Конспект лекций по предмету "География"


Индивидуальное районирование

Если мы, районируя снизу, выделяем сетку первичных (самых мелких, которые нам нужны) единиц, то про нее еще нельзя сказать, типологиче­ское это районирование или индивидуальное. Это просто беспорядочный конгломерат контуров. Только дальнейшие операции могут проявить его природу. Эти операции бывают двоякими: или исследователь начинает искать, нет ли у разных контуров общих черт по учитываемым классифи­кационным признакам, и, найдя их, объединяет в типы ландшафта, или он обращает внимание на индивидуальность каждого контура и тогда, дав каждому название, описывает их как неповторимые объекты.
Дальнейшее укрупнение идет по разным путям, и два метода райони­рования все больше расходятся. В типологическом районировании мы со­единяем по обобщенному классификационному признаку несколько типов ландшафта. При индивидуальном районировании мы начинаем подбирать к одному контуру несколько соседних, группируя их в регион следующей таксономической единицы. При этом мы обращаем внимание на то, чтобы в него вошло как можно больше выделов того же типа ландшафта, как и первый, послуживший основанием группировки, или чтобы в него вошли типы ландшафта нескольких, более или менее контрастных типов, но за­кономерно повторяющихся на некоторых площадях.
Всегда, выполняя индивидуальное районирование, желательно опи­раться на заранее произведенное типологическое, на котором нанесены контуры, по крайней мере, на единицу более низкого ранга, чем тот, с ко­торого начинается индивидуальное. Возможной заменой его может послу­жить серия отраслевых карт того же масштаба. При продолжении индиви­дуального районирования «вверх» желательно иметь и соответствующее ему типологическое районирование более высоких рангов.
При индивидуальном районировании часто в пределы региона входят чуждые включения, может быть, совсем иного генезиса. При типологиче­ском районировании их бы обязательно выделили в отдельный контур, как не обладающих тем свойством, которое принято в качестве классификаци­онного признака. При индивидуальном - они включаются в ближайший соседний регион, так как единообразие не является обязательным услови­ем для последнего. Для него важнее территориальная целостность.
Б. Б. Родоман нарисовал схему логических операций, сопровождаю­щих переход типологического районирования в индивидуальное. Сбор нового материала, по Б. Б. Родоману, происходит дважды: когда точкам на местности дается характеристика, позволяющая их классифицировать, и когда происходит превращение типологического районирования в индиви­дуальное, позволяющее подчеркнуть индивидуальность районов в описа­нии. По А. Д. Арманду при переходе к индивидуальным регионам проис­ходит, прежде всего, слияние типологических районов, их укрупнение.
Во включении чуждых участков ради цельности региона заключается основное принципиальное отличие индивидуального районирования от . типологического. При индивидуальном районировании допускается до­полнительный волевой акт по сравнению с типологическим, его подсти­лающим. Поэтому субъективность при выделений регионов всегда боль­ше, чем при выделении типов ландшафта, и соответственно научная цен­ность индивидуального районирования меньше, чем типологического. Кроме того, типологические единицы районирования в большей мере объединены генетически, чем индивидуальные.
После выяснения свойств индивидуального районирования мы можем дать его определение. Индивидуальное ландшафтное районирование заключается в объединении смежных территорий, состоящих преимуще­ственно из одних типов ландшафта или из определенных сочетаний раз­ных типов ландшафта. В выделяемый регион входят и небольшие чуждые контуры, если они заключены в него или встречаются на его границах, они присоединяются к тому или иному соседнему региону по усмотрению ис­следователя. Решающим к в этом случае является критерий цели.
Индивидуальное районирование необходимо для образовательного процесса, особенно на его ранних ступенях. Карты индивидуального рай­онирования нужны как приложение к страноведческим описаниям, нося­щим общедоступный характер, и к атласам, где они исполняют обязан­ность обзорных карт, поясняя в общих чертах, «где что есть». Эти карты также используются как подложка второго яруса под экономико-географические карты. При перенесении на экономико-географические карты не нужно копировать их границы, но полезно иметь их в виду.
При практическом осуществлении индивидуального районирования первый вопрос, который встает, это опять-таки, сверху или снизу целесо­образно начинать. Здесь ответ будет обратный по сравнению с типологи­ческим районированием. Только при районировании снизу мы можем в полной мере использовать ранее выделенные типы местности и таким об­разом уменьшить субъективность районирования. Да и по самому смыслу операции, в то время как при типологическом районировании мы преиму­щественно анализируем и выделяем территориальные различия, при ин­дивидуальном мы синтезируем регионы из разнородных частей, хотя и обладающих некоторыми общими свойствами.
Таким образом, для каждого вида районирования характерно приме­нение волевых решений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.