Конспект лекций по предмету "Религия"


Лекция 1. Пастырь

"Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же..."
(1Кор.12,4-6).
Священное Писание пользуется замечательными именами служителя Божия. Каждое из этих имен имеет свой глубокий смысл. "Евангелист" (Еф.4,11) указывает на главную жизненную цель служителя Христова, которой он сознательно посвятил себя: проповедовать Евангелие. "Посланник Христов" (2Кор.5,20) подтверждает его полную зависимость от Пославшего, а также связанные с этим посланничеством полномочия, привилегии и ответственность. "Сеятель" (Мар.4,14), "жнец" (Иоан.4,36-37), "соработник у Бога" (1Кор.З,9) или "работник в Его винограднике" (Матф.20 гл.) - все эти имена характеризуют духовную деятельность как труд тяжелый, упорный, требующий постоянства, внимательности и даже изнурения. Имя "воин Христов" (1Тим.1,18) указывает на его высокое призвание.
Слово Божие открывает много других имен служителя Христова, но самым поразительным и прекрасным из всех имен является имя пастырь."Я есмь Пастырь добрый" (Иоан.10,11), - сказал о Себе Господь наш Иисус Христос и этими словами охарактеризовал всё Своё земное служение. Имя пастырьзамечательно и прекрасно именно тем, что оно подразумевает служение, основанное всецело на любви. Любовь - сущность истинного пастырского служения. Привлекая снова к Себе отрекшегося ап. Петра, Господь, прежде чем сказать: "Паси овец Моих", трижды спрашивает его: "Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?" (Иоан.21,15-21). Ибо только любовь способна терпеть недостатки и слабости овец и не бежать, разочаровавшись, от принятого на себя служения. Только любовь способна обслуживать стадо своё, только одна она располагает необходимыми для такого служения бодрствованием и терпением. Впоследствии тот же ап. Пётр обращается ко всем христианским пастырям своего времени с таким увещанием: "Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и благоугодно, не для гнусной корысти, но подавая пример стаду, - и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы" (1Петр.5,1-4). Слово "пастырь", при поверхностном его исследовании, предполагает как бы известного рода превосходство пастыря над рядовыми членами церкви, но в самой сущности своей, это имя подразумевает обязанности и долг пастыря перед своим стадом, ответственность за его благополучие. Пастырь не господин, а слуга своей паствы, слуга в смысле нежной родственной заботы и любвеобильного попечения. Ничто так не уподобляет служителя Божия Иисусу Христу, как его многообразное и неизменное попечение о стаде, ибо "пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Иоан.10, 11). Духовные интересы паствы, ради которой пастырь живёт и трудится, окажутся у него всегда на первом месте. Ап. Павел, служивший "Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами" (Деян.20, 19), восклицает: "Я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще моё и служение, которое я принял от Господа" (Деян.20,24).
Необходимо заметить, что наряду с именами, встречающимися в Библии, в современном обществе существует много других имен, присвоенных христианскими священнослужителями. Говоря о весьма поверхностном отношении людей к некоторым именам, которыми пользовались служители Ветхого Завета, Христос предупреждает Своих учеников: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга" (Матф.23,8-11).
В Новом Завете мы все имеем только одногопосредника, "Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия" (Евр.4,14), Который был "наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека", "Который воссел одесную престола величия на небесах и есть Священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр.5,10; 8,1-2). Он, "Первосвященник будущих благ, со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрёл вечное искупление" (Евр.9 гл.). Эта божественная непреложность Христова искупления и посредничества лишает навсегда ветхозаветное священство его особых прав. С тех пор, как "Христос вошёл не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие", никто, кроме Христа, не может и не смеет стоять и посредничать между человеческой душой и Богом. Через Христа "нам открыт свободный доступ к Богу" (Евр. 10,19-20), благодаря чему христианин является новозаветным священником, но не священства "левитского по чину Ааронову" (Евр.7,11), когда один человек имел исключительное право приближаться к Богу и приносить жертвы за себя и за других, но священства духовного "по чину Мелхиседека" (Евр.7 гл.), когда каждый рождённый свыше, поклоняясь Богу в духе и истине, имеет право доступа "к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр.4,16). Поэтому Слово Божие всех членов Церкви Христовой называет царственным священством (1 Пет. 11,9) или царством священников. В первоапостольской общине право проповедовать никогда не принадлежало одному избранному человеку или определённой группе лиц, но каждый член её, чувствовавший побуждение сердца сказать слово к назиданию собравшихся, имел на это полное право. Служение "ко взаимному назиданию" (Рим. 14,19) весьма широко практиковалось в апостольской церкви, а ап. Павел пишет об этом неоднократно: "Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете" (1Фес.5,11), "научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями" (Кол.3,16), "я уверен о вас, братья мои, что и вы полны благости и исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга" (Рим.15,14), "вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем" (1Фес.5,14).
Новозаветный пастырь - не "священник", ходатайствующий перед Богом за людей, а представитель христианской общины, в лице которого церковь имеет своего руководителя. То обстоятельство, что некоторые служебные обязанности церкви доверены были исключительно пастырю, объясняется просто тем, что во всех случаях, когда какое-либо общество выступает совместно, всегда одно доверенное лицо действует от его имени. Вполне естественно, что подобного рода полномочия возлагают на пастыря известную ответственность, которая компенсируется, в свою очередь, некоторыми привилегиями. Но принимая во внимание такое служебное положение христианского пастыря, отнюдь не следует придти к выводу, что для членов церкви исключена возможность подобного же служения "по мере веры" (Рим. 12,3-6), "по мере дара Христова" (Еф.4,7). Разделение церкви на "духовенство" и "мирян" не имеет в Новом Завете никакого основания. Пастырь, при всей его ответственности за преуспевание церкви, не имеет никакого духовно-правового отличия, которым в той же степени не обладал бы самый скромный член его общины. Истинные рабы и служители Господни, покорные воле Всевышнего, решительно отказываются от всяких исключительных прав и привилегий, которые могли бы так или иначе отделить их от братьев в церкви и позволить занять среди них особое положение. Они помнят повеление своего Спасителя: "Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий" (Лук.22,26).
В Ветхом Завете пастырь занимал своё место у алтаря или жертвенника, в Новом Завете - у кафедры и на каждом месте его многообразного ежедневного служения ближним. Слово Божие, проповедуемое с кафедры, вверено церкви для её руководства и утверждения в вере. Оно служит также средством для обращения грешников ко Христу и для их дальнейшего духовного воспитания. Как первые провозвестники радостной вести спасения ученики Христа, естественно, оказались в своё время облеченными высоким духовным авторитетом. Они являлись не только уполномоченными церкви, но и посланниками свыше, утверждающими авторитет Бога тем Словом, которое они проповедовали. Но такой авторитет, как во времена апостолов, так и в наши дни является авторитетом исключительно духовным. Этот безусловный духовный авторитет достигается только при согласовании высокой проповеди с личной высокой духовной жизнью того или иного пастыря; сам пастырь является тогда живым примером того, о чём проповедует. Таким образом, если отсутствует у пастыря живое, личное следование за Господом, утрачивается, естественно, и тот духовный авторитет, которым служитель Божий призван обладать. Греческие имена для руководителя христианской общины - "пресвитер" или "епископ" - подразумевают не только достойного и способного избранника общины, на которого возложены обязанности "блюстителя"; предполагается и духовное влияние, духовный авторитет, определённая духовная зрелость пастыря, как результат его многолетнего опыта мудрости. Пастырский авторитет, пастырская власть не имеет ничего общего ни с властью мирского общества, ни с властью отца в семье. В основу духовной власти пастыря Господь положил драгоценную жажду и светлую радость христианского соревнования: "Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою" (Мат.20,26). "Ибо кто больше возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий" (Лук.22,27), - сказал Спаситель на Тайной вечере, умывая ноги Своим ученикам. В таком именно духе смирения, любвеобильного желания быть полезным ближнему и протекает служение пастыря, пользующегося своей духовной властью. Христос примером Своей жизни установил, что благодатная для души человеческой власть может быть достигнута только путём глубочайшей любви и беспредельного христианского смирения. Не имея ни раввинского диплома, ни разрешений первосвященника, ни поддержки Ирода, ни солдат Пилата, Христос учил и действовал "как власть имеющий" (Матф.7,29).
Духовной власти Христа никто не смел отрицать, напротив: "Народ же, видев это, удивлялся и прославлял Бога, давшего такую власть человекам" (Матф.9,8). Эта власть не была подавляющей, превозносящейся, низводящей подчиненного на нижнюю ступень. Нет, эта власть приобреталась любвеобильным деланием добра, без мысли о взаимности, без расчетов на награду. Сущность Христова служения выражена в Священном Писании тремя словами: "Он ходил, благотворя" (творя благо - Деян. 10,38). Творение блага, как первое и непременное условие плодотворной христианской жизни, являлось неизменным содержанием всего служения ап. Павла: "Будучи свободен от всех, я всем поработилсебя, дабы больше приобресть" (1Кор.9,19); "Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши, для Иисуса" (2Кор.4,5). Служение современного пастыря должно протекать в духе радостной любви Христовой. То или иное уклонение от её чистого русла лишает это служение духовной красоты и ценности. Служение без истинной духовной власти - служение не только трудное, но и бесплодное.
Пастырь - слуга Божий.Он раб, исполняющий в отсутствии своего господина порученное ему дело и ожидающий его скорого возвращения: "Блажен тот раб, которого господин его пришед, найдёт поступающим так" (Матф.24,46). Всегда неизменные основы пастырского служения остаются теми же, какими они были открыты Духом Святым в самом начале христианской эры. Мудрый пастырь и в наше время обращается за указаниями, предостережениями и вдохновением к Библии и неисчерпаемому опыту прошлого. Жизнеописания верных выдающихся служителей Божиих, подвизавшихся во все века христианства, являются неоскудевающей сокровищницей для современных пастырей. Наряду с изумительными характерами христианских деятелей, о которых повествует история церкви, пастырь знакомится на страницах Библии с целым рядом истинных героев, одухотворённых и самоотверженных. Повествования из жизни ветхозаветных пророков, несмотря на очевидную разницу эпох, являются святым руководством и весьма полезны служителю Божию. Всё, что Дух Святой запечатлел о деятельности "мужей веры" на страницах Священного Писания, было, как говорит ап. Павел, "описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10,11). Вспомним хотя бы верность пророков своему божественному призванию, их молитвенное общение с Богом, преданность Его воле, аккуратность в исполнении Его повелений, самоотверженную жизнь, исполненную святости, дерзновенную защиту истины, смелое обличение лжи и многое другое. Проникновенный пастырь найдёт здесь много примеров, достойных подражания. Конечно, Новый Завет несравненно богаче в смысле руководящих начал чистого христианского пастырства и вытекающих из них прямых требований к пастырской деятельности. Достаточно вникнуть в повеления Господни, данные первым вестникам Его, посланным в селения Галилейские (Матф.10 гл.), или в пастырские послания ап. Павла к Титу и Тимофею, связанные с избранием пресвитеров на Крите и в Ефесе. Об этих посланиях написаны бесчисленные исследования самыми лучшими богословами, но вдумчивый служитель Божий, размышляя и углубляясь в "неисследимые богатства" (Еф.3,8), всегда извлечёт для себя всё новую и новую драгоценную пищу. Единственным, конечно, примером, никем и никогда не превзойдённым, будет пример служения самого Господа нашего Иисуса Христа. "Начальник и Совершитель веры" (Евр.12,2), "Пастырь добрый" (Иоан.10,11), "Пастыреначальник и блюститель душ наших" (1Пет.5,1-4), "Он оставил нам пример, чтобы мы шли по следам Его" (1Пет.2,21).
Пастырь (пресвитер) - брат во Христе.Но при отсутствии истинного духа братского равноправия служение недостойного пастыря будет служением ложного самоуничижения. Служение пастыря наименьшему брату во Христе не должно носить отпечатка ни жертвы, ни унижения. Ибо по мере того, как пастырь чистосердечно уничижает и смиряет себя перед братьями, Господь возвеличивает и возвышает его в их глазах. Напротив, самоовозвышение и чувство собственного превосходства над братьями приводит пастыря к личному духовному падению и бесчестию, ибо "всякое такое тщеславие есть зло" (Иак.4,16). Конечно, есть "смирение паче гордости", но такое смирение названо в Слове Божием лицемерием.
Служение пастыря нельзя рассматривать как служение, направленное к истинной цели, если сам пастырь не руководствуется в своём служении двумя проявлениями одной и той же истины: первое - пастырь призван быть "соработником у Бога" (1Кор.З,9), и второе - каждый член общины, в свою очередь, призван Богом также, как и пастырь, "на дело служения, для созидания Тела Христова" (Еф.4,12). Слова ап. Павла: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны" (1Пет.5,5), совершенно естественны и понятны в порядке обычной духовной дисциплины, встречающейся в жизни любого человеческого сообщества, где у руководителя есть те или иные основания рассчитывать на уважение и сотрудничество своих членов. Но такой руководитель, конечно, не смеет проявлять высокомерия, пользоваться начальственными понуканиями и ждать от других немой покорности и рабского повиновения.
Как брат во Христе, пастырь постарается хорошо узнать каждого члена общины и установить с ним необходимую духовную близость. Стать надежным другом тех, кому он призван Господом служить, искренне и глубоко полюбить их и тем завоевать их уважение и братскую к себе привязанность - такова первая и прямая задача христианского пастыря. При решении этой задачи необходимо избежать двух опасных крайностей. Во-первых, - не сделаться человекоугодником, всегда помнить, что пастырское самоуничижение и благорасположение ничего общего не имеют с так называемым угодничеством и раболепием. Служить в угоду людям, поступать лицеприятно, всё делать для того лишь, чтобы снискать людское благоволение, жаждать похвалы и внешних выражений одобрения - недостойно христианского пастыря. Истинный служитель Божий не задумается сказать, когда это понадобится: "У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" (Гал.1,10).
Во-вторых, необходимо избегать чрезмерного упрощения личных взаимоотношений с братьями. В дружбе с членами общины пастырь, уклоняясь от проявления ложного своего превосходства, не должен сузить объём своих духовных достижений в угоду общепринятым людским мнениям, и в личных суждениях и поведении снизойти до того духовного и культурного уровня, который он, естественно, хотел бы поднять. Конечно, из этого отнюдь не следует, что пастырю вменено в обязанность подмечать и оттенять всякую неправильность, обличать и критиковать слова и поступки своих братьев. Они - его близкие друзья, и ничто не должно омрачать их взаимного доверия и дружбы. Пред пастырем всегда открыта широкая возможность в частной беседе с верующими начертать такой характер, привести такой возвышенный пример, которые способны зажечь в них стремление к целям всё более и более возвышенным. Если он имеет дело с людьми легкомысленными, пастырь может завязать беседу о кратковременности жизни, её главном назначении и о драгоценной возможности самоотверженного служения Богу и ближнему. Услышав злую, необоснованную критику кого-либо, пастырь может и должен высказать своё более снисходительное суждение. Людям мелочным, завистливым, упорным искателям материальных выгод, пастырь должен убедительно и твёрдо указать на другие, неувядаемые во времени идеалы. Пастырь может оказаться в дружбе с закоренелыми в плотских стремлениях мирскими христианами, но он не должен снисходить на уровень их житейского мировоззрения, принять их недуховные, плотские взгляды и в своём снисхождении, проявленном, как беспринципное потворство, ещё более укрепить их ложное представление о жизни.
Пастырь - друг мытарей и грешников.Дух Божий научит его, как подойти к тем, кому он призван проповедовать благую весть спасения. Только Дух Божий даст пастырю способность чувствовать себя в людской среде так, как чувствует отец среди детей, неизменно внушая авторитет и уважение, вызывая любовь и радушие, располагая к доверию и откровенности. Смысл и назначение пастырского труда в том, именно, чтобы ободрять людей, предостерегать, наставлять, стать их другом, снизойти к ним, чтобы духовно поднять их, помочь им. Как мудрый советник, пастырь подаст в нужную минуту нужный совет, как верный друг - он поддержит, выразит сочувствие, успокоит; с нежностью матери он поднимет оступившегося, укрепит слабого, поддержит падающего; с долготерпением отца он способен будет обличать, вразумлять, увещевать. Прислушайтесь, как молился служитель Божий, подвизавшийся в темную эпоху средневековья: "Господи! сделай из меня орудие Твоего мира, чтобы там, где царит ненависть, я внёс союз; где есть заблуждение, я внёс истину; где есть сомнение, я внёс веру; где безнадежность, я внёс надежду; где мрак, я внёс свет; там где печаль, чтобы я внёс радость. О, Учитель! Да буду я искать быть утешенным только для того, чтобы самому утешать; буду искать быть понятым, чтобы самому понимать; быть любимым, чтобы любить; так как только давая, получают, забывая себя, находят, прощая, бывают прощены, умирая - воскресают к вечной жизни". Таков путь христианского пастырства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.