Конспект лекций по предмету "Психология"


Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств

Проблемы воспитания и развития неразрывно связаны. Поскольку данные процессы направлены на человека как целое, разделение данных процессов проводится с целью объяснения их сущности. Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания. В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого, т.е. воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практикопреобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.
Направленность воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы – гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле.
Воспитание в широком смысле – целостный процесс всестороннего формирования и развития личности, включающий обучение и воспитание в узком смысле.
Воспитание в узком смысле – педагогический процесс формирования личностных качеств учащихся. Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «социализация», «индивидуализация». Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальных опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе.
Индивидуализация – это личностный аспект формирования человека в обществе, становление его собственного (и уникального) образа жизни и собственного внутреннего мира.
Существует мнение, что цель воспитания ставить бесполезно, так как воспитание развивается в соответствии с собственным планом, который воспитателю неизвестен. В противовес существующему мнению современная педагогика говорит о том, что цели воспитания ставить можно и нужно, непременно учитывая характер, содержание общественного идеала, то есть требование общества к уровню развития человека. Общественные ценности неразрывно были связаны в российском обществе с православным христианским учением. Более принятым было понятие идеала, которое шире и глубже понятия ценности, в большей степени характеризует личностное отношение к цели стремления.
Советскими педагогами была выдвинута идея всестороннего и гармоничного развития личности. Западные воспитательные системы также стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть управляемым и контролируемым и приводить к проектируемым результатам.
Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений. Скрытая позиция педагога обеспечивается предоставлением ребенку личностной свободы, интересом к его внутреннему миру, уважительным стилем общения.
Общие руководящие положения, требующие последовательности действий в различных обстоятельствах, называются принципами руководства:
первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания – ориентация на ценностные отношения, то есть формирование отношений воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию), ценностным основам жизни – добру, истине, красоте;
второй принцип воспитания – принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать своё «Я», осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы. Этот принцип исключает жесткий приказ в адрес детей, предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты это сделаешь, будет тебе то-то, будет другим … Ты этого хочешь? Это будет правильно?»;
третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и авторитетность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «нельзя» – «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя»; эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.
Эти принципы воспитания взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга, реализация одного из них невозможна в оторванности от других.
Методы воспитательного воздействия – конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников.
Методы воспитания могут меняться в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими). К числу методов воспитания относятся:
- методы убеждений (внушение, диалог, доказательство, призывы, убеждение);
- методы упражнений (показ образцов и примера, создание ситуации успеха, различные виды заданий в виде заданий, поручений, состязаний);
- методы оценки и самооценки с целью оценивания поступков, стимулирования деятельности (поощрение, замечания, наказание, ситуация доверия, контроля, самокритики).
Социализация– начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя зрелый и преклонный возраст. Социализация не сводится только к процессу воспитания – это пожизненный процесс взаимодействия человека и общества, взаимодействие личности с различными социальными институтами.
Для формирования личности особенно опасны дефект социализации в раннем возрасте, т. е. воздействие асоциального «социализатора», влияние асоциальных субкультур.
В процессе социализации выделяются три стадии: дотрудовая (раннее детство и период обучения); трудовая (период зрелости); послетрудовая. Как видим, социализация не сводится только к процессу воспитания молодежи – это пожизненный процесс взаимодействия человека и общества, взаимодействие личности с различными социальными институтами.
Качество и характер социализации в значительной мере определяются социальным устройством данного общества.
Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия – происходит психическое раздвоение личности. Наивысшие проявления человеческой сущности затормаживаются. Жизненный путь перестает ощущаться большинством людей как движение к личному совершенству. Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идеологизации, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается в общий поток массовых устремлений. Формируется авторитарно зависимый тип личности.
Основным качеством этого типа личности являются: конвенционизм – некритическое принятие догматических норм и правил, верноподданность; авторитарная зависимость – преклонение перед официальной властью, некритическая идеализация политических лидеров, вера в их незаменимость; авторитарная агрессивность – ненависть ко всем инакомыслящим; этноцентризм – крайняя переоценка роли своей нации во всемирно-историческом процессе, наделение других народов отрицательными качествами; ригидность, косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу; уверенность в «моральной чистоте» только представителей своей группы; утрата компетентности и социальной ответственности. Такова «личностная продукция» тоталитарного режима.
Часто фактическое поведение человека не совпадает с его взглядами. Соотношение конформности и соблюдения норм права рассматривает А.М. Яковлев. Когда личность сознательно придерживается социальных норм, налицо «сознательный» конформизм, когда она вынуждена это делать под влиянием факторов внешнего порядка – «подчиняющийся» конформизм.
Социальные нормы являются важнейшими средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности. Специфика подобного действия социальных норм выявляется в психологическом анализе содержания и структуры внутреннего мира личности и поведения человека в ситуациях, на которые распространяется действие тех или иных социальных норм.
Высший уровень правовой социализации –правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже из чувства солидарности с правом, а по нравственной потребности совершать только правомерные действия – жить достойно.
Поведение людей в социальной группе регламентируется системой социальных норм и системой социальных мер воздействия, обеспечивающих подчинение нормам группы, – социальным контролем. Широкая система мер одобрения и принуждения, вплоть до использования мер пресечения, используется для воздействия на личность в тех ее проявлениях, которые связаны с интересами социальной общины. Социальный контроль основан на сопоставлении поведения каждого человека с эталонными образцами поведения, установленными в данном обществе и основанными на всеобщем признании системы социальных ценностей.
Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами – социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме центральное место занимает право, правовое регулирование-упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения субъектов этих отношений государственно-санкционированным нормам.
Влияние социальной среды на личность включает и воспитание активности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что, в конечном счете, обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.
Высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация внутреннего потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т.е. воздействия социальной среды.
Люди, психологически подготовленные к возможным ударам судьбы, проявляют большую жизнеспособность. Люди, ориентированные только на «радости», нередко оказываются сломленными. Сильные личности способны перестроить себя, не изменяя своим идеалам, не нанося поражение себе как личности.
Необходимо отметить особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э. Фромм. Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека, Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе, и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям – важнейшая задача воспитания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.