план).
Развитие - это...
1. (в целом) изменение самого ученика, как субъекта учения, как правило, это крупные изменения
Две линии развития:
1)Микрогенез - малозаметные изменения, происходящие в процессе обучения: формирование умения письма, счета, чтений, овладение приемама, которые дает учитель, умение следовать образцам)
2) макрогенез - крупные изменения в мотивационной фра, обучаемости, изменении мыслительной деятельности (овладение крупными логическими операциями- анализ и синтез), саморегуляции, изменение уровня и форм контактов другими участниками образоватеьного процесса (одноклассинками и учителем).
Обучение не может не учитывать пройденные циклы развития. Оно основываетсян а них и забегает вперед развития, создавая зоны лижайшег оиперспективного развития.

Макрогенез:
1. соотношения опреаций анализа и синтеза
2. широта переноса (экстраполяции) знаний
3. критичность ума
4. устойчивость или неустойчивость знаний
5. гибкость знаний
6. возможность самоуправлений ребенком собственной деятельностью

Л.С. Славина - причины неуспеваемости.
Н. С. Менщинская и его лаборатория считала, что дело не в отдельных причинах неуспеваемости, а в комплексе этих причин, их соотношении друг с другом. Провелись исследования (мужик какой-то) по измерению у группы неуспевающих двух параметров: мотивации и навыков мышления. Соотвественно, выделилось несколько подгрупп среди неуспевающих.
Обучаемость - совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых зависит продуктивность учебной деятельности.
Продуктивность учебной Д - максимально доступное человеку продвижение в учебном материале за минимальный срок.
Параметры обучаемости:
1) осознанность учебной работы - рефлексия
2) обобщенность учебной Д
3) самостоятельность мышления и чувствительность к помощи
4) устойчивость игибкость мыслительной Д

Литература:
1. Менщинская Н .С. "Проблемы у чении и умственном развитии школьника"
2. Менщинская "проблемы обучения, воспитания, психического развития ребенка" под ред. Божович Е. Д.


Проблемное обучение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.