Конспект лекций по предмету "Философия"


Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале XX века

Развитие белорусского национального самосознания в начале XX века было предопределено заметными явлениями в общественно-политической жизни Северо-Западного края [18] во второй половине XIX века и, в первую очередь деятельностью Кастуся Калиновского (1838—1864), издававшего «Мужицкую правду», проповедовавшего идеи крестьянской революции, общинного социализма, национального освобождения; народнических групп, и газеты «Гомон», творчеством Франтишка Богушевича (1840—1900), Янки Лучины (1851—1897); распространением марксистских идей.
В начале XX в. на идейном поприще выступили газеты «Северо-Западный край», «Наша доля», «Наша нiва», большевистская газета «Звезда». Большую роль в развитии белорусской общественно-политической мысли сыграли литераторы Алоиза Пашкевич-Тетка (1876—1916), Янка Купала (1882—1942), Якуб Колас (1882—1956), сторонники идеи национальной автономии белорусского народа, его просвещения, общности и бесклассовости (И. Луцкевич, Ю. Верещат, Бурбис), большевистские пропагандисты и организаторы М. В. Фрунзе, А. Ф. Мясников.
Патриотизм, идеи свободы и национального самосознания составляют лейтмотив творчества классика белорусской литературы Я. Купалы. Поэма «Безназоўнае» (1924) стала попыткой Янки Купалы выявить и осмыслить идел национального государственного строительства. Через художественные образы сельского мужика Янка Купала открыл миру белорусов как народ, с его сложной историей и великими духовными чертами: свободомыслием, патриотизмом, жертвенностью, справедливостью, добром и красотой.
В 1921 г. небольшим тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдираловича(И. В. Канчевский, 1896—1923) «Адвечным шляхам: Дасьледзiны беларускага светапогляду». В ней автор размышляет об историческом пути и культурном своеобразии белорусов, находящихся между Востоком и Западом и не принявших ни ту, ни другую сторону. Белорусам нужны «свои белорусские формы жизни», но при этом следует избегать «белорусского мессианизма». В творчестве адекватных форм жизни дух должен быть свободен от лозунгов и догм. «Истинной основой жизни может быть только творчество». Свободная, непринудительная кооперация должна служить ориентиром формирования человеческих отношений.
Систематические исследования и преподавание философии возобновляются спустя десятки лет [19] уже в Советской Белоруссии в 1921 г. благодаря учреждению Белорусского государственного университета и организации кафедры диалектического материализма.
В первые годы существования БГУ видную роль играл профессор Владимир Николаевич Ивановский (1867—1939) — специалист в области философии науки, истории философии и психологии. В Минске в 1923 г. был издан его главный труд «Методологическое введение в науку и философию». В нем Ивановский рассматривает философию как одну из основных областей («систем») культуры. Философия занимается, прежде всего, вопросами предельными, пограничными в системе человеческих знаний, Ивановский характеризует философию в целом как «осознание человеком основ той культуры, которою он живет, или самосознание культурного, общественного человека, — коротко говоря, самосознание культуры (в человеке)».
В Белоруссии начиналась творческая биография известного специалиста в области истории философии Бернарда Эммануиловича Быховского (1898—1980). Он родился в Бобруйске, окончил факультет общественных наук БГУ (1923). Работал в Белорусском университете и Центральной партийной школе при ЦК КП Белоруссии. В дальнейшем работал в Ташкенте и Москве. Быховский был одним из руководителей работ по созданию трехтомной «Истории философии» (1940—1943). За участие в данном труде он был удостоен Государственной премии СССР. Быховский написал ряд крупных работ о выдающихся европейских философах.
В Минске довелось работать в последние годы своей жизни академику АН СССР Георгию Федоровичу Александрову(1908—1961), который был редактором и одним из авторов трехтомной «Истории философии», за которую он также был удостоен Государственной премии СССР.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.