Конспект лекций по предмету "Информатика"


Моделирование как метод исследования объектов правовой информатики и кибернетики.

1. Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, т. е. объектов, являющихся мысленно представленными или материально реализованными системами, каждая из которых, отображая или воспроизводя объект-оригинал, способна замещать его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте.
2. Модель выполняет следующие функции:
- Функция замещения моделируемой системы. Проявляется в том, что правильно созданная модель способна (в известных пределах) выступать как объект познания, а данные, полученные в результате её исследования, - переноситься на объект-оригинал. Предпосылкой этого служит то, что научно-теоретической базой моделирования является теория подобия.
- Информационная функция. Информационная функция модели состоит в том, что она не только отображает исходную информацию об объекте познания, но и позволяет получить новую, выводную информацию о нем, так как в основе любого вида и способа моделирования лежат приемы преобразования информации.
- Гносеологическая функция. Гносеологическая значит «познавательная».
- Формализационно-алгоритмическая функция. В наиболее полной форме эти функции модели проявляются при использовании математического аппарата и средств вычислительной техники для анализа динамических сложноорганизованных систем правового содержания, т.е. основных объектов правовой информатики и кибернетики.
Дело в том, что анализ таких объектов с использованием указанных средств неминуемо сопряжен с формализацией исходного объекта познания и разработкой (или выбором) формализованного алгоритма его исследования. Эти условия тоже реализуются путем моделирования, которому (как процессу получения формализованной модели) присущи своя логика развития, определенные этапы.

- Доказательственно-иллюстративная.
4. Виды моделей – словесная, графическая, математическая.
Кроме того, есть ситуационное, прогностическое и реконструкционное моделирование, а также предметное, логическое, мысленное, компьютерное. Суть всех этих вещей ясна из названия.
5. Процесс моделирования состоит из 4-х этапов:
1) Определение класса изучаемого объекта и построение модели.
2) Получение результатов с помощью модели для сопоставления с результатами наблюдений за моделью
3) Выяснение того, удовлетворяет принятая модель критерию практики. Согласуются ли результаты наблюдений.
4) Анализ модели и построение необходимых для исследования выводов.

4. Формализация правовой информации: сущность, понятие и способы.
1. Понятие и сущность (по учебнику Чубуковой и Элькина).
Формализация – это представление какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации информации) в виде формальной системе.
Формальная система – это знаковая модель, задающая множество объектов путем описания исходных объектов и правил построения новых в рамках определенного языка.
Язык – это знаковая система, которая позволяет унифицировать информационный обмен в любой социальной системе. Например, язык программирования.
Таким образом, в рамках правовой кибернетики и информатики формализация используется при обработке правовой информации с помощью компьютерной техники.
* Формализация непосредственно связана с таким научным приемом как абстрагирование.
Абстрагирование - логический прием выделения главных, наиболее существенных при решении данной задачи признаков объекта познания, который, как правило, сопровождается другим приемом - формализацией описания этих признаков.

1.1. Зачем нужна формализация?
Значение формализованной системы описания признаков объектов и процедур их исследования многогранно.
Во-первых, она позволяет однозначно выделять признаки, т. е. избавляться от расплывчатых и нередко весьма неопределенных характеристик, и тем самым уже на этой стадии исследования понижать уровень его субъективности.
Во-вторых, наряду с тем, что количественные характеристики повышают информативность исследуемого объекта, они создают реальную основу, важнейшую предпосылку для использования ЭВМ. Последнее же является не только своеобразным "дополнительным гарантом" объективизации информационных процессов, но и, главное, тем средством, которое освобождает исследователя от рутинных и трудоемких операций, позволяет в минимальные сроки осуществлять статистическую обработку сколь угодно большого информационного массива.
В-третьих, формализация признаков объектов исследования и процедуры их анализа обеспечивает возможность многократно воспроизводить эти процессы как тому, кто её осуществлял, так и другому субъекту юридической деятельности.

2. Процесс формализации:
1) Изучение структуры формализуемого объекта. Описание закономерностей и особенностей объекта в словесном выражении и количественных характеристиках, а также компоненты объекта как системы и место их в системе. Например, применительно к расследованию преступлений – проверка следственных версий.
2) Построение формализованной схемы процесса исследования. Т.е. формулировка задачи исследования изучаемого объекта. Полученные в п. 1 данные переводятся на язык математики с помощью специалиста из математики. После этого разрабатывается математическая модель моделируемого объекта. Т.е. задача переводится в область математики.
3) Проверка адекватности созданной модели (математической) поставленной задаче.

Однако с появлением кибернетики приведенная схема формализации дополнилась двумя весьма важными элементами.
Во-первых, на второй стадии формализации для обработки преобразованных тем или иным способом исходных данных стали использоваться различные вычислительные машины, в том числе ЭВМ.
Во-вторых, сами процессы преобразования (формализации) исходных данных (информации) по все большему классу задач стали переводить на рельсы автоматизации (как правило, пока частичной), что позволяет создавать автоматизированные системы обработки правовой информации и на их основе автоматизированные информационно-поисковые системы, а также автоматизированные системы управления (АИПС и АСУ).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.