Конспект лекций по предмету "История религии"


Основные течения в исламе.

Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, для всех мусульман присуще довольно стойкое представление о принадлежности к общности людей, объединенных верой, интересами, культурой, историей. Однако это ощущение единства не смогло предотвратить политической, хозяйственной и социальной разобщенности мусульманских стран ни в средние века, ни в новое, ни в новейшее время. Хотя нередко оно становилось существенным фактором политической консолидации некоторых групп мусульманских государств.
Для более полного знакомства с течениями ислама остановимся на самых значительных из них - шиизме и суннизме.
1. Шиизм. Данное понятие происходит от арабского шаа, что означает присоединиться к кому-либо или группе приверженцев. Это общее название различных течений, признающих имама Али ибн Аби Талиба (зятя Мухаммада, мужа Фатимы) и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухаммада. Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников (Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, ал-Мик-дад и др.) выступила за преемство имама Али и за сохранение верховной власти в "семье Пророка", отвергая других претендентов.
В ходе борьбы за власть Пророка в начале второй половины VII в. эта группировка стала ядром движения, которое позднее привело к разделению мусульманской общины на две основные части - суннитов и шиитов. По своему значению этот раскол вышел за рамки династического соперничества за власть внутри Халифата, оказав огромное влияние на судьбу мусульманского
мира.
На базе религиозно-политической группировки Алидов, отстаивавшей кровнородственное право на власть, зародилось шиитское движение, взявшее на вооружение и проповедовавшее мистические представления о верховной власти. В противоположность суннитам и ариджитам, провозгласившим выборность главы общины, шииты, исходя из божественной природы верховной власти и рассматривая ее как таинственную эманацию "божественной благодати" в роду Али, принципиально отвергли саму возможность избрания имама-халифа. Опираясь на многочисленные предания и аллегорическое толкование отдельных мест в Коране, согласно которым Пророк якобы указал на Али как на своего преемника, шииты отстаивают принцип наследственной верховной власти его рода.
На протяжении всей истории ислама шииты с переменным успехом вели борьбу за возвращение власти потомкам Али. В настоящее время шиитского вероучения придерживается абсолютное большинство населения Ирана, часть населения Ирака, значительная часть населения Ливана, ЙАР, НДРЙ и Бахрейна, бывших социалистических республик Средней Азии. Шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах.
2. Сунниты (ахл ас-сунна ва-л-джамаа "люди Сунны и согласия общины") - само название большей части мусульман. Суннитская система догматов считается наиболее характерной для ислама вообще и идентифицируется с исламским "правоверием", хотя на самом леле не существует какого-либо обязательного для всех "вода мусульманских догматов.
Первая часть названия происходит от термина сунна" - пример, путь жизни Мухаммада как образец для мусульманской общины, зафиксирован в хадисах. Поскольку ислам признает непосредственное общение Пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммада считаются боговдохновенными; поэтому Сунна вместе с Кораном воспринимается суннитами как

богоданная основа ислама, указания правил жизни мусульманского общества. Сунниты отводят важную роль общине при решении основных религиозных и социальных проблем, возникающих перед мусульманами.
Соответственно этой общинной концепции политическая и духовная власть должна принадлежать имаму-халифу, избираемому общиной и наиболее подходящему по личным качествам и знаниям для претворения в жизнь заветов Корана. Шииты же считают, что родство с Пророком дает членам его рода Али "божью благодать", и только они могут управлять мусульманами.
Основными формальными признаками принадлежности к суннитам являются: признание законности четырех первых халифов, признание достоверности шести сводов хадисов, принадлежность к одному из четырех религиозно-политических толков - маликитскому, ханафитскому, ханбалитскому, шафиитскому.
Суфизм.
Суфизм (или ат-тасаввуф) - это мистико-аскетическое течение в исламе. Суфийские авторы часто возводят этимологию его названия к корню СФВ "быть чистым, непорочным" либо к выражению "ахл ас-суффа" (люди скамьи или навеса), которое применялось по отношению к особо преданным и богобоязненным последователям Пророка из малоимущих. Ныне общепринятой является точка зрения, высказанная еще средневековыми мусульманскими авторами, согласно которой понятие суфизм производное от слова суф, т.е. "шерсть", поскольку грубое шерстяное одеяние издавна считалось обычным атрибутом аскета-отшельника, "божьего человека", мистика.
Первоначально суфии не имели разработанной системы взглядов. Они проповедовали аскетизм, отказ от мирских желаний и пренебрежение земной жизнью, считали, что исступленное и частое совершение культовых действий (молитв, зикра) поможет человеку приобрести некую высшую благодать, которая приведет его к
высшему знанию", познанию Бога.
Становление и развитие суфизма шло параллельно .гановлению и развитию ислама. Начало формирования “[его мистико-аскетического течения относится примерно к середине VIII - началу IX вв. В то время термины "ат-тасаввуф" и "ас-суфи" еще не получили широкого распространения; вместо них обычно использо-
-ались слова зухд (аскет) либо близкое к нему абид 'богомолец, подвижник). Среди причин возникновения .! развития аскетико-мистических тенденций в исламе исследователи называют социально-политические неурядицы первых двух столетий существования мусульманской общины, породившие аскетические настроения, общее усложнение религиозной жизни, сопровождавшееся углубленными идейными и духовными исканиями, влиянием других религиозно-философских сис-'ем, и в первую очередь христианства.
Теоретическими предпосылками суфизма специа-.1 исты называют неоплатонизм Плотина с его тезисом о божественной эманации, о предметах мира как зеркале, ч котором отражается божественное, а также идеи буддизма с тезисом древнеиндийской философии о примате Абсолютной Реальности перед профаническим фено-минальным миром ощущений, и, наконец, идеи иси-азма христиан. Эти и другие теоретические предпосыл-
•и, пройдя сложный путь осмысления и переработки
•фименительно к арабской действительности, породили ч1нтез, ставший основой суфизма. Типичными чертами практики ранних суфиев было размышление над смыс-.^)м коранического текста, строжайшее следование его предписаниям и Сунне Пророка в повседневной жизни, многократная молитва, бдения и посты, отрешение от ^сего мирского, предание себя во власть божьей воли. Характерным для суфиев является также культ бедности (факр), эсхатологические и покаянные настроения, ^ гойкое перенесение страданий и лишений.
Наряду с практикой суфиев, ориентированных равным образом на удовлетворение духовных запросов народных масс, развитие получила и спекулятивно-
эзотерическая сторона учения, представлявшая интерес в первую очередь для образованных мусульман.
В среде суфийской интеллектуальной элиты, в полной мере усвоившей идеи мутакаллимов и философов, появились доктрины, обосновывающие мистическую практику и переживание как способ постижения тайн бытия, недоступный рациональному и традиционному знанию. Суфийские авторы в Х11-Х1У вв. широко использовали религиозно-философское наследие эллинистической и ирано-семитской культуры.
В середине XII - начале XIII в. в городах Аравии начинают складываться суфийские братства, в которых наставник обучал религиозно-мистической практике своих приверженцев. Члены братств совершали моления (зикры), упражнения, способные привести человека в религиозный экстаз, постились, предавались мистическим созерцаниям. Члены братств ставили задачу распространения своего влияния путем привлечения новых приверженцев в различных концах мусульманского мира. Многие братства имеют свои религиозно-философские доктрины, литературу, на которую они опираются. В ходе развития и функционирования суфийских братств образовалась и иерархия рангов, высшие ступени которой занимают суфийские шейхи (кутбы, мурши-ды). Суфийские братства распространены в большинстве мусульманских стран, хотя они уже утратили свое прежнее влияние.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.