Конспект лекций по предмету "Культурология"


Многомерность культуры и многообразие подходов к определению ее сущности.

Таким образом, сегодня можно констатировать, что культура – явление очень сложное, многомерное, и именно поэтому подойти к определению сущности культуры можно с разных сторон. В современной литературе существует много разных подходов:
1) антропологический, при котором культура понимается как выражение сущности человеческой природы;
2) деятельностный, когда культура интерпретируется как результат человеческой творческой деятельности;
3) социологический, когда культура понимается как фактор организации жизни общества;
4) аксиологический (ценностный), определяющий культуру как систему ценностей, которые придают различным явлениям культуры определенный смысл;
5) нормативный, когда культура объясняется как совокупность норм и правил, регламентирующих жизнь человека и общества;
6) функциональный, когда культуру характеризуют через ее важнейшие функции в обществе: например как систему знаков, выполняющих коммуникационную функцию между людьми; и т.д.

Все эти подходы (как и некоторые другие) оправданы, и соответствующие определения культуры имеют рациональное зерно, каждое из них указывает на какие-то существенные черты культуры, проясняя ее многообразную роль в жизни человека. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, его принципиальную неполноту и односторонность. Как правило, эти определения не являются взаимоисключающими, но дополняют друг друга.
В качестве рабочего определения можно пользоваться любым из них. Однако мы хотели бы выделить определение, связывающее культуру с реализацией сущности самого человека, выделяющее человека из мира животных, которые биологически приспосабливаются к меняющимся природным условиям существования. Человек в процессе творческой преобразовательной деятельности меняет саму среду обитания, он создает искусственную среду или «вторую природу». И в дальнейшем человек, чтобы стать собственно человеком (социокультурным существом), должен освоить культуру, созданную до него. Культура – это специфически человеческий способ жизни, когда созданные предыдущими поколениями культурные формы организуют всю жизнь людей: организуют взаимодействие человека с природой (орудия труда, технологии производства, трудовые навыки, экологическое мировоззрение и право и т.д.), взаимодействие человека с человеком (язык, обычай, общие верования и этикетные нормы и т.д.), сам процесс мышления человека (система понятий, законы логики и т.д.).


Культура как специфический способ жизни человека и ее основные функции.
Таким образом, о культуре можно говорить как о специфической целостности, основой которой является творческая деятельность человека. Организуя всю жизнь людей, культура выполняет множество разнообразных функций, важнейшими из которых являются:

1) Адаптивнаяфункция – культура организует приспособление человека к меняющимся природным условиям, к окружающей среде; в природе живые организмы приспосабливаются к среде, биологически изменяясь, человек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями и создает вокруг себя искусственную, культурную среду.
2) Познавательная функция – культура организует познание человеком окружающего мира, целью которого является истинное знание, необходимое для адаптации и преобразования мира; формы познавательной деятельности исторически менялись от мифа к науке; наиболее полно эта функция проявляется в науке (получение объективных знаний о мире является здесь важнейшей и осознанной целью), но, разумеется, знания приобретаются и в других сферах культуры (вненаучные формы познания), где они являются побочным результатом человеческой деятельности.

3) Интегративная функция – культура организует объединение людей, необходимое для решения жизненно важных задач; интеграция людей возможна на разных культурных основаниях: язык, общая система ценностей, обычаи, общая религия или иное мировоззрение и т.д.; стоит, однако, помнить, что все эти культурные формы могут людей объединять, но могут и разъединять люде, порождая противостояние и даже конфликты.

4) Информационная функция – культура выступает механизмом «социальной памяти», сохраняя и передавая от поколения к поколению полученную информацию, накопленный опыт интеллектуального и духовного развития. Культура является специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем, у людей информация кодируется в разнообразных знаковых системах, благодаря чему она отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование, не исчезая после их смерти – она становится общественным достоянием, и каждое новое поколение не начинает свой жизненный путь с нуля, а активно осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями.

5) Коммуникативная функция – культура организует взаимопонимание и взаимодействие людей, выступая средством связи между ними; культура есть условие и результат общения людей: условие – потому что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им и средства общения – знаковые системы, языки; результат – так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать («опредмечивать») в них свои мысли и усваивать («распредмечивать») зафиксированные в них мысли других людей.

6) Знаковая функция – культура это и определенная картина мира, где каждое явление имеет свое обозначение, свое «имя», знак, и соответствующее имени значение; если явления не обозначены человеком в рамках определенной культурной картины мира, то эти явления не имеет значения, а следовательно их как бы и нет для человека; культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а получать эту информацию в уже упорядоченном и структурированном виде; любой предмет или явление внешнего мира воспринимается и понимается человеком через эту сетку образов и значений, ему находится место в этой системе и дается оценка как полезного, опасного или безразличного для человека – через культурную картину мира мы видим мир и понимаем его.

7) Регулятивная (нормативная) функция – культура регулирует поведение человека для сохранения равновесия интересов внутри определенной общности и, следовательно, для сохранения самой общности и индивидов как членов этой общности; делается это, прежде всего, с помощью системы социальных норм: правовых, моральных, норм обычая и т.д. Нормы поведения представляют собой указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. Нормы могут быть разрешительными, запретительными, побудительными. Посредством этих норм общество регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

8) Аксиологическая (оценочная) функция – культура определяет поведение человека и через систему ценностей (или ценностных ориентаций) - своеобразных духовных ориентиров, которые дают людям общее представление о том, что хорошо и плохо, важно и неважно в жизни, прекрасно и безобразно, справедливо и несправедливо, и т.д. - помогая людям ориентироваться в различных жизненных ситуация, осуществлять свободный выбор поступка; ценности (ценностные ориентации) являются фундаментом определенной культуры, закрепляются в культурных традициях общества и передаются от поколения к поколению через систему образования и воспитания, таким образом обеспечивая преемственность поколений, их опыта;

9) Преобразовательная функция – культура в основе своей есть преобразовательная деятельность людей, направленная на совершенствование мира и человека; сущностным отличительным признаком человека является его стремление к совершенствованию.

10) Релаксационная (рекреативная или компенсаторная) функция – культура организует восстановление духовных и физических сил человека, необходимых для преобразовательной деятельности, для жизни вообще; культурные формы, выполняющие эту функцию, весьма разнообразны: например, семейные и народные праздники, различные формы досуга и развлечений, традиции спортивных единоборств и т.д.

11) Гуманистическая (функция социализации или человекотворческая) функция – культура выполняет важнейшую функцию социализации и инкультурации, обеспечивая формирование человека как социокультурного существа, живущего в обществе, по его правилам и нормам, осуществляющего свою деятельность и общение в определенных культурных формах.
Социализация – процесс усвоения индивидом определенных знаний, норм и социальных форм, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, что обеспечивает сохранение и функционирование общества.
Инкультурация – это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для жизни в определенной культуре. Эти процессы безусловно пересекаются, взаимопроникая друг в друга, но каждый имеет свои особенности и назначение.
Безусловно, мы не назвали всех функций, выполняемых культурой, а выделили только самые главные. В целом функции культуры столь же многообразны, как сама жизнь человека.


Культура и природа. Характеристика феномена культуры, его сущности будет не полной без рассмотрения взаимоотношения культуры и природы. Природа человека двойственна: человек существо биосоциальное. Выделившись из природной среды, человек продолжает оставаться ее частью – он есть биологический организм, включенный в сферу действия биологических процессов. В то же время деятельность человека по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам приводит к формированию искусственной среды или «второй природы» - материальной формы существования культуры. Таким образом, культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная, преобразованная природа, а с другой – она составляет с ней единство, так как в основе ее лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более безопасной и удобной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, появлением морали, права, религии, искусства… - словом, с рождением духовной культуры. Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические климатические и ландшафтные особенности всегда были и являются факторами, определяющими характер трудовой деятельности и особенности жилища, особые обычаи и религиозные верования, особый строй мышления и языка, особый национальный характер того или другого народа и т.д. Этим определяется, что культура существует как множество культур разных стран и народов, разных «этносов» со своими специфическими особенностями, неповторимыми чертами менталитетов.
Опираясь на этот факт влияния природы на культуру народов, известный русский историк и культуролог Л.Н.Гумилев предложил свою теорию этногенеза как результат «пассионарного заражения». Данная теория является попыткой объяснить культуру закономерным этапом развития биосферы Земли и Вселенной в целом. По Гумилеву, этнос – это народ в его природной среде, за счет энергии которой этнос существует. То есть этнос – не столько социальный феномен, сколько биофизический, то есть природный. Для него этнос – замкнутая система, которая в момент своего образования получает заряд энергии – результат космических излучений, через которые Земля проходит несколько раз за тысячелетие. Это вызывает особые мутации, приводящие к появлению людей, способных воспринимать большее количество энергии из окружающей среды, чем это необходимо для нормальной жизнедеятельности, обеспечивающей выживание этноса. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Гумилев назвал пассионарностью – повышенным стремлением к действию (активностью). После «пассионарного заражения» (или пассионарного толчка) происходит рождение нового этноса, который захватывает территории, создает свое государство, свою своеобразную культуру и т.д. Энергетического заряда хватает приблизительно на 1500 лет, и процесс его расходования имеет свои закономерные этапы.
Воздействие природы на культуру – это лишь одна сторона взаимодействия природы и культуры. Существует и воздействие культуры на природу, следствием которого стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу (результат воздействия человека на почву, животный и растительный мир) и техносферу (совокупность элементов материальной культуры, включенной человеком в неживую природу). В настоящее время воздействие культуры на природу приобретает все более ярко выраженный негативный характер. Все возрастающие потребности человечества порождают варварское отношение к природе, результатом чего стал экологический кризис. Прошедшее столетие убедительно показало, что с течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается. Речь идет не о количественном разнообразии связей, а о принципиально новом качественном уровне взаимодействия культуры с природой, основанном на более гармоничном и утонченном характере их отношений. Это нашло отражение в понятии ноосфера, введенном В.Вернадским еще в первой половине ХХ века.
Ноосфера – это новое эволюционное состояние биосферы Земли, при котором разумная (культурная) деятельность человека становится решающим фактором ее сохранения и развития. Природные катаклизмы последних десятилетий показывают, что современная культура экологической деятельности человечества явно не соответствует потребностям ноосферы, и, следовательно, человечество стоит перед необходимостью создания новой «экологической культуры».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2006.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: Учебник для студентов вузов. М., 2007.
3. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004. Часть 1, глава 1.
4. Культура. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т.2. М., 2001.
5. Культура. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.
6. Культурология: Учебник для вузов. (Под ред. Б.А.Эренгросса).М., 2007. Гл. 3.
7. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. (Под ред. Г.В.Драча). Ростов-на-Дону, 2004. Раздел 1.
8. Уайт Л. Наука о культуре.// Антология исследований культуры. М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.