Конспект лекций по предмету "Философия"


Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (20 апреля 2010 г.) определил значение культуры как важнейшего стратегического ресурса белорусского государства: «Белорусская культура является необъемлемой частью государственного суверенитета». На текущем этапе перед культурой стоят три основные задачи: 1) создание качественных произведений, насыщенных патриотической тематикой; 2) сохранение уникального культурного наследия Беларуси; 3) обеспечение доступности культурных благ для всего населения Беларуси.
Культура как предмет философского анализа. Понятие культуры.Культура – одно из самых сложных, многозначных понятий, имеющее множество интерпретаций.
Этимология (происхождение) слова “культура” в европейской традиции. Слово “cultura” (лат.яз.) производно от глагола “colere”, означающего “возделывать, почитать, населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться”. От “colere” соответственно производны слова “colonus” (“то, что населяется”) и “cultus” (“то, чему поклоняются”). Слово “cultura” использовалось древнеримскими авторами (Цицероном и др.) в значении “возделывание, культивирование, выращивание” (растений, животных), “придание участку земли гармоничных, устроенных очертаний”, т.е. применялось преимущественно к аграрной сфере. Понятие “cultura”, обозначающее нечто искусственное, возделанное, обработанное человеком, в древнеримском контексте противопоставлялось понятию “natura” (“природа”), характеризующему искусственное, первозданное, дикое состояние.
В древнекитайском языке понятие “вэнь” (культура) происходит от слова “татуировка”. Соответствующий иероглиф схематически изображает человека с татуировкой на груди и имеет значение “украшение, цвет, изящество, красота”. Таким образом, в противовес естественному культура рассматривается как нечто изящное, утонченное, очеловеченное.
В европейской интеллектуальной традиции слово “культура” приобретает следующие смыслы (значения):
1) развитие, культивирование, совершенствование природы человека, в первую очередь, в ментальном, умственном отношении;
2) состояние общества, основанное на праве, порядке (в этом значении употребляется также понятие цивилизация);
3) формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности;
4) особенности образа жизни и деятельности, свойственные группе людей или присущие обществу в конкретный исторический период.
В истории европейской мысли развивалось множество интерпретаций и концепций культуры, оформился ряд принципиальных подходов к ее пониманию. Выделим наиболее значимые и характерные
Эпоха античности. Культура есть собственно “paideia” (греч.) и ”humanitas” (лат.), или совокупность навыков и умений, а также результат деятельности человека; один из главных предметов теоретических дискуссий. Согласно “культурологическому” мифу Протагора, возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны, помимо всего прочего, помощи богов. По мнению других софистов, а также Демокрита, только человек является творцом культуры, которую он создает, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Аристотель вслед за Анаксагором указывает, в чем состоит превосходство человека над животным: человек, которому от природы дан разум и способность к труду, является творцом культуры, а с нею – искусства в широком смысле слова. В этом выразился гуманизм классической древности, отличавший ее от Древнего Востока, где, напротив, подчеркивалась зависимость человека от природы. Достижения людей, связанные с производительными способностями, направленными на удовлетворение материальных потребностей (например, ремесло) или отдых (музыка, поэзия), Аристотель ценил ниже, чем “практическую” общественно-политическую деятельность, цель которой – совершенное общественное устройство; право на эту деятельность имеет только свободный человек. Для достижения высшей ступени культуры, которую Аристотель видит в духовном воспитании и которая заключается в чистом созерцании и теоретическом мышлении, необходим досуг, следовательно, она доступна только состоятельному свободному человеку, который довольствуется досугом как таковым, не преследуя какой-либо практической пользы. Единым мерилом всякой человеческой деятельности (кроме ремесленного труда, считавшегося низким) в классической античности являлась paideia – всестороннее гармоническое развитие личности и общества, или humanitas. В античности сосуществовали две противоположные культуры: культура большинства, к которой принадлежали экономически и политически зависимые свободные люди, т.е. свободные лишь наполовину, и культура меньшинства, господствующего над большинством. Это приводило к усилению противоречий между практической культурной деятельностью (vita activa), характерной для времени расцвета Греции и Рима, и деятельностью по преимуществу теоретической (vita cotemplativa), которая особенно ценилась в более позднее время. Это противоречие было определяющим на протяжении всей античности и продолжало существовать вплоть до нового времени.
В концепции пайдейи (образованности, воспитанности), развитой в классическом древнегреческом обществе, культура ассоциируется с образованностью, универсальным, многосторонним развитием, подготовленностью человека к различным формам общественной деятельности.
Древнеримская концепция “humanitas” (образованности, человечности) утверждала достоинство гражданина, получившего разностороннее развитие, обладающего чувством долга, способного занять любой государственный пост, владеющего ораторским искусством и высоким художественными вкусом.
В идеале учености, получившем развитие в эпоху эллинизма, подчеркивается начитанность, владение искусством интерпретации, комментирования. Этот образ культурности перенимается христианской традицией.
В эпоху Возрождения идеалом культуры становится творчество, создание ценностей, в первую очередь, художественных. Культура трактуется как сфера гуманитарных занятий – “studia humanitatis” (поэзия, живопись, зодчество, ваяние, риторика).
В новоевропейской философии XYII-XIX вв. были созданы различные концепции культуры. В философских учениях XYII в. культура трактовалась как качество ума, как хорошо возделанный разум. Английский мыслитель Ф.Бэкон (1561-1626) связывал культурность с преодолением всех ложных авторитетов, предрассудков, верований, а француз Р.Декарт (1599-1650) основным измерением человеческого развития считал освобождение разума от влияния страстей и аффектов. В концепции общественного договора английского философа Т.Гоббса (1588-1679) культура трактовалась как система искусственных образований, созданных людьми для удовлетворения их потребностей, совокупность созданных людьми условий для совместной жизни. Например, Гоббс утверждал, что государство, язык, мораль, искусство, обычаи и другие общественные установления являются продуктом целенаправленного человеческого созидания. Немецкий мыслитель И.Г.Гердер (1744-1803) трактовал культуру как совокупность человеческих умений, создаваемую человеком вторую природу, воплощенную в многообразных, исторически развивающихся формах человеческой деятельности. И.Кант (1724-1804) понимал культуру как сферу человеческой свободы, отражающую безграничные возможности человека. Часто культура трактовалась как сфера духовности, как совокупность символических систем (искусства, мифологии, религии), которые представляют собой специфические формы человеческого мировосприятия.
Современные подходы к пониманию культуры
В современной философии культуры существуют разнообразные трактовки культуры, среди которых наиболее важными являются следующие:
1) культура – это мир ценностей, совокупность лучших творений человека (аксиологический подход);
2) культура – это совокупность артефактов, искусственных, созданных человеком предметов и феноменов, все то, что сделано людьми и характеризует их жизнь, отличает человеческое общество от природного мира (антропологический подход);
3) культура – это система нормативных технологий, социальных отношений и взаимодействий, обеспечивающая различные стороны человеческой жизни и удовлетворяющая многообразные потребности (функциональный подход);
4) культура – это сфера духовности, область идеального, продукты духовного творчества (идеационный подход);
5) культура – это совокупность умений, образцов и форм деятельности, общественно-историческая практика в широком смысле слова (деятельностный подход);
6) культура – это проявление человеческих качеств, характеристика меры человеческого развития (субъектный подход);
7) культура – это совокупность знаков и текстов (семиотический подход);
8) культура – это мир смыслов, система социальной информации, ценности, опыт, образцы деятельности, воплощенные в созданных человеком артефактах, продуктах, сохраняемые и транслируемые человеческим сообществом (информационный подход).
Подходы к определению культуры.
Сложность феномена культуры обусловливает наличие огромного количества ее определений в современной научной и философской литературе. Их насчитываются сотни. Среди характерных подходов к определению культуры отметим:
1) описательный, перечисление того, что входит в феномен культуры. Например, в определении Э.Тайлора под культурой понимаются “знания, верования, искусства, нравственность, законы, обычаи”;
2) нормативный – “материальные и социальные ценности любой группы людей” (У.Томас);
3) исторический – “социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений” (Э.Сэпир);
4) психологический – “наученное поведение, которое осваивается путем общения” (Р.Бенедикт).
Для определения культуры принципиально важно разграничить ее с такими понятиями как “общество” и ”природа”. Если природа – это стихийно сложившаяся, естественная форма существования, то культура есть преобразованная природа, надстраивающаяся над миром естественным, особый, очеловеченный облик природы. Культура – это та часть природы, на которую материально или духовно воздействует человек и которая становится определенной ценностью для человека.
Если общество – это все способы связи и любые проявления совместной жизнедеятельности людей, то культура – внутреннее, ценностно-смысловое измерение общественной жизни, функция общества, одна из его подсистем, наряду с экономической, политической, социальной. Культура пронизывает все измерения жизни людей, но в определенном аспекте – как отражение и воплощение создаваемых людьми смыслов, ценностей и значений.
Культура особым образом соединяет человека с обществом и природой, придает им человеческое измерение, смысл, значение и ценность. Культура – одна из стержневых характеристик человеческого бытия, свидетельство человеческого присутствия в мире.
В.С.Степин определяет культуру как “особую систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни”.
Определение российского культуролога А.Я.Флиера: культура есть совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм поведения и деятельности, обретенных знаний, образцов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
Функции культуры. Культура выполняет многообразные функции, к важнейшим из которых можно отнести:
1) аксиологическую – процесс выработки и распространения ценностей, закрепление и трансляция ценностных систем;
2) информационно-коммуникативную – накопление и трансляция знаний, культурного опыта;
3) смыслополагающую – придание смысла человеческому существованию;
4) социализирующую – обеспечение вхождения индивида в жизнь общества, усвоение норм, ценностей, социальной роли;
5) интегрирующую – формирование ценностной основы существования человеческого сообщества;
6) преображающую – изменение среды обитания человека в соответствии с человеческим идеалом;
7) творчески развивающую – развитие и реализацию творческих способностей личности;
8) эстетически-гедонистическую – удовлетворение потребности в красоте, совершенстве, доставление интеллектуального, эстетического и других видов удовольствия.
Функции культуры.
Информационная функция культуры. С точки зрения семиотики любой культурный объект или процесс обладает символическими свойствами и в силу этого является культурным текстом, несущим информацию о собственных атрибутивных признаках, функциональной нагрузке, структуре, социальной значимости и т.п. Это означает, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности является носителем определенного объема социально значимой информации.
Непосредственным носителем такого рода данных является так называемая культурная форма объекта, явления или процесса. Культурная форма определяется как набор специфических черт и свойств культурного объекта, позволяющих сохранить и передать социально значимые сведения.
Оформление, воспроизводство и трансляция культурных форм реализуется посредством многообразных языков культуры. Язык культуры представляет собой совокупность культурных объектов, обладающую внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления культурных продуктов, и служащую для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов).
Языки культуры многообразны как отражение реального многообразия социальной практики. Культура принципиально полифонична и говорит одновременно на разных языках "высокой", "массовой", маргинальной и прочих культур и субкультур.
Коммуникативная функция культуры. Культурная коммуникация выступает как средство воспроизведения, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры.
Следует отметить, что весьма специфической сферой современной культурной коммуникации служит массовая коммуникация, связанная с обеспечением управляемого информационного потока, который целенаправленно строится как своеобразный "конвейер социально значимых текстов", призванных оптимально отвечать интересам и потребителя, и создателя информационного продукта, выполняя роль регулятора социальных настроений.
Аксиологическая функция культуры. Одной из важнейших функций культуры является выработка и трансляция набора ценностей, идеалов и норм, выступающих как основополагающие регулятивы человеческой деятельности во всем ее многообразии.
Социализаторская функция культуры. Поскольку мы постоянно существуем в культурной среде и являемся ее продуктом, мы обречены на постоянное получение потока "сообщений", восприятие мира через "фильтры культуры". По мере приобщения человека к набору "правил игры", установленных конкретным типом культуры, происходит включение индивида в наличный набор социальных отношений или социализация.
Таким образом, термин культура (от лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение к природным, знаний и способов описания окружающего мира, выработанных в ходе социальной практики. Пространство культуры включает:
– "возделанную" среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности;
– мир "возделанных" личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными нормами и потребностями;
– мир "упорядоченных" коллективов людей, объединенных общими ориентациями, проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;
– мир создания и воспроизводства сценариев социальной деятельности, воплощенных в системах социальных ценностей, норм и технологий;
– мир языков культуры – динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.
Таким образом, составными элементами культуры являются различные культурные объекты – результат "опредмечивания" творческих идей, всевозможные сценарии и нормативы социальной активности, а также многообразие человеческих отношений по поводу создания, трансляции и потребления культурных продуктов.
Типы культур: элитарная, массовая, субкультурная и маргинальная.
Понятие элитарная культура используется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. В то же время для элитарной культуры характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда, формирующими узкое профессиональное сообщество, так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных элитарных культурных продуктов, то есть определенным уровнем образованности.
Массовая культура выполняет ряд весьма важных социальных функций. Прежде всего, массовая культура в современном обществе фактически занимает место "наивной" народной культуры, оформляя в яркие, эмоционально насыщенные образы смутные движения коллективного бессознательного. Демократичная и простодушная, она выполняет свою главную миссию: восполнить несовершенство сложного и опасного мира при помощи его мифологического псевдообъяснения. Во-вторых, абсолютно условный мир массовой культуры работает по отношению к своему потребителю в режиме психотерапевта, "великого утешителя". В-третьих, разнообразные тексты массовой культуры, включая СМИ, выполняют роль регулятора общественных настроений и средства социального программирования, формируя при помощи новейших технологий общественные настроения и массовые предпочтения, например, в ситуации предвыборной борьбы или необходимости поддержать рискованные инициативы власти. И, наконец, массовая культура, к примеру, "дамские" романы и "бытовые" телесериалы, служит в современном мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствующую систему первичных ценностных предпочтений.
"Мозаичный" характер развитой культуры находит свое отражение в разнообразных субкультурах. Многообразие субкультур – отражение социальной разнородности общества, различных типов социальной практики и соответствующих им типов миропонимания.
Совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной культуры. Социокультурный статус маргинальных субкультур определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична. Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, "перестройка" и тому подобное), изменения социальной структуры, появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса, различные формы взаимодействия культур – от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена.
Контркультура может быть определена как радикальная форма субкультурного движения, направленная на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры. Можно выделить три основных принципа "контркультурной политики":
– острый конфликт с "официальной" культурой, демонтаж существующей системы ценностей;
– построение альтернативного культурного пространства;
– стремление к его максимальному расширению, в идеале – к полному господству в качестве нового культурного канона, "культурная революция".


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.