Информационное обеспечение криминологических исследований включает совокупность следующих элементов: криминологической информации; целенаправленной деятельности по ее собиранию, систематизации, анализу; организационно-технических средств; субъектов этой деятельности.
При этом под криминологической информацией понимаются сведения о преступности, ее причинах и явлениях, с ней связанных, о личности преступника и причинах индивидуального преступного поведения, о предупреждении преступлений и факторах, определяющих его параметры.
Объем и содержание требуемой для проведения криминологических исследований информации определяются исходя из задач, стоящих перед исследователями, из их информационных потребностей. К числу таких потребностей относится отсутствие или недостаток криминологической информации: о состоянии объектов профилактического воздействия; о социальных условиях, влияющих на преступность и профилактическую деятельность; о субъектах профилактики преступлений и принимаемых ими мерах.
Рассмотрим эти виды информации более подробно.
Информация о состоянии объектов профилактического воздействия. Исследование причин совершения преступлений должно начинаться с анализа основного объекта профилактического воздействия - преступности.
В рассматриваемую группу информации, как правило, включаются следующие основные сведения:
- абсолютное количество зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, на обслуживаемой территории за определенное время (год, полугодие, квартал, месяц), т.е. данные, характеризующие такой показатель преступности, как ее объем. Источниками этой информации являются материалы статистической отчетности (формы N 1 и формы N 2);
- количество преступлений различных групп и видов (по степени тяжести, форме вины, объекту преступного посягательства и т.д.) в общем количестве преступлений, а также количество лиц различных групп (по возрасту, полу, образованию, роду занятий и т.д.) в общем количестве лиц, совершивших преступления, т.е. данные, характеризующие качественный показатель преступности - ее структуру;
- количественное соотношение преступлений (преступников) к численности населения, взятого обычно в 10- или 100-тысячных долях, т.е. данные, характеризующие интенсивность (уровень) преступности. При этом следует иметь в виду, что наряду с общим коэффициентом преступности вычисляются специальные коэффициенты, т.е. определяются распространенность и интенсивность проявления отдельных групп и видов преступлений;
- данные, характеризующие изменения любых из приведенных показателей преступности во времени (не менее чем за 5 лет, чтобы элиминировать, сгладить случайные колебания показателей преступности), т.е. динамику преступности. При этом прослеживаются так называемые сезонные колебания преступности, т.е. число преступлений, совершаемых в различные месяцы и сезоны года, а также (при необходимости) колебания преступности в различные дни недели и часы суток.
Информация о структуре, уровне и динамике преступности относится к преобразованной информации, в то время как информация об объеме преступности - к исходной.
Наряду с указанными видами информации важное значение для углубленного изучения объекта профилактического воздействия имеет информация о следующих факторах: а) количество проживающих на обслуживаемой территории судимых лиц, в том числе прибывших из мест лишения свободы, а также условно осужденных; б) количество лиц, подвергшихся мерам индивидуального профилактического воздействия; в) количество серьезных административных правонарушений и лиц, подвергнутых административным взысканиям; г) количество лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель; д) количество несовершеннолетних, дела о правонарушениях которых рассмотрены комиссиями по делам несовершеннолетних, а также количество подростков, доставленных в подразделения органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, и т.д. Источниками этой информации могут служить данные органов внутренних дел и других субъектов профилактики преступлений.
Значительный практический интерес для информационного обеспечения криминологических исследований и последующей профилактики преступлений и иных правонарушений имеют данные моральной статистики, о необходимости возрождения которой неоднократно писали ведущие ученые-юристы и практические работники. Отсутствие данных об аморальных явлениях в определенной степени затрудняет получение достаточно полной и объективной информации о том, насколько интенсивно они влияют на состояние и динамику преступности, следствием чего является сложность оценки результативности конкретных мероприятий профилактического характера.
Не вдаваясь в обсуждение вопроса о содержании моральной статистики, отметим лишь те виды негативных явлений, которые оказывают наибольшее влияние на состояние, уровень и динамику преступности. К соответствующим сведениям в первую очередь должны быть отнесены данные, характеризующие:
- состояние и уровень пьянства и алкоголизма (как в целом по городу, району, так и по отдельным предприятиям, учреждениям), производство и потребление алкогольных напитков (источники информации - данные наркологических кабинетов, результаты криминологических исследований и т.д.);
- количество лиц, злоупотребляющих наркотиками, занимающихся токсикоманией и состоящих на учете, производство и сбыт наркотических веществ (источники информации - данные органов внутренних дел, здравоохранения);
- количество лиц, занимающихся бродяжничеством (источники информации - данные органов внутренних дел);
- детскую безнадзорность, оставление школ детьми и подростками, нарушения закона об обязательном среднем образовании (источники информации - данные подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов образования);
- количество безработных лиц (источники информации - биржи труда);
- количество лиц, лишенных родительских прав, осужденных к уплате алиментов, количество неполных семей (источники информации - данные судов, результаты переписи населения и т.д.);
- количество самоубийств и покушений на них (источники информации - данные органов прокуратуры, внутренних дел, здравоохранения);
- моральную распущенность: количество лиц, занимающихся проституцией, страдающих венерическими заболеваниями и СПИДом, находящихся на учете в венерологических диспансерах (источники информации - данные органов внутренних дел и здравоохранения).
Поскольку большинство сведений, характеризующих нравственное состояние общества, в централизованном порядке в органы уголовной юстиции не поступает, нужная информация может быть получена из соответствующих источников лишь по специальным запросам, а также путем проведения отдельных выборочных исследований.
Рассмотренный перечень видов информации, характеризующей объект профилактического воздействия, является, безусловно, ориентировочным. В зависимости от конкретных условий места и времени, целей и задач информационного обеспечения он может изменяться и дополняться.
Информация о состоянии социальных условий, влияющих на преступность и профилактическую деятельность. В отечественной криминологии преступность рассматривается как социальное явление, находящееся в самых разнообразных связях и отношениях с другими явлениями. Этот исходный тезис обусловливает всестороннее изучение различных аспектов влияния на преступность социальных условий, с которыми она связана и взаимодействует.
При этом, как правило, рассматриваются три основные сферы, в которых индивид вступает в определенные общественные отношения и реализует свои социальные возможности: производство; общественно-политическая жизнь и культура; семья, быт и потребление. Представляя собой относительно самостоятельные области общественной жизни, эти сферы, тем не менее, очень тесно переплетаются друг с другом. Следует также отметить, что каждая из них может быть в свою очередь разделена на ряд различных сторон социальной действительности, в которых происходит формирование отношения граждан к закону, правовым институтам и нормам, правилам и обычаям демократического общества.
Такой подход позволяет планово воздействовать на преступность и иные правонарушения в целях обеспечения безопасности правоохраняемых ценностей, снижения объема и интенсивности преступных проявлений с помощью не только мер правового порядка, но и, что самое главное, через оптимизацию половозрастной структуры города, района, баланса рабочей силы, миграционных процессов, социальной структуры, духовной жизни населения, рационального использования свободного времени и т.д.
Информацию о социальных условиях, влияющих на преступность, можно представить в виде нескольких групп.
Сведения об экономических (материальных) условиях: структура и уровень доходов населения; структура и уровень потребления (данные о размерах расходов на питание, одежду, обувь, хозяйственные нужды и другие цели); степень дифференциации доходов и потребления в различных социальных группах; численность и удельный вес населения и средний размер жилой площади на душу населения в городах и поселках городского типа; численность и удельный вес населения, проживающего в общежитиях; объем бытовых услуг (в рублях на душу населения); степень удовлетворенности людей своим реальным материальным положением; коэффициент текучести кадров; транспортные связи (железнодорожные, шоссейные, водные, воздушные пути сообщения) и т.д.
Сведения о социально-демографических условиях: численность и плотность населения; половозрастная структура; национальный состав; структура населения по социальному положению, образовательному уровню, роду занятий, семейному положению; соотношение городского и сельского населения, темпы изменения этого соотношения; структура и уровень миграционных процессов, в том числе в различные времена года, удельный вес в этой структуре маятниковой миграции.
Сведения о социокультурных условиях: уровень и структура материальной базы обеспечения культурных нужд, в том числе сведения о количестве и посещаемости театров, музеев, кинотеатров, библиотек и других учреждений культуры представителями различных социальных групп; размеры расходов на культурные мероприятия (приобретение книг, журналов, газет, посещение театров, концертов, туристические поездки); количество спортивных сооружений, залов, секций, кружков и удельный вес лиц, охваченных физкультурой и спортом во всем населении; характер культурных потребностей и ценностных ориентаций в сфере культуры (в частности, характер предпочтений в выборе тех или иных культурных мероприятий); уровень нравственного сознания и культуры поведения.
Сведения об условиях труда: содержание и условия труда (уровень механизации труда и квалификации работников) раздельно по отраслям народного хозяйства (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.); состояние и уровень трудовой активности и т.д.
Сведения об условиях быта и досуга: материальные условия быта (удельный вес семей, проживающих в отдельных квартирах, частных домах, семейных общежитиях; набор предметов быта, круг и объем бытовых услуг; характер оценки своего жилищно-бытового положения различными социальными группами); характер и степень распространенности бытовых конфликтов, их мотивы и причины; характеристика основных ориентаций бытовых микрогрупп и их членов; интенсивность общения с лицами, ранее судимыми, злоупотребляющими алкоголем, отличающимися аморальным поведением; удельный вес преступлений, совершенных на бытовой почве в общем количестве преступлений; удельный вес разводов в общем количестве заключенных браков (раздельно по годам); содержание и объем досуговых мероприятий; распределение выявленных оценок, мнений по вопросам досуга и т.д.
Источниками информации о социальных условиях, влияющих на преступность и профилактическую деятельность, также могут быть: данные органов уголовной юстиции; местных статистических органов; материалы выборочных криминологических исследований, а также результаты выборочных опросов населения, проводимых различными институтами изучения общественного мнения.
Информация о состоянии субъектов профилактики преступлений. Данную группу образуют сведения о силах и средствах субъектов профилактики преступлений и результаты анализа их деятельности. Профилактикой преступлений наряду со специализированными субъектами (органами уголовной юстиции) занимаются различные государственные органы и общественные формирования, но получить исчерпывающую информацию о силах и средствах каждого - чрезвычайно сложная задача. Поэтому в управленческих целях достаточно иметь достоверные сведения лишь о специализированных субъектах профилактики.
В первую очередь необходимы сведения о численности личного состава органов уголовной юстиции и его обеспеченности служебными помещениями, транспортом, средствами связи и др.; о нагрузке на их работников в расчете на численность населения (например, на одного участкового инспектора милиции), на количество преступлений (например, на оперативного работника), на количество уголовных дел (например, на следователя); сведения об общественных формированиях (их силах и средствах), добровольных дружинах (их число и количество дружинников).
В действующей системе статистической отчетности не предусматривается специальное выделение блока криминологической информации, что, однако, не означает отсутствие в ней такой информации. Такого рода информация в достаточном для анализа и оценки преступности и результатов правоохранительной деятельности объеме содержится, в частности, в тех формах отчетности, которые отражают деятельность соответствующих органов и служб на всех этапах применения уголовно-правовых норм - начиная от выявления и регистрации совершенного преступления и кончая снятием и погашением судимости.
Кроме того, она может содержаться и в иных документах и материалах, каковыми, например, являются:
- статистическая отчетность органов уголовной юстиции, отражающая их деятельность по применению уголовно-правовых норм и заменяющих их мер;
- аналитические справки, обзоры, отчеты и т.п., характеризующие деятельность отдельных субъектов уголовно-правовой борьбы по различным ее направлениям и видам (например, с преступностью несовершеннолетних, рецидивной преступностью, посягательствами на собственность и т.д.);
- уголовные дела и материалы об отказах в возбуждении уголовных дел, характеризующие применение конкретных норм уголовного права органами дознания, предварительного следствия и судами;
- материалы Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
- частные определения судов и представления прокуроров по конкретным уголовным делам;
- материалы проверок нижестоящих органов уголовной юстиции вышестоящими, отражающие состояние законности при осуществлении правоприменительной деятельности, в том числе при регистрации и учете заявлений и сообщений о преступлениях, квалификации содеянного, избрания меры пресечения и т.д. Сюда же относятся материалы проверок, осуществляемых прокурором в рамках прокурорского надзора за дознанием и предварительным следствием;
- материалы научных исследований по проблемам уголовно-правовой борьбы с преступностью, ее предупреждения;
- иные материалы, характеризующие отдельные аспекты такой деятельности (выступления в печати, письма, заявления и жалобы граждан и др.).
Рассмотренные подходы к определению видов и источников информации, разумеется, не исчерпывают всех имеющихся возможностей их классификации, но основной принцип - соответствие той или иной классификации целям и задачам познания реальностей, складывающихся в сфере информационного обеспечения криминологических исследований и последующей профилактики преступлений, их учет при разработке теоретических и практических проблем - во всех случаях сохраняет свое значение.