Конспект лекций по предмету "Психология менеджмента"


Понятие внутренней мотивации

Понятия партисипативности и инвестирования имеют еще один аспект — собственно психологический. Процесс труда, а не только его результаты, при определенных условиях становится сильным мотиватором человека. Существуют внешняя и внутренняя мотивации.
В психологии долгое время доминировали результативные подходы к изучению мотивации: человек трудится потому, что хочет получить результат и за него — вознаграждение, которое удовлетворит его потребности. Эти потребности, усиливаясь, приводят к возникновению гомеостатических кризисов — нарушению оптимального состояния организма. Когда потребность удовлетворяется — кризис проходит, гомеостаз восстанавливается.
Однако в 20-х годах XX в. американские ученые Р. Вудвортс и А. Уайт доказали, что помимо гомеостатических потребностей человеку присуща потребность в функционировании (видеть, слышать, чувствовать и т. д.). Эта потребность приводит к активности ради самого процесса действования, а не ради какого-то результата — таким образом, она носит процессуальный характер. Эту побудительную силу назвали внутренней мотивацией, так как ее источник находится внутри самой деятельности, а не вне ее. Процессуальные потребности не проходят, а усиливаются в результате активности, направленной на их удовлетворение. Они имеют антигомеостатический характер. Личность через них развивается. Различаются две основные мотивационные системы — внешней и внутренней мотивации. Они независимы друг от друга, но только при их полноценном функционировании может быть достигнут мотивационный комфорт. Система внутренней мотивации имеет специфические особенности.
Стремление к новизне: если человек не может компенсировать информационный вакуум, возникает состояние сенсорной депривации, которое иногда приводит к серьезным нервно-психическим расстройствам.
Стремление к двигательной активности — простейшее проявление, форма внутренней мотивации.
Стремление к эффективному и «экономному» освоению мира и поведению в нем — это врожденная и самостоятельная потребность, удовлетворение которой рассматривается как источник сильных положительных эмоций.
Стремление к самодетерминации. Человек считает свое «Я» источником своего поведения и ведет себя так, чтобы укрепить это мнение.
Стремление к самоактуализации — потребность человека «осуществить то, что он может осуществить» (А. Маслоу).
Системы внешней и внутренней мотивации состоят в достаточно сложных и закономерных отношениях. Реализация внешних мотивов усиливает мотивы внутренние, а реализация внутренних мотивов приводит к формированию новых, более сложных внешних мотивов. Существуют и другие закономерности. Гипертрофия внутренней мотивации ведет к снижению внешней мотивации. Поглощенность процессом деятельности и удовлетворение от этого процесса отодвигают результаты на второй план, они становятся субъективно незначимыми. Пример этого — феномен «упоение властью», когда властвование из средства превращается в самоцель и самоценность. В результате этого складывается специфический тип личностной направленности — «ориентированная на продвижение», карьеристская личность.
Проявлением дисгармонии этих двух мотивационных систем выступает также явление разрушения внутренней мотивации под влиянием гипертрофии внешних факторов. Если вознаграждение за какую-то деятельность превышает реальный вклад в нее субъекта, то происходит снижение интереса к самому процессу деятельности, мотивационные устремления человека переключаются на материальные стимулы, идет погоня за результатом (вознаграждением). Из общей мотивации исключается одна из мотивационных систем, а в результате этого снижается общий уровень мотивированности.
Цели, соответствующие внешним мотивам, обозначены понятием «экстринсивные цели», соответствующие внутренним мотивам — понятием «интринсивные». В результате соотнесения мотивов с целями человека формируется такое важное психологическое состояние, как личностный смысл деятельности. Главное направление психологического обогащения деятельности и средство повышения ее эффективности — развитие внутренней мотивации, акцент на интринсивных целях при ее организации.
Лучший вариант организации мотивирования — оптимальное сочетание внешних и внутренних стимулов, мотивов, которое обеспечивает подключение обеих мотивационных систем.
Относительно мотивации деятельности самого руководителя наблюдается аналогичная картина. Типичное проявление мотивационного дисбаланса в этой деятельности — так называемые мотивационные деформации. Причина их заключается в наличии тенденции к переключению мотивационных установок человека на виды деятельности, характеризующиеся наибольшей успешностью их выполнения («закон результата»). Управление развертывается в этом случае по замещающему стилю, крайним проявлением которого может стать корпоративная аппаратно-управленческая замкнутость, феномен клики.
В течение профессиональной карьеры мера и содержание деятельности (и управленческой, и исполнительской) изменяются на ее различных макроэтапах, которых насчитывают пять.

Начальная карьера (20 — 24 года).
Стремление человека достичь успеха, заявить о себе, получить признание в организации (около 30 лет).
Достижение высокого уровня профессионализма, укрепление своего положения в организации (35 — 40 лет).
Переоценка своих достижений — кризис середины карьеры, принимающий иногда болезненные формы и приводящий к
стрессам (45 — 50 лет).
Стадия мастерства — опытный менеджер акцентирует
внимание на развитии своих подчиненных, заботится о молодых работниках, о благополучии своей организации, проявляяв этом искусство управления (после 50 лет — до выхода на пенсию).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.