Конспект лекций по предмету "Педагогика"


Основные дидактические понятия.

Как в прошлое, так и в настоящее время дидактика составляла теоретический фундамент обучения. И он никогда не разрушится, а станет ещё прочнее, потому, что в мире постоянно нарастал объём жизненной информации, которую нужно не просто накапливать, а передавать на качественном уровне, то есть, опираясь на дидактические правила. Это слово имеет греческое происхождение и переводится, как учить, объяснять, всё, что за ним выстроилось в течении длительного промежутка времени, определилось, как отрасль педагогики, исследующая научные основы обучения и образования. Дидактические принципы стали определять содержание, методологию, формы и методы учебной работы. Их практическая реализация, при учёте содержания данного раздела, той или иной предметной области и форм учебной работы помогает определить методы изложения учебного материала. Развитие современных технических способов хранения и переработки информации позволяет реализовать их как программированное обучение на различных ступенях современного образования. Что бы их реализовать нужно, определить, что является целью современного образования: развитие интеллектуальны способностей учащихся, или передача им как можно большего объёма информации. Примерно тот же вопрос стоял перед другими поколениями учителей на рубеже 18-19 веков и поэтому они формулировали два противоположных подхода к содержанию образовательного процесса. Один из них назывался формальный, и его реализация шла в классических гимназиях, в которых уклон развития учащихся сводился к изучению латинского и греческого языков, литературе истории и математики. Другой подход назывался материальным, его реализация шла в реальных училищах, а развитие и образование учащихся носило ясно выраженные прикладные цели. Если сравнивать между собой их качественные характеристики, то можно отметить следующее. Чрезмерное развитее учащихся на основе формального подхода, может быть связано с возникновением перегруженности их сознания чрезмерной справочной информацией, не нужной в их будущей профессиональной деятельности и недостаточным количеством знаний прикладных знаний. Чрезмерный уклон в сторону получения ремесла на основе материального образования характеризовался недостатком получения конкретных теоретических знаний, необходимых для качественного понимания производственного процесса. С точки зрения современных теорий обучения, основанных на данных психологии мышления, нейропсихологии, искусственного интеллекта, элементы запоминания и переработки информации неразрывно связанны друг с другом. Так же установлено, что современные базы знаний и базы данных для любой предметной области содержат в себе, как элементы знаний, так и их переходы от одних к другим. Причём правила переходов в принципе часто видоизменяются в зависимости от структуры элементов знаний.
На стыке 19-20 веков перед представителями сферы образования появилась другая важная проблема. Им предстояло ответить на созревший вопрос, каким должен быть способ построения содержания образования, как должно быть структурированно её содержание и построение. Или оно должно строиться в рамках установленного образца государственного образовательного стандарта, предполагающего освоение полной системы естественных и гуманитарных дисциплин. Или на основе комплексной системы обучения, особенность которой сводится к построению некого единого связующего стержня, объединяющего те предметы, которые входят в сферу интересов конкретного ученика. Например, родного языка путём всестороннего изучения «образцового произведения»- романа или повести. В ходе такого процесса дети обучались чтению, выведению частей речи, слогов, заучиванию избранных отрывков и т.д. Среди ярких представителей этого направления образования были Жак-Жак Русо и К.Д. Ушинский. В отличии от них немецкий педагог И.Ф. Гербарт разработал направление, которое назвал «наукой ассоциирующего характера», в которой в качестве объединяющего стержня использовалась география, включающая математику, историю, естествознания. На самом деле противопоставление этих систем не представляется абсолютным, если исходить из наличия большого числа факультативных предметов, в ведённых, как в средние, так и в высшие учебные заведения. Кроме этого, в настоящее время существует и активно развивается так называемая система дополнительного образования, которая ведёт своё происхождение из кружковых форм обучения, предполагающих наличие общего интереса.
Идеология группировки учебного материала вокруг актуальных жизненных проблем и комплексов, стала развиваться в 20 веке в рамках прагматической педагогики, основателем которой стал американский психолог-педагог Джон Дьюи. Он противопоставлял свою систему классической школьной, которую критиковал за раздробленность и широту охвата дисциплин, а так же оторванность от реальной жизни. Смысл предложенного им сводился к обучению исходящего из практической деятельности ребёнка, являюшуюся результатом его личного опыта. Дальнейшее развитие прагматической педагогики было связанно с разработками различных вариантов метода проектов, суть которого заключалась в обучении путём выполнения ряда постепенно усложняющихся практических заданий, связанных с актуальными целями ребёнка. Результаты развития этих методов во многом используются при построении планов среднего профессионального образования и производственной практики.
Касаясь теории физического образования необходимо упомянуть П.Ф. Лесгафта, врача, педагога, который её создал и научно обосновал. Он сформулировал важнейший принцип физического воспитания, который, заключается в единстве с умственного, нравственного, эстетического. По его мнению, необходимо развивать у человека умение владеть своим телом, что достигается естественными движениями, которые должны быть не подражательными, а осознанными. В начале 20-го столетия многие в педагогической деятельности все больше учитываются особенности психического развития личности к ним можно отнести ВЫГОТСКОГО Л. С. психолога, педагога, философа.Он и его ученики рассматривали человека как единое целостное системное образование. Сильной стороной их исследований является система психодиагностики, позволяющая разделить детей не по «паспортному», а по психологическому возрасту, предупредить их отставание, поставить каждого школьника в условия наибольшего благоприятствования. Хорошим продолжением и дополнением к исследованиям Выготского стала теория развивающего обучения, созданная ВАСИЛИЕМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ДАВЫДОВЫМ. Онавключает теоретико- экспериментальную разработку сложнейших проблем психического развития детей в условиях деятельности. В. В. Давыдов подчеркивал, что любое обучение и воспитание можно назвать развивающим, однако всегда должен стоять вопрос о том, «что конкретно развивают данные виды обучения и воспитания и соответствует ли это развитие возрастным возможностям человека». Основой теории развивающего обучения является единство обучения и психического развития.
Более обобщённо современные взгляды на проблему содержания образования формулируются в виде двух взаимодополняющих подходов. Первый направлен на приобретение знаний, умений, и навыков и приобщение учащихся к процессам общественно полезного производства с целью ориентации их в социуме. Второй направлен на формирование человека, как личности и формирования у него системы личностных ценностей. На современном этапе развития педагогики решение всех этих вопросов, в связи с бурным развитием смежных областей науки и техники имеют обнадёживающие перспективы. В первую очередь это касается информационных технологий, как источника технического обеспечения и базы для реализации идей и методов педагогической теории и практики. Следует подчеркнуть, что само по себе их развитие ни в коем случае не способно решать педагогические проблемы, однако при правильном применении оно может содействовать выводу их решения на принципиально новые горизонты. Можно наблюдать, что благодаря достижениям новых информационных технологий, новое звучание приобретают направления дидактики связанные с развитием новых педагогических технологий, в том числе благодаря методам и системам программированного обучения, педагогических эвристик, дистанционного образования, проблемного обучения ,педагогики сотр=удничества. Дидактические принципы определяют также условия и преимущества применения различных средств обучения, в частности таких, как наглядно – визуальные, в звуко-технические компьютерные и т.д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.