Конспект лекций по предмету "Архитектура"


Лекции по аналитической психологии

Герхард Адлер



Лекции по аналитической психологии



ПРЕДИСЛОВИЕ К НОВОМУ ИЗДАНИЮ

Хотя эта книга была впервые опубликована 18 лет назад, она представлена здесь без изменений, за исключением добавленного предисловия профессора Юнга к немецкому изданию 1952 года.
Отсутствие изменений в этом издании продиктовано, главным образом, методическими соображениями. Основная масса опубликованного ранее материала представляется мне настолько же ценным, как и появившееся позже. При случае я мог бы предложить несколько иной подход к самой методике. Но здесь я хотел бы сместить акцент в сторону бо­лее строгой позиции. Когда-то я, например, утверждал, что двух-трех собеседований в неделю вполне достаточно, но последующий опыт убедил меня в том, что желательно про­водить минимум три-четыре еженедельных собеседования. В равной мере я теперь не уверен и в достаточно высокой цен­ности "пробного анализа", отчасти потому, что научился бо­лее точно оценивать для него показания и противопоказания с учетом аналитического лечения в каждом конкретном слу­чае; отчасти потому, что аналитическая психология с самого начала требует полного доверия. Если этот подход сработа­ет, то "пробный анализ" станет излишним, а если нет, то в любом случае ответ будет отрицательным. Ранее я считал срок лечения полгода-год как редкое исключение, но теперь я не хочу связывать себя никакими заявлениями относитель­но его продолжительности, скажу лишь, что, вероятнее все­го, на это уйдут годы. Затем я хотел бы обратить внимание на анализ перенесения, хотя я все еще полагаю, что именно анализ снов и является наиболее важным орудием, которым мы располагаем. Имеются и другие точки зрения в этой гла­ве, которые я мог бы сформулировать несколько иначе, например, как взаимосвязь между «редуктивной» и «конструк­тивной» интерпретациями, которые я предпочитаю теперь считать двумя течениями, существующими в рамках одного и того же процесса.
Но в целом все эти модификации не представляются мне чем-то нарушающим мой основной подход, вышедший из концепций Юнга о душе как о саморегулирующейся системе и о созидательной функции бессознательного. Наиболее полно и детально я развил эти взгляды в своей последней книге Living Symbol (Лондон, Нью-Йорк. 1961), в которой мною исследуются некоторые особенности процесса станов­ления индивидуации. В этой работе я показал, какую огром­ную пользу можно извлечь из интерпретации сновидений и активных образов для прояснения саморегулирующихся творческих процессов, происходящих в душе; поэтому я на­стойчиво рекомендую всем читателям, интересующимся дальнейшими исследованиями в этой области, обратиться к настоящему изданию
Г. Адлер Лондон. 1966

ПРЕДИСЛОВИЕ

С наибольшим удовольствием я услышал, что восхити­тельная книга д-ра Герхарда Адлера "Лекции по аналитичес­кой психологии" появилась теперь и в Германии. Автор - ис­кусный психотерапевт, который, основываясь на своем прак­тическом опыте, прекрасно справился с темой.
Это преимущество едва ли можно переоценить, посколь­ку лечебная работа означает не только ежедневное примене­ние психологического подхода и его методов к людям и, в частности, больным, но также учитывает и ежедневную кри­тику, которая в зависимости от успеха или неудачи, оказы­вает влияние на терапию и лежащие в ее основе предполо­жения. Мы вправе ожидать от автора хорошо продуманных суждений, обильно подкрепленных опытом. И в своих ожида­ниях мы не разочаруемся. Повсюду в этой работе нам встре­чается прекрасно взвешенное мнение, лишенное предрас­судков, слепой, фанатичной приверженности или насиль­ственных, вынужденных интерпретаций.
К счастью, автор выбрал среди огромного числа проблем лишь те, которые неизбежно привлекут внимание каждого мыслящего психотерапевта. Первое, и самое главное, чего он коснулся, что вполне понятно - это подчеркнул повышен­ную чувствительность аналитической психологии в сравне­нии с материалистической и рационалистической тенденций фрейдистской школы, которая, обнаруживая удовольствие в некоем сектантском уединении, все же не потеряла своей ак­туальности. И дело здесь совсем не в придирках или расхож­дении во взглядах, и уж тем более не в специалистах (это все было бы неинтересно широкой публике), а дело здесь - в принципе. Психология, которая хочет быть научной дисцип­линой, не может больше позволить себе основываться на та­ких философских предпосылках, как материализм или рацио­нализм. Она не должна выходить за рамки своей компетенции, нужно действовать только феноменологически, отбро­сив всякую предвзятость. Но мнение, что мы можем пре­даться трансцендентальным рассуждениям, столкнувшись с высокосложным материалом психологического опыта, уже настолько укоренилась, что до сих пор психоанализу вменя­ют в вину философские утверждения, хотя это демонстриру­ет полное непонимание феноменологической точки зрения.
Огромный интерес в психотерапии вызывает, по практи­ческим соображениям, психология снов, область, где теоре­тические предположения не только терпят сокрушительные поражения, но и само применение их наиболее одиозно. Анализ сновидений, проведенный в третьей главе, можно считать образцом подобного анализа. Весьма похвально и то, что автор уделяет должное внимание важной роли эго. Таким образом, он противоречит общепринятому мнению, что аналитическая психология интересуется только бессозна­тельным, давая поучительные примеры основных взаимосвя­зей между бессознательным и эго.
Спорной остается проблема, является ли терапевтически эффективным и, если да, то насколько, извлечение из созна­ния бессознательных компонентов а процессе соответст­вующего лечения. Хотя их осознанная реализация и является целебным фактором первостепенной важности, она отнюдь не единственная. Помимо первоначального 'признания'' и эмоционального "реагирования" мы должны также принимать во внимание трансференцию и символизацию, которые в на­стоящем издании прекрасно проиллюстрированы взятыми из историй болезней рисунками.
Особой похвалы заслуживает отражение автором религи­озных аспектов психических феноменов. Этот деликатный вопрос особенно сильно волнует философов. Но. полагаясь на здравый смысл и способность людей отказываться от своих убеждений, я и представить себе не могу, что кто-то из читателей может почувствовать себя оскорбленным мои­ми авторскими заметками, если только, подчеркиваю, он в состоянии понять феноменологический подход науки, К не­счастью, такое понимание, а я часто имел возможность в этом убедиться, распространено далеко не повсеместно и менее всего - в медицинских кругах. Теория сознания, конечно, не фигурирует в медицинских учебных планах, но она незаменима для изучения психологии.
За счет ясности изложения и богатства иллюстративного материала, почерпнутого из реальных историй болезней, эта книга заполнит пробел в психологической литературе. Она даст и профессионалу, и увлеченному психологией любите­лю желанный набор ориентиров в той области науки, где большинству людей вначале трудно сориентироваться.
Для объяснения примеров, взятых прямо из жизни, автор предлагает настолько простые подходы, что этим значитель­но облегчает их понимание. Мне от всего сердца хотелось бы предложить эту книгу всей читающей публике.
К.Г.Юнг Май: 1949

ВВЕДЕНИЕ

"Лекции по аналитической психологии" представляют со­бой собрание лекций, читавшихся в течение десятилетия: с 1936 по 1945. Все они были переработаны, дополнены и специально переписаны для этой книги. "Сравнительное ис­следование метода аналитической психологии" создано на основе лекций, которые читались на курсах усовершенство­вания в институте медицинской психологии (Тавистокская клиника) в Лондоне в 1937 и 1938 годах. Глава "Исследова­ние сновидений" основана на лекции, прочитанной в меди­цинской секции британского психологического общества в Лондоне в 1940 году, она была опубликована (в первона­чальном варианте) в Британском журнале медицинской пси­хологии, том XIX, часть I, 1941 г.
"Эго и цикл жизни" первоначально вышла в свет в 1939 го­ду, как публичная лекция, при содействии Клуба аналитичес­кой психологии в Лондоне, равно как и лекция по теме "Со­знание и лечение" (вышла в 1938 году). Последняя лекция бы­ла опубликована Союзом пастырской психологии в Лондоне, в 1939 году, а "Психологический подход к религии" читалась там же по просьбе Общества друзей (квакеров) в Междуна­родном (квакерском) Центре Друзей и в несколько изменен­ном виде повторялась в 1944 году в Клубе аналитической пси­хологии. Последняя статья - "Вклад К.Г.Юнга в современное сознание" - была написана в связи с семидесятилетним юбилеем профессора Юнга и вышла в свет в Британском журнале медицинской психологии (издана в томе XX, часть III, 1945) и была прочитана в честь этого дня в Клубе аналитической пси­хологии 26 июля 1945 г. Поскольку эта статья посвящалась профессору Юнгу, я не счел возможным вносить в нее значи­тельные изменения, как в другие статьи. В настоящее время она представляет собой более или менее очерченную схему исследования, которую, я надеюсь, сумею преподнести в го­раздо более доступной форме, детально обрисовав весь ма­териал, о котором в первоначальном варианте лишь вскользь упоминал.
Эта книга явилась результатом 15-летней практики врача-психотерапевта, почти ежедневно контактировавшего с паци­ентами. По этой причине я даже не пытался создать какое-ли­бо систематическое представление о концепции Юнга и тео­рии аналитической психологии (хотя я все же попытался это проделать в первой книге Die Entdeckung der Seele, Rascher, Zurich, 1934, которая представляет собой систематизирован­ный обзор и сопоставление фундаментальных концепций и теорий психоанализа, разработанных Зигмундом Фрейдом и Альфредом Адлером). Исследование каждой проблемы, об­суждающейся в этой книге, явилось результатом совместных усилий аналитика и анализируемого. Это в полной мере от­носится как к обсуждениям методического свойства, так и к теоретическим дискуссиям. В дискуссиях, для обоюдной пользы, психотерапевт объясняет пациенту, как проводятся исследования в области психоанализа, чтобы понять их со­причастность к процессу психологической интеграции.
Этот факт объясняет также отбор и порядок расположения разделов. Первый из них - техническое обсуждение методики самой процедуры аналитической психологии. Ее цель - разъ­яснение и аналитикам, и всем, интересующимся психологией, основополагающих различий между подходом аналитической психологии и подходом психоанализа З.Фрейда, и в меньшей степени индивидуальной психологией Альфреда Адлера. В ней также освещена необходимость ограничения чисто "техничес­кого" подхода к "пациенту" поскольку наступает момент, ког­да он перестает быть таковым, а просто открывает фундамен­тальные и обычно обоснованные проблемы, свойственные психическому развитию полностью "нормального" человека.
Первый раздел - "Исследование сновидений" служит примером фундаментальной концепции аналитической пси­хологии, концепции коллективного бессознательного и архе­типов, и показывает их практическое применение в актуаль­ном лечении. Концепция коллективного бессознательного, а именно - концепция общего субстрата главного психического наследия, которое нельзя объяснить с позиции индиви­дуального опыта, и концепция архетипов, то есть образов, в которых коллективное бессознательное и проявляет себя, является незаменимыми для понимания подходов в аналити­ческой психологии и в практическом, и в теоретическом ас­пектах. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга, есть "всеконтролирующий отпечаток опыта предков, начиная с незапамятных времен, как эхо доисторических событий, к которому каждое столетие добавляло ряд своих изменений и отличий", это "вид вневременного миропредставления". (Jung. Contributions to Analytical Psychology. Kegan Paul, London. 1928, p.162 p 37)
Его сфера охватывает не только персональную психе -она шире - поскольку включает в себя и индивидуальное со­знание и личное бессознательное (т.е. бессознательное со­держимое создавалось во время персонального существова­ния индивидуума) и, следовательно, имеет в своем распоря­жении более мощную энергию, чем энергия персональной психе. Хотя концепция коллективного бессознательного про­ходит красной нитью через всю книгу, именно этот раздел поможет читателю более отчетливо понять ее практическую терапевтическую ценность.
Второй раздел - "Эго и жизненный цикл" - иллюстрирует психологические проблемы, свойственные различным фазам жизни. Он показывает как процесс психического становления и созревания, то есть процесс интеграции и индивидуации, представляет индивидуума в сильно отличающихся ситуациях и условиях, в соответствии с особыми моментами, с которы­ми он соприкасался в своей жизни. Если здесь процесс ин­дивидуации обрисован с практической точки зрения, то сле­дующий раздел - "Сознание и лечение" подходит к этой про­блеме с теоретической, даже с философской позиции. Начи­ная с конкретной проблемы, представленной в двух сновиде­ниях индивидуума, предпринимаются попытки понять силу воздействия психологического лечения к моменту исцеления. Эта сила определяется как бессознательное, априорный об­раз психической "целостности" психе, которая действует в направлении своей собственной реализации и актуализации. Хотя эти исследования являются теоретическими, тем не ме­нее, они имеют важное практическое значение, так как аналитик и анализируемый постоянно сталкиваются с проблемой поиска путей излечения, а понимание силы этого воздействия неизбежно отражается на практической работе.
В четвертом разделе осуществлена попытка определить отношение аналитической психологии к религии. Это, опять же, может показаться более или менее теоретическими рас­суждениями, но, по сути дела, - это чисто практический мо­мент, так как множество конфликтов и проблем наших паци­ентов оказались именно проблемами духовными, даже в са­мом широком смысле этого слова, религиозным кризисом. Термин "религиозный" используется для того, чтобы охва­тить все врожденные и непреодолимые импульсы в челове­ке, которые побуждают его искать ответы на вопросы духов­ного свойства и задумываться о смысле его жизни. Необхо­димо сказать, что психология в чисто аналитическом и редуктивном аспектах - первом и главном аспекте в психоана­лизе - зачастую не в состоянии ни распознать, ни просто посмотреть в лицо этой реально существующей проблеме.
Вместо того, чтобы поверить в подлинность мучительной остроты религиозных порывов человека, психология, непра­вильно определившая свое поле деятельности и задачи, и пытающаяся ограничить psyche человека рамками личности и, в узком значении этого слова, инстинктивными побужде­ниями, делает попытку унизить религию до "аппарата для бегства о г действительности".
Врожденные и непреодолимые духовные и религиозные импульсы уменьшены, таким образом, до уровня частного аспекта в "семейной повести", а Бог - до уровня напыщен­ного отца главного героя. (Юнг указывает на важный факт, что фрейдистское "суперэго" - это проекция бессознательного образа на "Я". Коллективное нравственное сознание - это совесть, которую и представляет суперэго, по Фрейду оно низведено до детского страха перед родителями, отражает наши взаимосвязи с родителями и является "наследником эдипова комплек­са" по сути (см Freud, "The Ego and the id". Hogarth Press, London, 1927, P-177). Эта точка зрения упускает из виду тот факт, что наша "совесть" наши внутренние моральные и этические законы, наш внутренний голос или как бы мы еще не называли эти созидающие силы, должны прини­маться a priori условиями человеческой души, которые не приобретают­ся в период нашего персонального существования, а лишь в нем проявляются, становятся зримыми. Иными словами, они являются проявлени­ями не-эго, или "я", и пока мы ведем бессознательную жизнь, спроеци­рованы в наше окружение (т.е. в родителей). По мере увеличения интег­рации "я" эта проекция удаляется, и "моральный закон" выражается как a priori состояние нашей психе (См. Jung. Das Wandlungssembol in dei Messe в "Erenos jarbuch 1940-41". Zurich, 1942, p. 136ft. Collective Work (далее CW). vol 11, p, 238ff)
Это породило неловкую ситуацию, в которой люди, хотя и осознают свои глубокие духовные проблемы и потребности, но не связывают эти крайне важные вопросы с психологией
и не ожидают, от нее ответа. Из-за того, что психологию ошибочно идентифицировали с однобоким подходом редуктивных школ, она стала считаться просто психопатологией. Психоанализ и другие чисто редуктивные направления со­временной психологии слишком замкнулись исключительно на патологических проявлениях психе, тем самым загоняя в тупик человека с его неврозом.
Тем более важным представляется расширение понятия "терапия" через уяснение того, что психотерапия - это не только "умственное излечение", а и гораздо более доступ­ный путь самопознания.
Естественно, это включает духовную сторону человека точно в такой же степени, как и биологическую; на самом де­ле, духовная сторона должна восприниматься как по-настоя­щему убедительное проявление (гак как это характеристи­чески человеческое проявление) психического процесса. Только когда люди осознают, что психология не пытается свести их духовные проблемы к чему-либо подобному сексу­альным, властолюбивым или каким-то еще побуждениям, а воспринимает их как неизбежное и созидательное устремле­ние отыскать ответ на вопрос о смысле своей жизни, психо­логия только тогда сможет выполнять свои прямые обязан­ности - заниматься всей человеческой жизнью.
В связи с этим, в последнем разделе "Вклад К.Г.Юнга в со­временное сознание" дается попытка определить историчес­кую ситуацию, в которой и находится психология. Это попыт­ка проследить участие психологических образов в формиро­вании современного сознания; другими словами, связанный с архетипом аспект рассматривается в историческом развитии. Здесь я постарался показать особенную позицию психоанали­за в современном сознании; как благодаря проделанной Юнгом работе был подготовлен путь для синтеза между раци­ональной и научной стороной человека с западным ментали­тетом с одной стороны, и его иррациональной и религиозной стороной, с другой. "Мужской" и "женский" аспекты обсуждаются в рамках их важности как архетипа, приводящие к воз­можной и действительной необходимости их соединения, что будет означать настоящую целостность человека. Только в на­ши дни, омраченные нависшей угрозой атомной бомбы, ста­новится очевидным, как остро нуждается научная и рациона­листическая сторона человека в сбалансированности с ее но­вым восприятием религиозных и связанных с ними ценностей. Их утрата в огромной степени произошла из-за воздействия на человека научно-рационалистических тенденций, которые по своей незрелости стремились отрицать право существова­ния иных подходов, насмешливо называемых "ненаучными". (Не следует это воспринимать как отрицание или критику науки как та­ковой, имеются в виду лишь ее преувеличенные притязания. Юнг чет­ко сформулировал эту точку зрения, когда говорил, что "наука лучшее орудие западного сознания, которым можно открыть больше дверей, чем голыми руками. Таким образом это - неотъемлемая часть нашего понимания, но она затмевает наше видение, если предъявляет свои исключительные права быть единственным способом познания (The Secret of the Go/den Flower. Kegan Paul. London. 1931, p.78.CW vol 13)). Важным шагом в развитии психологии было применение Юнгом научного подхода к собственно человеческой приро­де, он открыл в человеческой психе образы коллективною бессознательного, архетипов как "a priori детерминируемые составные части всего жизненного опыта". Они "задей­ствованы в личных качествах живого организма и, следова­тельно, являются непосредственными выражениями жизни, чье естество не может быть далее объяснено.
Открытие архетипов показало, что чисто рационалисти­ческая и персоналистическая концепция человеческой психе совершенно неудовлетворительна и искусственна, поскольку они трансцендируют и личный жизненный опыт и ограничен­ность интеллекта. Например, Юнг показывает архетип Бо­жества в человеческой психе как a priori "условие иррацио­нального" надличностного опыта.
Архетип Божества в человеческой психе Юнг назвал тер­мином "Самость". Это имманентная цель становления лич­ности, и в то же время это сила, которая влечет человека к достижению его интегрированной индивидуальности. Цель эту можно достичь лишь вечно растущим сознанием, которое, благодаря постоянному применению и соответствующей осведомленности о психическом процессе, пытается найти обратный путь к своему собственному источнику. Современ­ному человеку достаточно непросто поверить в то, во что другие люди верили до него без расспросов и сомнений, ему нужны непосредственные знания, которые он может получить только через персональный опыт, накопленный в результате беспристрастного исследования.
Это возлагает совершенно новую ответственность на че­ловеческое сознание. Если открытие архетипов, как a priori детерминируемых составных частей всего жизненного опыта означает, что действительность существует в тесной связи с бессознательным, с другой стороны это также означает, что индивидуум, посредством его сознательной мысли должен воспринимать, познавать, выбирать и решать сам за себя.
"Быть сознательным' становится принципом и мерилом психологической зрелости и достижений. Это состояние "осоз­нанности" нуждается, однако, в ясном определении. Значение слова "сознающий", как сказано в "Кратком оксфордском сло­варе английского языка", подразумевает, что "он отдает себе полный отчет в том, что делает, либо намеревается сделать". Такая осведомленность возможна лишь при условии достаточ­ного знакомства с собственной психологией, которое предпол­агает более или менее ясное восприятие и оценку своих со­бственных мотивов и условий запуска выработанных рефлек­сов. Правда и то, что именно это знание получить сложнее все­го. Хотя кажется, что большую часть времени мы действуем как совершенно "сознательные" люди, мы, тем не менее, движи­мы в большей степени "бессознательными мотивациями", то есть импульсами, которые нами не осознаются, и хотя нам мо­жет показаться, что мы проявляем себя более-менее четко оп­ределенными личностями, мы, тем не менее, бессознательно идентифицированы, солидаризированы с данными обстоятель­ствами или другими людьми и, таким образом, не являемся полностью независимыми "индивидуумами".
Быть индивидуумом, обладать индивидуальностью, под­разумевает какое-то отличие от остальных: "психологичес­кий индивидуум характеризуется своими особенностями и, в определенном отношении, уникальной психологией". Хо­тя каждый обладает такой индивидуальностью in potentia, фактически необходима полная осведомленность о чьих-то специфических характеристиках, личной "уникальности", еще до того, как индивидуальность утвердиться. До тех пор, пока я сам не осознал свою собственную психологию, я вынужден "проецировать" ее на других людей или на предметы. Процесс проекции есть один из фундаменталь­ных психических механизмов. В психологии примитивных существ (и детей тоже), у которых например, существуют основы веры в духов, особенно достойны внимания такие психические явления, как страхи или желания, которые не испытываются и не познаются примитивным человеком как часть его собственной психе, но спроецированы на его ок­ружение и объектифицированы в виде демонов или злых духов. Таким образом, примитивное существо (и ребенок) отождествляет себя с окружающей средой, поскольку она содержит значительную часть их собственной психологии.
Что верно для примитивного человека, то верно, хотя и в меньшей степени, для человека цивилизованного, до тех пор, пока он "не осознает" своей собственной психе. С одной стороны, проекция является первым и неизбежным шагом на пути к сознанию, потому, что все во мне, чего я не осознаю, проецируется, и поэтому посредством проекции я впервые встречаюсь с внутренним психическим содержимым. С другой стороны, до тех пор, пока не сделан следующий шаг, до тех пор, пока проекция не возвращена из объекта в субъект, состояние проекции представляет опасность для психического равновесия и стабильности, поскольку представляет собой состояние, в котором психе человека расколота на много частей и в большей или меньшей степени привязана к окружающей ее среде. На­пример, до тех пор, пока я не осознаю существование своей "те­ни", то есть, "темной" и низшей стороны моей психологии, я об­речен проецировать ее на кого-то другого, и то же самое можно сказать о потенциальной "целостности" моей психе, в случае с • которой я могу наделить кого-нибудь другого сверхчеловечески­ми и почти магическими способностями. Любая проекция явля­ется своего рода колдовскими чарами, поскольку я привязан к тем частям своей психологии, которые я проецирую; в случае с проекцией "тени" я связан с другим человеком ненавистью, в случае с проекцией "спасителя" я связан с другим человеком слепым некритичным обожанием. Трагическим примером первого случая является маниакальное отношение нацистов к евре­ям, а примером второго - почти что божественная власть, ко­торую они делегировали своему "фюреру". Если вернуться на несколько столетий назад, то процессы над ведьмами являют собой еще один убедительный пример, как проекции "тени", так и проекции "анимы"; в этом случае мужчины проецировали свою мощную и примитивную, а потому внушавшую им страх, женс­кую сторону своей природы на ведьму, а женщины бессозна­тельно нашли "козла отпущения", ответившего за их собствен­ную "темную" сторону.
Другими словами, до тех пор, пока я "не осознан", пока я "проецирую", я идентифицирую себя с иными людьми или вещами, будь то через "любовь" или через "ненависть". Я живу в состоянии participation mystique (мистическое соучастие). Конечно, это состо­яние, в котором ни одна индивидуальность существовать не может. Такая индивидуальность может развиваться только при условии осознания своей собственной психологии и умения ассимилировать свое бессознательное содержание. Ассимиляция содержимого личного бессознательного всегда является первым шагом на пути к полной интеграции.
Это содержание в большой степени существует благода­ря "репрессиям", поскольку они представляют собой те желания, страхи или иные устремления моей психики, кото­рые несовместимы с моей Эго-личностью, либо из-за их сильной неразвитости, либо из-за их неприятного свойства, либо по какой-то другой причине. Интеграция личного бес­сознательного всегда является, следовательно, сложным процессом и требует значительной моральной смелости. Без этого, однако, интеграция позитивного и конструктивного со­держания коллективного бессознательного невозможна.
"Осознавать" - это первое и главное требование для пси­хологической интеграции. Оно подразумевает удаление (вы­теснение) личных проекций и превращение в "деидентифицированного". Стать сознающим, следовательно, не является интеллектуальным действием, а подразумевает эмоциональ­ное качество реализации, в которое вовлечена вся личность целиком. Может быть, кто-то и осознает свои проблемы на интеллектуальном уровне, он может даже предоставить более или менее полный психологический анамнез своего невроза, но он не излечится до тех пор, пока не произойдет эмоцио­нальная реализация всей его личности в целом. Подлинная осознанность означает постоянную ответственность по отно­шению к центру, который представляется и воспринимается как "истина", быть же "бессознательным, не сознавать" зна­чит попасть в ловушку идентификаций и скрытых мотивов.
Ввиду двусмысленности значения терминов "сознательное" и "бессознательное" необходимо сделать дополнение. Как уже говорилось, в интегрированной личности инициатива распола­гается в области бессознательного, тогда как осознанный разум должен выбирать и решать. Очевидно, что термин "бессозна­тельное" имеет здесь другое значение, чем в заявлении о том, что "быть бессознательным - значит попасть в ловушку иденти­фикаций". В первом предложении слово "бессознательное" имеет положительное, прогрессивное значение, во втором же случае - отрицательное, регрессивное. Лучше всего это состо­яние можно описать как "бессознательное состояние", которое следует отличать от "бессознательного" как базиса психической жизни, на который ссылается "бессознательное состояние". Бессознательная психе по Юнгу является матрицей для созна­тельной психе. Первая гораздо старше и более обширна пос­ледней. Сознательную психе, представителем которой и высту­пает "эго", можно сравнить с незавидным положением верхуш­ки пирамиды, у которой отняли ее основание. Будучи гораздо старше и более обширнее сознательной, бессознательная пси­хе содержит образы и потенциальные воплощения, полные ин­стинктивной мудрости; они являются теми предметами, которые необходимо научиться воспринимать и интегрировать созна­тельной психе. В этом смысле термин "бессознательное" (более точно - коллективное бессознательное, или не-эго) дополни­тельно означает еще постоянную матрицу и питающий источник для сознательной психе. С другой стороны, Юнг определяет со­знательное мышление как "функционирование или активность, которая поддерживает связь психического содержимого с эго». (Jung, Psychological Types, p.536.)
В этом смысле "осознавать, быть осознающим" является непременной предпосылкой для психической интеграции, а "быть бессознательным" - значит не отдавать себе отчет о своем психическом содержимом и, следовательно, быть предоставленным их милости.
Из всего сказанного становится очевидным, что термин "со­знательное" также имеет двойной смысл. Если, с одной сторо­ны, "осознавать, быть осознанным" является условием психи­ческой интеграции и "осознанности" достижения этого, то, с другой стороны, не следует забывать, что "сознательная пси­хе" - только значительно меньшая часть целой психики. Осоз­нанное, сознательное мышление не идентично психе, поскольку психе - это общность всего психического содержимого, как со­знательного так и бессознательного. Ведь личность, идентифи­цирующая свое психическое содержимое только с сознательной психе, в большей или меньшей степени, но отсекает себя от ос­нования и корней своего бессознательного состояния, и пытает­ся осуществить общеизвестную операцию - отпилить сук, на ко­тором сидит. Когда сознательная психе отчуждается от своего базиса, то это обязательно приводит к дисбалансу и, следова­тельно, спустя определенное время, к деструкции. Таким обра­зом, только именно в тесной взаимосвязи сознательной и бес­сознательной психе можно понять их ценность и функции. Ког­да личность только "слишком сознательна", то она каким-то па­радоксальным образом пребывает в бессознательной действи­тельности бессознательного, то есть связь с инстинктами и веч­ными основами теряется и обратный путь вниз к истокам бессо­знательного должен открываться заново. Когда же, с другой сто­роны, в своей жизни личность слишком погружается в бессозна­тельное и когда она во многом идентифицирует себя с коллек­тивными образами, тогда сознательная сторона эго должна раз­виваться. (Эта проблема рассматривается детально в разделе "Эго и цикл жизни"). В целом, проблема реализации зависимос­ти от бессознательного и его творческой ценности, особенно в более глубоком безличностном коллективном слое становится главнейшей проблемой западного человека, с его всевозраста­ющей расчлененностью сознательного мышления и настойчи­вым требованием всемогущества. Восточная цивилизация едва ли осведомлена о существовании эго в нашем западном смыс­ле. Сознательное мышление западного человека, кажется толь­ко для того и существует, чтобы отделять себя от природы. По этой же причине особой задачей для Запада является соединение с внутренней природой, то есть с коллективным бессозна­тельным. Короче говоря, следует различать "сознательное мыш­ление" и "сознание, осознанность". В узком смысле слова "со­знательное мышление" - это та ограниченная часть психе, кото­рая противостоит бессознательной части психе и дополняет ее так, что они вдвоем создают цельную психе. "Сознание, осоз­нанность", с другой стороны, является результатом становления сознательного, большей или меньшей частью целой психичес­кой ситуации, охватывающей и бессознательную, и сознатель­ную части психе; таким образом, оно имеет более широкое зна­чение, чем термин "сознательное мышление", поскольку являет­ся наложением последнего на бессознательную основу психи­ческой ситуации. "Стать сознательным" в конструктивном смыс­ле этого слова - значит интегрировать и ассимилировать все больше и больше содержимое бессознательного, не упуская из виду фундаментальную взаимозависимость бессознательной и сознательной частей психе, что в результате приведет к более или менее полной осознанности. Иначе говоря, соединение с коллективным бессознательным постепенно приведет к более устойчивому и обширному сознанию. "Сознательная ассимиля­ция бессознательного содержимого" означает, таким образом, "взаимопроникновение сознательного и бессознательного со­держимого, а не - как многие думают - однобокую оценку, то есть интерпретацию и деформацию бессознательного содержи­мого сознательным мышлением". (Jung, Modem Man in Search of a Sou/, CW vol 16, p. 152.).
Решающая концепция аналитической психологии состоит в том, что психе является "саморегулирующейся системой", которая означает, что "бессознательные процессы... содер­жат все те элементы, которые необходимы для саморегуля­ции цельной психе». (Jung, Two Essays on Analytical Psychology, p. 189 CW vol 7 p. 175.)
Когда эти процессы саморегуляции понимаются надлежа­щим образом, когда сознательное и бессознательное рабо­тает вместе В конструктивном направлении, тогда цель индивидуации и интеграции личности может быть достигнута. Эта книга - попытка описать эту фундаментальную идею о пси­хе, как саморегулирующейся системе, стремящейся к индивидуации и интеграции личности.


БЛАГОДАРНОСТИ

Терпеливый и вдумчивый пересмотр английского текста мисс Моникой Кертис оказал огромную помощью во время всего последнего этапа составления этой…

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вторым ограничивающим фактором является то, что аналитическая психология - лишь одна среди многих школ современной психотерапии, каждая из которых… Третье и самое главное ограничение в том, что одним из основных отличий между… Такая концепция вызывает существенные ограничения главного метода, ведь сутью всего метода как раз и являет­ся в…

ИССЛЕДОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ

Возьмем, к примеру, сновидение тридцатилетнего мужчи­ны, адвоката, однобоко развитого интеллектуала с интуицией как вспомогательной функцией. Он… Из приведенных выше симптомов видно, что пациент об­ладал во многих отношениях… Во время анализа открылось, что, за исключением их пер­вой встречи двенадцать лет тому назад, его так называемые…

Эго и цикл жизни

Мы не оставим исканий,
И поиски кончатся там,
Где начали их; оглянемся,


СОЗНАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ

Для нас, психотерапевтов, этот вопрос важен в такой же мере, как и для пациентов. Не напоминает ли это старую сократову задачу: "Можно ли… Мне бы хотелось, чтобы с самого начала было всем ясно, что мои попытки дать… В качестве иллюстрации я решил избрать два сна, которые приснились сорокалетней женщине, уже довольно долго…

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ

С другой стороны, религия, по мнению многих психоло­гов, едва ли заслуживает рассмотрения, поскольку, как счи­тают они, она является всего лишь… Нужно указать, что утверждение, будто религиозный опыт происходит из… Религиозная действительность - это высшая форма ду­ховности, следовательно, религиозная активность не являет­ся…

ВКЛАД К.Г.ЮНГА В СОВРЕМЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Вот вопрос, представляющий наибольший интерес, что же означают труды К.Г.Юнга для современного чело­века, каков его вклад в современное сознание и… Никто лучше не осознает духовные обязательства, за­ключенные в психологии, чем… Задание, возложенное на Юнга этой осведомлен­ностью в духовных обязательствах психологии, не было легким. Это привело…

Словарь

Апперцепция - психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько сливается с уже име­ющимся, что его обозначают как понятие… Ассимиляция - усвоение нового содержания сознания с уже имеющимся обработанным… Дифференциация - развитие отличий, выделение частей из целого. Д. состоит в обособлении одной функции от других…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.