Конспект лекций по предмету "Культурология"


Э. Фромма

Эрих Фромм (1900-1980) – один из крупнейших мыслителей ХХ века. Одним из его учителей был К.Ясперс. В 20-е годы на него сильное влияние оказали концепции З.Фрейда и К.Маркса, синтез которых он считал основой своей гуманистической теории человека и культуры. Его работы «Иметь или быть?» (1976) и «Бегство от свободы»(1941).
Фромм был последователем марксистской концепции, согласно которой способность к творчеству формируется у человека в процессе социально-организованной деятельности, и особенности культурного развития общества всегда зависят от социальных факторов: экономической системы (уровня развития материального производства), социально-классовой структуры общества, характера политических отношений. Он считал, что человек изначально является социальным существом.
Как последователь З.Фрейда, Э.Фромм полагал, что Фрейд сделал важные наблюдения, но дал им неправильное толкование. Фромм пытался улучшить концепцию Фрейда, и он меняет интерпретацию бессознательного. «Оно» у Фрейда чисто биологическое. Фромм полагает, что роль животных инстинктов в бессознательном не так велика и значительна, как считал Фрейд.
Фромм считает, что в человеке соединяются властные потребности самосохранения. Во-первых, физиологические потребности – первичный мотив человеческого поведения – это утоление голода, жажды, потребность во сне. Во-вторых, потребность связи с окружающим социальным миром, духовная связанность с ним, потребность в общении с себе подобными (потребность избежать одиночества). Фромм называет эту потребность обрести товарища по судьбе первой потребностью человека, будь то прокажённый или каторжник, отверженный или недужный. По мнению Фромма, человека, как социального существа, подавляет ощущение собственной ничтожности – если он не принадлежит к какой-либо общности.
Итак, эти потребности самосохранения и составляют в концепции Фромма «Оно», состоящее из 2-х частей:
1)«Оно» - животные инстинкты– роль этих «докультурных» стремлений не столь важна.
2)«Оно»- социальный характер– (специфически человеческое) играет главную роль. Социальный характер - это бессознательное приспособление, индивида к социальным структурам общества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.