Конспект лекций по предмету "История религии"


Исторические условия становления христианства

История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет. Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении которого формировались и шлифовались религиозные представления и верования.
Сама же история религиозных представлений и верований, со времени их возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и перехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние религиозные представления имели тенденцию к убыванию фантастичности мифологических образов и все более приобретали человеческую, антропоморфную форму. Большой конкретности и достаточной степени выразительности антропоморфизм божеств достигает на политеистической стадии развития религиозно-мифологических представлений, классические образцы которых лает мифология древних греков и римлян.
Высший этап развития религиозных представлений и верований в обществе тех далеких времен наступает, когда из многочисленного пантеона божеств на передний план выдвигается один. При этом часть существенных свойств и качеств различных богов переносится на одно, главное божество. Постепенно культ и поклонение одному богу вытесняет верования в других богов.
Эта тенденция или этап в развитии религиозных верований и представлений называется монотеизмом. Возникновение монотеистических представлений среди верующих было одной из предпосылок появления христианства. Однако данного явления в жизни человечест-
ва недостаточно, чтобы уяснить, хотя бы в общих чертах, сущность и особенности христианства как мировой религии.
Если же мы определили, что религиозные представления и верования являются своеобразным отражением условий существования человека на определенной стадии исторического процесса, то, естественно, нам необходимо рассмотреть исторические условия возникновения христианства на той территории, где оно начало культивироваться.
Христианство возникло в первом веке в восточной части Римской империи. В этот период Римская империя являлась классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. Однако к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и оно находилось в стадии упадка и распада. На его территории установились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований.
Это было вызвано рядом факторов:во-первых, шел процесс разложения национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в римскую эпоху;во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных и племенных верований и обычаев -синкретизм. Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представлений и образов, имевших тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества.
Широкое распространение получили мифы и культы Осириса и Исиды, Аттиса и Кибед^, Адониса и Афродиты. На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероучений и культов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути не сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило эти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Но наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко

выраженным монотеизмом.
Своими корнями христианство, в первую очередь, восходит к учениям иудейских религиозных сект. Иудея на рубеже нашей эры находилась в составе Римской империи и под управлением ее наместников, но в решении некоторых жизненно важных вопросов, прежде всего, судебных и религиозных, была предоставлена автономия жречеству во главе с первосвященником Иеру-салимского храма и синедриону.
Вторая половина 1 в. до н.э., весь 1 в. н.э. были временем непрерывных выступлений народонаселения Иудеи против римского владычества. Все эти выступления безжалостно подавлялись, что подготовило почву для возникновения в среде угнетенных иудеев эсхатологических идей. Сыграла свою роль и достаточно устойчивая иудейская традиция ожидания Мессии - спасителя, который поможет угнетенным освободиться от власти чужеземцев.
Непрерывная борьба с могущественными врагами за независимость, опустошительные вражеские нашествия, все усиливающаяся эксплуатация иудеев привели к образованию диаспоры (пребыванию части народа вне пределов своей родины), которая постепенно отдалялась от жречества Иерусалимского храма. В результате этого и других обстоятельств в иудаизме образовалось ряд течений: фарисеи, саддукеи, ессеи. Первые два течения в той или иной мере были традиционными.
Что же касается ессейства, то оно, возникнув во II в. до н.э., в своих идеях и в организации общин заключало уже многое из того, что затем получило развитие в раннем христианстве. Наши сведения о ессеях значительно пополнились после находок(1947 г.) древних рукописей в Кумранских пещерах на берегу Мертвого моря.Ессеи признавали абсолютность божественного предопределения и отличались сильной верой в бессмертие души. Как правило, члены их сект находились в оппозиции к официальному иудаизму, решительно осуждали рабовладение, торговлю, стяжательство. Постепенно ес-
сей начали отходить от сложной религиозной обрядности официального иудаизма.
Кроме названных оппозиционных к иудаизму общин ессеев, в диаспоре возникали аналогичные религиозные общины. Это было обусловлено утратой иудеями прежнего социального и идеологического единства.
Действовавшие в Палестине Моисеевы законы более не сдерживали их. Библейское вероучение сохранялось, однако воспринимаемый издали Мессия утратил многие признаки династического и военного освободителя, особенно после провала попыток Ирода реставрировать царство. Новый язык иммиграции, отличный от оригинала, придавал новое звучание идеям, исповедуемым их общинниками.
В процессе религиозных поисков на фоне упадка и разложения Римской империи формируется и внедряется в сознание верующих идея равенства, идея спасения, идея возможности получения и обретения счастья в потустороннем мире. Заметную роль в становлении и развитии раннехристианских верований сыграл религиозный синкретизм, а также некоторые философские идеи. Исследователи возникновения христианства отмечают, в частности, огромное влияние философских идей неоплатоников на процесс становления идеологии христианства.
Неоплатонизм представляет собой систему позд-неантичного идеализма, включившего в себя многие положения и образы античных религиозно-мифологических учений и сказаний.
Основоположник этого направления в философии Плотин (ок. 203-270) систематизировал объективный идеализм Платона. В своих теоретических построениях он использовал также некоторые идеи и взгляды Аристотеля. Источник бытия Плотин видел, прежде всего, в сверхприродном начале, которое мыслилось им как чистое и простое единство, полностью исключающее всякую множественность. Источник бытия, или Единое, непознаваемо, недоступно не только чувственному восприятию, но и рассудку. Это Абсолют, который ни от

чего не зависит, в то время как все прочее существование зависит от этого Абсолюта. Единое не творит, а излучает из себя все прочее бытие.
Основанный Плотином неоплатонизм стал самым влиятельным направлением позднеантичной философии. Это направление выражало главным образом мировоззренческие устремления "интеллектуальных верхов империи. Идеи неоплатонизма не нуждались в каких-либо религиозных одеяниях, но христианство приспособило его к своим нуждам и на этой основе развило свое учение.
Можно с определенностью сказать, что христианство возникло как синтез иудаизма, эллинистической философии, учения стоиков и некоторых других элементов культурной жизни Римской империи. Уникальность этого синтеза состояла в том, что христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смогло объединить достижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации,' оставив за порогом дряхлые одежды родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований. Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистан-цироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов.
Новая религиозная система представляла собой противоречивый комплекс идей, часто даже логически не согласующихся между собой. Это объясняется во многом тем, что христианство зарождалось и развивалось в ходе контактов друг с другом многих этносов и объединило многие "модели мира", выработанные в своеобразных социально-экономических, этнических и культурных условиях. Христианской религии нужно было пройти сложный путь приспособления к окружающему обществу, а обществу - пережить и осознать крах античных мировых порядков, чтобы эта религия смогла стать господствующей и государственной.
Важную роль в становлении христианства, сыграла демократичность первоначального христианства, которая проявилась прежде всего в организации общин ве-

рующих. Следует подчеркнуть в этой связи, что возникновение и торжество первоначального христианства обязано и идее равенства, содержащейся в нем. Массовый характер идея равенства в античности приобрела благодаря христианскому вероучению и организации жизнедеятельности первых его общин. Естественно, идея равенства, содержащаяся в христианском вероучении, была сформулирована в сугубо религиозной форме как равенство всех людей в качестве греховных "тварей" перед могущественным и всемилостивым Богом. Желание равенства, всегда жившее в глубинах народного сознания, способствовало широкому распространению данной религиозной системы и породило демократическую организацию раннехристианских общин с их совместными трапезами, общностью имущества, взаимопомощью и взаимоподдержкой. В первое время существования христиан в их общинах отсутствовал церковный клир, что является одним из показателей действительно демократических форм организации общинной жизни.
Христиане принимали всех, кто приходил к ним, и не скрывали своей принадлежности к новой религии. Однако по мере того, как христианские общины становились прибежищем все большего числа богатых и зажиточных людей и все более многочисленными и богатыми, менялась их структура. В них постепенно появился клир - постоянные служители культа и управляющие имуществом. Так возниклипресвитеры (старейшины), диаконы (служители),епископы (надзиратели). Клир вскоре объявил себя единственным носителем и выразителем божественной благодати и в дальнейшем через церковное учение и церковные законы закрепил за собой эту функцию. Свою монополию на божественную благодать служители культа возводили к двенадцати апостолам - ученикам самого Иисуса Христа.
Общий кризис античного мировоззрения, гнет императорской власти способствовали вступлению в ряды новой веры все большего числа богатых и образованных людей. Естественно, что именно они, более образованные и опытные в управлении, заняли прочные 48
позиции в руководстве многими общинами. Усилению их позиций способствовал общий спад пророческого движения, надежда на скорое второе пришествие Спасителя, все возрастающая необходимость приспосабливаться к существованию в рамках государственности.
Отдельные церковные деятели начинали выступать за единовластие епископов, которые в последствии стали руководителями общин во всех вопросах, в том числе и вероучения.
В течение1-11 вв., параллельно с формированием в христианских общинах постоянного аппарата управления, с появлением и развитием литературы по вопросам вероучения, все яснее определялось направление, которое выступало за сближение с римским государством, за подчинение его распоряжениям, если они только не противоречили культовой практике христиан.
Отношение последователей нового учения к иноверцам определялось чувством превосходства их религии, которым они компенсировали свою приниженность в реальной жизни.
Однако уже в ранний период развития христианство испытало на себе влияние предшествующих религий и, в первую очередь, язычества. Так, под влиянием последнего одни божества превращались в сознании верующих христиан в злые силы, другие, наиболее популярные среди неофитов, сливались в их представлении со святыми и ангелами.
В реальной жизни христиане должны были постоянно вступать в различные отношения с представителями различных верований, что вынуждало большинство христианских общин проявить веротерпимость. Этому способствовало и отсутствие замкнутости христианских организаций, обращение их проповеди ко всем, кто был готов принять новое учение. Существенным обстоятельством, повлиявшим на характер развития раннего христианства, были и так называемые "гонения на христиан".
Христианство возникло как религия униженных и оскорбленных, угнетенных рабством, воплотив в себе про-


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.