Конспект лекций по предмету "Религия"


Лекция 6. Забота о членах общины и о проведении бесед

"Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны"
(1Фес.2,7).
Взаимоотношения пастыря и его паствы не могут и не должны быть обусловлены строго формальными деловыми обязательствами или дружескими связями. При соблюдении в отношениях искреннего взаимного доверия, при глубокой душевной чистоте и внутреннем расположении, эту связь пастыря и паствы можно уподобить крепкой и дружеской связи членов одной примерной семьи. "Все же вы -братья" (Мат.23,8), - сказал Учитель, и в этих словах заложено глубочайшее содержание. Пастырь ли, рядовой ли член общины, все -одна семья, все крепко связаны друг с другом, духовно принадлежат один другому, причём каждый заинтересован в общем благополучии всех прочих: "Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1Кор.12,26). При таких взаимоотношениях у всех одна и та же ответственность и общие надежды - обрести обоюдную духовную поддержку и во взаимной любви стремиться к благодати Христовой. Пресвитер, являющийся представителем общины, выражает всегда, как полагает каждый отдельный её член, голос всех других. Выступая от имени общины, служитель церкви как бы уполномочен каждым членом нести всей общине и каждому отдельному её члену совет, поучение, наставление, душевную симпатию, искреннее сочувствие, духовную помощь и, если нужно, строгое увещание и даже обличение. И такую духовную работу пастыря, конечно, никогда нельзя рассматривать, как некоторое служение, вызванное случайными обстоятельствами, служение "между прочим", но как большое, главное дело, которому он полностью посвятил свою жизнь. Положение пастыря обязывает его говорить от имени церкви, "как власть имеющего" (1Кор.9,12), даже в тех случаях, когда как частное лицо, как один из многих христиан он предпочёл бы хранить молчание.
Попечениео вверенных пастырю душах должно всегда являться главной и руководящей его обязанностью. И при строгом и неукоснительном исполнении этих обязанностей заместить пастыря на его посту представляется делом нелёгким и часто даже невозможным. Пастырский труд - это редкий вид служения, о котором апостол Павел писал: "Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов" (1 Кор.4,15). И действительно, пастырское попечение о людских душах можно сравнить только с родительскими заботами о детях. Пастырь, конечно, не является "заместителем Христа на земле", об этом не может быть и мысли, но, исполняя своё служение, пастырь как бы сотрудничает со Христом, изо дня в день направляясь туда, "куда Сам хотел идти" (Лук.10,1).
Христос - Пастыреначальник каждой человеческой души, к которой мы, пастыри, устремляем наши заботы и всё наше попечение. Христос ждёт, что пастырь будет всегда подражать только Ему, и нет более возвышенного и непреложного примера для подражания. Пути подхода и приближения Иисуса Христа к каждой человеческой душе во дни Его земного служения остаются лучшими и несравнимыми и в наши дни. Только через Иисуса Христа мы познаём, какую ценность представляет из себя каждая человеческая душа; Он показал и доказал нам на деле, что для спасения бессмертной души человека не страшна никакая жертва - самоотречение, страдания, и даже сама смерть. Христос учит нас уважать в каждом человеке его личную свободу, его личную ответственность. Он никогда не щадил Себя в проявлениях многообразной заботы и помощи людям, но, вместе с тем, Он никогда не навязывал Своей помощи и Своих услуг. Христос никогда также не торопил людей в деле духовного возрастания, но с безграничным терпением и снисхождением ожидал естественного плода. Путь приближения Христа к каждой человеческой душе лежал не сквозь доказательства и споры, что, к сожалению, является излюбленным приемом многих пастырей; Его путь - открытие истины и уверенность в её незыблемости. Истину Божию, как зерно в землю, Он сеял в расположенные сердца и ждал до часа всхода, цветения и жатвы. Христос никогда не требовал и не ждал, что Его слово будет принято безоговорочно и беспрекословно. Он даже ценил открытое искреннее возражение, поощряя независимость служения и выражения тех или иных взглядов. Он никогда не призывал к слепому следованию и рабскому повиновению. Христос не только не придавал никакой цены подобному слепому, неразумному следованию, но обнажал и бичевал всю его позорную наготу. С людьми же искренними и чистосердечными, хотя бы даже медлительными и робкими в исповедании своей веры, никто и некогда не проявлял такого долготерпения, как Иисус Христос.
Для того, чтобы оказаться в состоянии удовлетворять многие духовные нужды паствы, необходимо, естественно, хорошо ознакомятся с этими нуждами. И только приблизившись вплотную к людям, ознакомившись со всеми мелочами их житейского быта, зная условия их жизни, занятий, знакомясь с их взглядами, мыслями, проявлениями чувств и духовных запросов, можно узнать действительные духовные нужды и полностью отозваться на них. При образовавшейся таким путём духовной близости между пастырем и членами его паствы, роль пастыря как проповедника весьма выигрывает, и положение его как руководителя паствы укрепляется. В своём отношении к проповеди слушатели проявят гораздо больше внимания, сочувствия, и даже понимания, ибо люди обычно гораздо охотнее и доброжелательнее слушают проповедь того, кого они лично знают и уважают. Следовательно, беседы с членами общинынужно рассматривать в служении пастыря, как одну из первых и насущных его обязанностей. И такой прямой долг его ничем другим заменить нельзя; беседы и посещение больных являются, действительно, пробным камнем его пастырской верности в деле попечения о душах. Трудно указать в деятельности пастыря другую сферу его прямых обязанностей, которая, оказываясь в пренебрежении, вызвала бы среди людей столь явное неудовлетворение и осуждение. Пастырское равнодушие всегда бросается людям в глаза и не забывается. Отказ пастыря посетить больного члена общины только потому, что "сегодня нет ни одной свободной минуты", или у него ничем необъяснимое "долготерпение" (1Цар. 3,13) к заблудшему брату, к чужой беде, горю, отчаянию - всё это как будто мелочи, да и не пред людьми же ему надо отчитываться, и в своё время он наверстает то, что не было сделано. Но это его равнодушие и безразличие сейчас же будет подмечено людьми и немедленно создастся общее впечатление, что пастырь заинтересован не духовной стороной своего служения, а только материальной.
При своём сближении с членами паствы пастырь должен руководствоваться во всех своих действиях одной только любовью. Только любовьодна даст пастырю возможность проявить себя полностью, стать истинно отзывчивым, приветливым, внимательным, общительным человеком. Отсутствие подобных проявлений христианской симпатии к людям оказывается губительным не только для дружеских сближений пастыря с членами паствы, но и для всей его деятельности, взятой в целом. Эта деятельность тогда представляется рядом каких-то недоразумений, иногда даже с кощунственным оттенком. Поэтому, пастырю никогда не следует лениться проверять всё вновь и вновь своё сердце и горячо просить Бога о ниспослании ему пастырской любви.
Первым плодом Святого Духа является любовь, вторым - всегда сопутствующая ей, ничем не заменимая радость. Истинное сближение с братьями по пастве, участие в их жизни советами и поддержкой не могут не быть радостными для пастыря. Исполненный подобной радости пастырь как носитель "радостной вести" (Деян. 15,3) будет всегда для людей желанным собеседником. И, напротив, вряд ли двери сердец широко откроются пастырю, на елейном лице которого нет и следа приветливой улыбки, а за душой ни одного искреннего слова; пастырю, орудующему одними только "текстами", беспощадному к отрицательным качествам ближних.
Рождение и смерть, неудачи и горе в семье, болезнь, утрата близких - всё должно быть близко сердцу служителя церкви. Пренебрегать возможностью выразить своё сочувствие, помолиться вместе, - значит совершать непростительную ошибку. Отношения пастыря с членами паствы должны согреваться действительно неподдельной сердечностью, и, при создавшейся близости, пастырское сочувствие во всех случаях окажется только желанным. Но и сблизившись с людьми, завоевав их привязанность и доверие, пастырь должен всё же считаться с людьми и никогда не оказываться для них в тягость. Беседы должны быть уместными, с учётом всеобщей занятости людей. Лучше заранее предупредить человека о желательности иметь с ним беседу, прося найти удобное для него время.
Всегда, когда пастырь беседует с людьми, эти люди должны знать, почему и зачемон встретился с ними. Они должны почувствовать, что пастырь имеет беседу не мимоходом, не просто для того, чтобы повидать их, а по важному делу. Конечно, не случайные фразы и малозначащие слова, а пастырский характер, смысл его речи, манера готовить, манера расспрашивать должны убедить людей, что пастырь говорит им во имя Христа, и что дело Христово для него выше всего. Такой подход пастыря к людям возможен только тогда, когда пастырь живёт в тесном общении с Богом и жизнью своей как бы отображает Христа. О таком пастыре позволительно будет сказать, что в своё время было сказано о пророке: "Вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой" (4Цар.4,9).
В чём заключается это дело Христово,ради которого пастырь трудится? Для апостола Павла оно всегда заключалось в том, чтобы "представлять каждого человека непорочным перед Богом" (Кол.1, 22). Рождённый духовно "младенец во Христе" (1Пет.2,2; 1Кор.З,1; Еф.4,14) нуждается в постоянном питании и уходе, иначе он умрёт. Пастырь призван не только спасать, но и заботиться о спасённых. Зажжённая в человеческой душе искра Божия должна разгореться в неугасимое пламя. Беседуя с новообращённым, пастырь в этой беседе видит перед собой строго намеченную цель. Его беседа должна явиться духовно обогащающей. Вставший на путь Христа неизменно ждёт, что пастырь даст ему полезные указания о том, как надо читать Библию, какие имеются книги по волнующему его вопросу, где можно достать их и прочее. Пастырю надлежит побуждать такого человека к молитвенной жизни до тех пор, пока сладость и неизречённая духовная польза молитвы будут им вполне осознаны и глубоко оценены. Часто новообращённый нуждается в том, чтобы в каком-нибудь вопросе, затруднении или нужде довериться Богу. Кто ободрит его и укрепит его сердце в приобретении этого нового духовного опыта, как не пастырь? В начале своего следования за Христом, верующий иногда попадает в духовные тупики, не уясняя всей разницы между такими положениями, как грех и искушение, спасение и освящение, плоды веры и добрые дела, оправдание и безгрешность. В личной беседе и только в ней эти вопросы могут быть сообща и обстоятельно рассмотрены. Опытный пастырь осторожно, терпеливо и решительно введёт жаждущую душу в жизнь полной принадлежности Богу, радостного следования за Христом и покорности Ему.
Беседуя с членами своей церкви, пастырь должен дать понять людям, что те, с кем он беседует, являются членами единой общины - семьи, общины, которая вместе с пастырем глубоко заинтересована в их духовном благополучии.
Часто может случиться, что беседа пастыря с членами общины, в силу некоторой остроты затронутых вопросов (порицание, обличение), оказывается невозможной по условиям данного места, тогда пастырь должен найти место, лучше всего в молитвенном доме, и наедине высказать всё то, что он считает своим долгом сказать. Люди должны всегда знать, что с пастырем они могут всегда встретиться со своей обременённой душой и найти в его лице доброжелательного слушателя и человека, способного им помочь.
Пастырская беседа с членами общины должна, по возможности быть непродолжительной.Но такая ограниченная временем беседа ни в коем случае не должна протекать в атмосфере излишней суеты и торопливости; ничего, кроме вреда, подобная беседа не может принести.
Пастырские встречи с членами общины должны быть не плотскими, а чисто духовными.О пустой болтовне, неуместных шутках, каких-нибудь сплетнях при этих встречах не может быть и речи. Но нужно избегать и других крайностей - напускного благочестия, елейности, иссушающего формализма. Никогда не следует забывать, что Дух Святой преображает человека, возвышает и облагораживает душу, и преображённый человек не может не быть естественным, простым и сердечным. Сближаясь с людьми, пастырь может сближаться только в атмосфере безусловной искренности и настоящей дружбы, в силеСвятого Духа. Духовному пастырю нет необходимости при встречах "заводить разговор", тактически развивать и плести его, а потом уже переводить разговор на "духовную" беседу. Если пастырь действительно является "Христовым благоуханием" (2Кор.2,15), он неизменно принесёт "запах живительный" (2Кор.2,16) всюду, куда Господь направит его шаги.
Общение с членами паствы должно быть тщательно подготовлено.Перед каждой беседой пастырь должен, с твёрдым сознанием ответственности перед Богом, в своей коленопреклоненной молитве приобрести благословение, силу Святого Духа, чтобы преодолеть всякий вражеский дух на своём пути. Говорить о каких-либо затруднениях, возникающих у пастыря при встречах с духовными верующими, конечно, не приходится. Ведь в общении с людьми, действительно духовными, пастырь и сам духовно укрепляется и обогащается. Но, имея общение с плотскими людьми, пастырю нелегко будет преодолеть пагубные влияния, подчинив их Духу Господню. Поэтому пастырю необходимо молитвенно укрепиться, приготовляя себя к подобной встрече, словно он готовится к своему выступлению в открытом собрании. Чтобы принести таким членам церкви реальную духовную пользу, необходимо заранее испросить у Господа и получить от Него то Слово Писания, с которым, по воле Его, можно было бы подойти к этим людям и удовлетворить их духовные нужды. Если пастырь вверит Богу и себя самого и тех, с кем он собирается беседовать, полагаясь всецело на водительство Божие, Дух Святой освободит его от излишней сдержанности, пошлёт в сердце необходимую свободу и радость, ибо надеющийся на Господа не постыдится! (Ис.28,16).
Случается также, что беседа пастыря расположит людей открыть ему всю свою душу, в надежде, что пастырь мудро подойдёт к ряду их мучительных вопросов и так или иначе разрешит их в своей молитве к Богу.
В подобных случаях истинный пастырь всегда оправдывает доверие человека, ищущего у пастыря братской помощи. Он должен сохранять тайну исповеди и не делать её достоянием гласности. Иначе пастырь быстро потеряет доверие и авторитет.
Иногда пастырь после беседы остаётся с тяжёлым сердцем. Его угнетает мысль о ничтожестве результатов, достигнутых такой огромной затратой времени и труда. Однако пастырь ни в коем случае не должен предаваться унынию и думать, что "труд его тщетен" (1 Кор. 15,58) пред Господом. Если его встречи, беседы и труд совершались в Духе Христовом, члены церкви рано или поздно их оценят. Они убедятся и узнают, что труд и беседы пастыря как-то сблизили их со всей церковью, пред ними раскрылась внутренняя, духовная жизнь паствы, и определеннее, рельефнее выступила духовная личность самого пастыря, их друга и брата во Христе. Плоды разумного посещения членов паствы всегда не замедлят сказаться. Пастырь обогатится новым духовным опытом. Паства обогатится новыми людьми, расширится круг её влияния, и всё будет способствовать росту и процветанию проповеди Евангелия.
В каждой христианской общине есть свои хронические больные и инвалиды.Им трудно и часто невозможно посещать собрания, как в своё время раньше они это исправно делали. Лишенные той духовной нищи, которая доступна всем посетителям собраний, они особенно нуждаются в братском общении и поддержке. Этих больных необходимо навещать и, насколько возможно, восполнять для них тот урон, который несут они, пребывая, по немощи своей, вне общинной духовной жизни.
Хорошо им в кратком обзоре нарисовать общий характер воскресного собрания, передать в немногих словах содержание проповедей, прочитать соответствующий отрывок Священного Писания, рассказать о духовной работе в общине, одним словом, постараться сделать всё возможное, чтобы этого немощного телесно, но бодрствующего духовного человека заинтересовать в общей работе всей общины. Различные случаи и происшествия в личной жизни и служении пастыря, его переживания, рассказ о преодолении собственных затруднений; о работе над самим собою - все эти темы всегда окажутся полезными для больного, и в своём одиночестве он ещё не один раз вернётся к ним мысленно. При возникшем доверии и взаимопонимании пастырю будет гораздо легче разобраться во всех духовных запросах этого больного человека, запросах часто более сложных и мучительных, чем у здоровых людей. И о таких посещениях следует также заблаговременно молиться и серьёзно готовиться. Нужно действительно твёрдо уяснить себе, что прочесть, что именно сказать, чем обогатить нуждающегося. Посетить больного человека для того только, чтобы рассказать о погоде или происшествиях в городе, пожалуй, даже грешно, ибо, убивая время, мы так постепенно убьём и духовную жизнь.
При первом зове посетить легко или серьёзно заболевшегочеловека пастырь должен поспешить к нему, не ожидая развития болезни. Он должен немедленно подчиниться не только первому зову людей, но и зову своей души - не считаться со всеми личными делами, затруднениями, усталостью или семейными обстоятельствами. И перед пастырем у ложа больного открывается прекрасная возможность рядом мелких услуг, незаметным выражением искреннего сострадания и любви привлечь к себе больного и убедить его, что пастырь действительно его настоящий бескорыстный друг. Все эти знаки пастырского внимания, реальные и чисто духовные, глубоко западут в сердце страдающего брата или сестры, и, вспоминая потом дни своей болезни, он или она вспомнит, может быть, о некоторых её минутах и часах, как о драгоценных переживаниях своей жизни. Дело пастыря всегда в том, чтобы успокоить и ободрить страдающего, указав на десницу Отца Небесного, Который посылает нам испытания, имея в виду нашу духовную пользу. Надо помнить, что болезни являются не только наказанием за грехи, но чаще всего средством для проверки, упражнения и укрепления духовных сил христианина. Поэтому у постели больного не место обличениям и порицаниям. Пастырь ни в коем случае не должен оказаться в положении друзей многострадального Иова (Иов.42,7).
Иногда пастыря приглашают к смертному одручеловека. Первая обязанность пастыря указать больному на его ответственность пред Богом и нужду в спасающей жертве Иисуса Христа.
Служение у одра умирающего - служение исключительное по своему значению; оно требует от пастыря выражения глубокого внутреннего такта и тонкого проникновения в главные нужды человеческой души. Мысли человека, смертельно больного, редко отличаются строгой последовательностью и логикой, чувства его не в меру подавлены или возбуждены, тело его, возможно, подвержено страданиям. При таком состоянии больного малейшая нерешительность пастыря, каждая его заминка и колебание могут сослужить плохую службу. Прямой долг пастыря при подобных обстоятельствах внести в дом больного и в его опечаленную семью дух спокойствия и умиротворения. Пастырь, всем сердцем отдавшийся своему служению, всегда найдёт в себе достаточно благодати Божией и духовного самообладания, чтобы не тяготиться подобным посещением, не проявить обидной поспешности и неуместной торопливости. Немного слов, но согретых искренним чувством, способным перенести духовный взор умирающего на Христа, распятого за грехи, на вечную жизнь, где "ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет" (Откр.21,4). Посещение больного следует заключить краткой молитвой, выражающей ясные прошения о ниспослании больному прощения, мира, покорности, восстановления физических и духовных сил. В пастырской молитве больной должен найти выражение своих собственных нужд, вставших перед ним в эти трудные минуты жизни.
Вопрос о том, должен ли пастырь посещать заразныхбольных, не нуждается даже в обсуждении. Во всех случаях, когда выступает острая нужда в пастырской помощи и в его личном присутствии, пастырь, как и врач, немедленно должен оказаться на своём посту, хотя тот и другой, вместе с их семьями, подвержены опасности заражения. Здравый смысл, однако, подсказывает, что элементарные требования гигиены должны быть всегда соблюдены, и приняты разумные предохранительные меры, причем эта пастырская осторожность отнюдь не должна как-либо волновать или оскорблять чувства больного. Не следует, конечно, целовать больного при встрече и расставании. Надо также избегать, беседуя с больным, очень низко склоняться к нему.
Посетив заразного больного, пастырю ни в коем случае не следует сейчас же навещать других людей или немедленно возвращаться к себе домой. Предварительно он должен совершить небольшую прогулку, дышать полной грудью и хорошо "проветрить" себя; вернувшись домой, сейчас же вымыть руки, если есть возможность, применить домашние дезинфецируюшие средства. Только невежество может заподозрить пастыря в каком-то "страхе" или "боязни умереть", и о таком невежества, конечно, не стоит и говорить. Правила гигиены, выступающие часто столь решительно против суровых и беспощадных законов природы, не противоречат ни нашему доверию, ни упованию на Бога, ни требованиям Слова Божия, предписывающего полную изоляцию прокаженных, мытье одежды осквернившихся и т.п. (Деян. 15,20); Иуд.23; Числ.5 гл; Лев,14 гл.).
В тех же случаях, когда, по всем данным нашего человеческого наблюдения, у больного нет никакойнадежды на выздоровление,необходимо подготовить его к смерти, осторожно натолкнув его на мысли о неизбежной близкой кончине. Врачи, как мы знаем, проявляют в этом вопросе всегда большую осторожность, исходя из тех соображений, что пока человек ещё не умер, трудно в некоторых случаях сказать, каким окажется конечный исход борьбы организма с болезнью. Лишать человека надежды - значит ослабить, даже убить его волю к жизни и, таким образом, свести почти на нет последнюю надежду на выздоровление. Избегая какого бы то ни было упоминания о смерти, следует объяснить больному, что здоровье его в большой опасности, и что никогда не поздно стать на путь примирения с Богом и ближними, если он об этом важном вопросе сам ещё не позаботился. Для многих, особенно глубоко верующих людей, твёрдая уверенность в неминуемости их кончины гораздо лучше туманных надежд, которым они сами уже отказываются верить. Такой больной сам лично заявит близким и друзьям о своей уверенности в близкой кончине, и вопросы, которые могут встать в такие ответственные часы, представляются вполне естественными и ему и другим. Ясность в вопросе о смерти может успокоить тяжело больного, привести его к определённым решениям. Теперь он смотрит смерти прямо в глаза, и от Бога ожидает необходимых духовных сил, чтобы бодро, по-христиански встретить её. Он приводит все свои земные дела в порядок, прощается с близкими и умирает так смело, как надлежит умереть каждому человеку, кто вручил и себя самого, и всех остальных в руки своего любящего Небесного Отца.
Уже в последние дни земной жизни больного, у самого преддверия его смерти, пастырь должен войти в новую сферу служения -служения утешения.Он должен ободрить и утешить родных и близких умирающего. Пастырю надлежит быть первым, выразившим им своё глубокое соболезнование. Он должен навестить их сейчас же после погребения. Его там ждут, с ним хотят поделиться своим горем и обсудить свою жизнь, складывающуюся по-новому. От пастыря ждут не только советов, но и самой действительной помощи в устроении дома, в приспособлении к новым житейским обстоятельствам. Возникает много новых вопросов, вызванных смертью члена семьи, и в связи с ними необходимо принять ряд трудных решений. Кто, как не пастырь, может оказаться верным помощником и другом? Следует добавить, что при всём разнообразии подстерегающих пастыря искушений, искушение поверхностного утешения людей является одним из самых серьёзных. Действительным и плодотворным утешением могут служить: мудрый духовный урок, преподанный нам разлукой; указание на внутренний смысл покорности Богу во всех обстоятельствах жизни; уверенность в поддержке Небесного Отца, Который не оставит нас в дни неизвестного будущего, победа Христа над смертью; надежда на грядущее воскресение и жизнь вечную - только они способны облегчить горечь переживаемой разлуки. И эти утешения должны лечь в основание пастырских бесед, направленных к утешению скорбящих, расставшихся с дорогими им людьми.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.