Конспект лекций по предмету "Религия"


Язык как предмет изучения языкознания

I.Язык - это универсальное и естественное средство общения.
Под общением понимают процесс взаимодействия между людьми, при котором происходит передача информации, а также воздействие на поведение и эмоции людей. Язык в этом взаимодействии играет важнейшую роль, без языка человеческое общение невозможно. Язык является естественным средством общения, т.к. он стихийно возник в человеческом обществе и развивался естественным путем, вне зависимости от целенаправленной деятельности человека. Язык является универсальным средством общения, т.к. он обладает способностью выражать практически неограниченные типы содержания.
II. Язык - это знаковая система.
Система – это целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных частей. Язык является системой, т.к. представляет собой систему однородных взаимообусловленных элементов – языковых единиц и языковых уровней.
Знак – это материальный объект (т.е. объект, который может быть воспринят при помощи чувств), который преднамеренно используется для обозначения другого объекта или явления. Знак – материальный предмет, замещающий собой другой предмет и выражающий о нем информацию. Знаковыми системами являются жестовая речь, дорожные знаки, дорожные светофоры, азбука для глухонемых и т.п.
Знак - двусторонняя сущность, единство «означаемого» (понятия) и «означающего» (акустического образа), связанных по принципу произвольности (отсутствия мотивированности). Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение», «смысл».
Важным свойством знака являетсяпроизвольность – отсутствие естественной природной связи между означающим и означаемым. Установленная для каждого данного знака связь между его формой и содержанием является условной, основанной на сознательной договоренности. Она может быть чисто условной: например, связь между зеленым цветом и идеей «путь свободен». В других случаях связь между формой и содержанием может быть в большей или меньшей степени мотивированной, внутренне обоснованной, если форма имеет черты сходства с обозначаемым предметом или явлением. Элементы такой изобразительной, наглядной мотивированности можно найти в некоторых дорожных знаках (например, изображение бегущих детей или поворота дороги и т. д.).
Понимание языковых единиц как лингвистических знаков получило обоснование в курсе общей лингвистики Фердинанда де Соссюра.
В доказательство того, что языковые единицы являются знаками, можно привести следующие примеры. Звук л в действительности никак не связан со временем, однако в русском языке его наличие в глаголе в виде суффикса –л указывает на отнесенность действия к прошлому. И русское слово стол, и английское слово table не соответствуют предмету мебели, за которым пишут или едят; человек, не говорящий на русском и английском языках, не сможет догадаться о значении этих звуковых комплексов, услышав их от кого-нибудь. Предложение «Я простудился» представляет собой последовательность некоторых звуков; услышав их, только человек, говорящий на русском языке, получит следующую информацию: «Говорящий в настоящее время болен, т.к. в какой-то момент времени, предшествующий общению, его организм переохладился».
Таким образом, язык – это система знаков, т.к. язык представляет собой систему языковых единиц, каждая из которых является знаком.
III. Язык - это система систем.
Язык представляет собой многоуровневую систему однородных взаимообусловленных элементов – языковых уровней. В свою очередь, каждый уровень языковой структуры (фонетико-фонологический, морфемно-морфологический, лексический, синтаксический) тоже состоит из элементов (соответствующих однородных языковых единиц) и представляет собой систему. Например, на синтаксическом уровне можно выделить систему членов предложения; на лексическом уровне - систему омонимов, синонимов, антонимов; на морфемно-морфологическом уровне – систему частей речи; на фонетико-фонологическом уровне – систему гласных и согласных.
Таким образом, язык - это система систем, т.к. язык представляет собой систему языковых уровней, каждый из которых является, в свою очередь, системой соответствующих языковых единиц.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.