Конспект лекций по предмету "Социология"


Место России в современном мире.

1. Социально-политические процессы, происходящие в мире, позволяют говорить о формировании мировой системы. Если раньше человечество представляло собой абстракцию, номинальную группу, то в результате процессов глобализации оно превращается в реальную социальную общность глобального масштаба.
Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связи между странами. Эта тенденция вызвана потребностью решения стоящих перед человеком общих проблем.
Идея мирового сообщества рассматривается в социологии как идея мировой системы.
Мировая система – это динамическая система социальных связей, взаимодействий и взаимозависимостей между народами и государствами на мировом уровне.

В развитии мировой системы в последнее десятилетие обозначились новые тенденции:
ü информатизация общественной жизни;
ü глобализация социальных процессов;
ü изменения, связанные с кризисом модернизации.
Информатизация и компьютеризация общества вызывают существенные изменения в социальной реальности, сопоставимые с революционными изменениями: в недрах индустриальных обществ рождаются общества информационные. Информационный ресурс имеет стратегическое значение в развитии современной цивилизации. Это приводит к изменению отношения людей к образованию, особенно высшему. Существенно меняется социальная стратификация общества. Социальные группы, обладающие знаниями, идеями, информацией, занимают высшие страты иерархической вертикали.
Благодаря информационным технологиям, новые черты приобретают социальные связи. Люди взаимодействуют друг с другом напрямую, поверх социальных институтов. Любая точка планеты становится доступна для людей, документов, идей в реальном времени.
Тем не менее, наблюдатели считают, что у информационного общества есть и свои минусы. В информационном обществе более интенсивно, чем в индустриальном, происходит распад социума на два класса. Класс носителей знаний (интеллектуалов) и тех, кто не входит в новую информационную экономику. Более того информационное общество дает людям разные возможности, разное качество жизни, т.к. в нем усугубляется процесс дифференциации по образовательному признаку.
Существуют три исследовательных позиции, объясняющих изменения, происходящие в современной общечеловеческой цивилизации.
v Первая позиция. Теория “конца истории” (амер. социолог и политолог Френсис Фукуяма). Суть теории заключается в следующем: распространение в мире всей социальной атрибутики развитых обществ и, прежде всего, либеральной демократии, рационализации знаменует конец истории.

v Вторая позиция. Концепция “столкновение цивилизаций” (амер. философ и политолог С.Хантингтон). По мнению теоретика, продвижение системы ценностей модернизации в мире приведет неизбежно к столкновению ее с другими системами ценностей. XXI век – это век горизонтального столкновения в пространстве планеты различных цивилизаций.
v Третий позиция. Ее основоположники И.Валлерстайн и А.И.Неклесса. Данный подход усматривает в современных мировых социальных изменениях, беспорядке и хаосе столкновения современной цивилизации не с теми культурами, которые есть на планете Земля, а с проявлением будущей цивилизации.
В современном мире складывается новая система международных отношений. Она очень отличается от той традиционной (Вестфальский мир, 1648г.), в которой международные связи понимались как отношения между формально равными и суверенными государствами. В нынешних условиях устраивается глубокая иерархия государств, возникают новые органы (“глобальная держава”, НАТО, “Большая восьмерка”), регулирующие международные отношения. Новые регулирующие органы отличаются элитарными, а не равноправными отношениями между государствами. По мнению А.И.Неклесса, снижается роль голосования по формуле “одна страна – один голос” за счет альтернативы “один доллар – один голос”.
Для новой системы международных отношений характерна гибкость, нестационарность, нечеткость законодательной базы.
2. Происхождение слова глобализация связано с латинским термином “глобус”, что означает земной шар. Впервые понятие “глобализация” было введено в научный оборот в 1983 году. Сущность глобализации в полной мере еще не познана, хотя наметились научные подходы, в рамках которых происходит многогранное исследование этого процесса.
В самом широком смысле, под глобализацией понимают многочисленные процессы общепланетарного характера.


В современной научной литературе понятие “глобализация” используется в двух значениях: как объективная тенденция современного мирового развития, и как реальный многоплановый процесс.
В первом варианте, глобализация представляет собой качественно новую стадию интернационализации общественной жизни. На этой стадии происходит расширение и излучение социальных связей в мире и усиливается взаимозависимость государств и народов. Качественная новизна этой стадии обусловлена объективными обстоятельствами в жизни мирового сообщества:
- в начале ХХ века мир стал завершенным, поделенным. Пространство земно-го шара было территориально поделено между государствами и народами;
- в 60-е годы прошлого столетия, жители земли осознали себя глобальной целостностью. На этом фоне открылись серьезные глобальные проблемы, которые можно решить только совместными усилиями всего человечества;
- к концу ХХ века, вследствие информационной и технологической революции, любая точка земного шара стала доступной для людей, документов, капиталов в реальном времени. А развитие связей между людьми стало возможным поверх государственных границ.
Во втором варианте глобализация – это реальное воплощение объек-тивной тенденции к формированию единого глобального мира. Базисным элементом формирования мировой системы стало развитие глобальной экономики. Появились принципиально новые контуры ее социальной организации.
- мировое экономическое сообщество превращается в целостный глобальный организм;
- мировое хозяйство становится сильнее и значительнее национальных хозяйств, т.е. всемирные и национальные экономические отношения меняются местами;
- государства утрачивают способность контролировать экономическую активность в пределах государственных границ;
- новые транснациональные корпорации становятся основой глобальной экономики.

Контуры глобального единства наметились и в других системах социальной реальности. Это и формирование глобальных социальных структур, и возникновение глобальной элиты, и образование социокультурной общности глобального уровня, и наличие глобального среднего класса.
3. За последние десятилетия в международном сообществе произошли су­щественные изменения:
- распалась система социалистического содружества;
- распался Советский Союз.
Переход к новому мировому порядку вызвал глубокие изменения и в са­мой России как государстве, и как участнике мировой системы.
Факторы, которые повлияли на геополитический статус России: пере­группировка сил; формирование новых союзов и коалиций; смена политиче­ских режимов; смена идеологических стереотипов.
Проблемы, которые необходимо решать России: повышение конкурент­тоспособности в мировой экономике; укрепление обороноспособности и укре­пление национальной безопасности; стабилизация социальной обстановки; улучшение демографической ситуации; погашения внешней задолженности.
По уровню экономического развития Россия относится к развивающимся странам. Она находится за пределами техносферы, определяемой мировыми стандартами. Россия реально утрачивает статус великой державы на мировой арене.
Учитывая эти обстоятельства, перед Россией встает сложный вопрос: или она со своими нынешними демографическими, структурными проблемами и недостаточным уровнем квалификации рабочей силы хаотично будет адаптиро­ваться к новым условиям и интегрироваться в глобальную экономику, или бу­дут предприняты меры к тому, чтобы глобальные изменения обеспечивали реа­лизацию национальных интересов россиян. Это возможно при условии, если государство изменит свое отношение к собственным человеческим ресурсам и сможет привлечь дополнительные средства для вложения в науку и образова­ние.

Альтернативные пути развития России:
1. Социал-демократический вариант или строительство социализма с «человеческим лицом». Переход к социальному обществу, построенному по шведской модели, заимствовавшему опыт американских коллективных пред­приятий.
2. Экономическо-либеральный вариант или культивирование капитализ­ма и переход к рыночной экономике. Россия должна вернуться в прошлое и стать нормальным капиталистическим обществом.
3. Умеренно-западнический вариант или осуществление «догоняющей модернизации». Несмотря на то, что этот вариант имеет много противоречий, можно заимствовать некоторые готовые западные формы.
4. Технократический вариант или прорыв в постиндустриальное общест­во. Можно достичь высокого уровня научного прогресса со скромным достат­ком населения и мощными ракетами.
5. Имперский вариант или обустройство евразийской платформы.
6. Почвеннический вариант или построение Всеславянского Союза. Воз­рождение российского самосознания на базе особого культурно-исторического типа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.