Конспект лекций по предмету "Бухгалтерский учет"


Лекция 2. Понятие бухгалтерского учета

- Предмет бухгалтерского учета
- Объекты бухгалтерского учета
- Основные задачи бухгалтерского учета
- Методы бухгалтерского учета
- Основные требования к ведению бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет нельзя отождествлять со счетоводством, под которым понимают сам процесс ведения бух­галтерского учета, регистрации хозяйственных операций и хранение учетной документации. Счетоводство — лишь член, бухгалтерского учета, призванного создать инфор­мационную систему, удовлетворяющую пользователя.
Предметном бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает вся хозяйственная деятельность предпри­ятия, т. Е. бухгалтерский учет представляет собой упоря­доченную систему сборов, регистрации и обобщения ин­формации в денежном выражении об имуществе, обяза­тельствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйствен­ных операций.
Суть предмета бухгалтерского учета — средства пред­приятий и их источники постоянно изменяются, совершая кругооборот из четырех стадий:
• заготовка материальных ценностей (снабжение) — приобретаются товарно-материальные ценности раз­личного вида, необходимые для осуществления про­изводственных и хозяйственных нужд, и товары для реализации;
• процесс производства продукции — осуществляет­ся основная задача предприятия: изготовляется про­дукция, оказываются услуги, выполняется работа;
• процесс реализации продукции, услуг — осуществ­ляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, а выручка от реализации про­дукции, выполненных работ и оказанных услуг за­числяется на расчетный счет, или возникает деби­торская задолженность;
• процесс обращения — включает расчеты с различ­ными кредиторами и дебиторами.
Кругооборот хозяйственных средств и является пред­метом бухгалтерского учета на предприятии.
Можно сказать, что бухгалтерский учет выступает звеном, соединяющим хозяйственную деятельность организации и лиц, принимающих решения. Данные о хозяйственной дея­тельности являются входом в систему бухгалтерского учета, а полезная информация для лиц, принимающих решения, — выходом из нее.
Бухгалтерский учет обязаны вести все предприятия, организации и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, нахо­дящиеся на территории страны. Общество или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ведут учет доходов и рас­ходов и составляют отчетность в порядке, предусмотрен­ном налоговым законодательством.
Объектами бухгалтерского учета являются:
• имущество организации (основные средства, мате­риально-производственные запасы, нематериальные активы, финансовые вложения, денежные средства и др.);
• собственный капитал (уставный капитал, добавоч­ный капитал, резервный капитал, фонды специаль­ного назначения, резервы, нераспределенная при­быль);
• задолженность других организаций (дебиторская) и обязательства сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы);
• хозяйственные операции, вызывающие изменения в составе имущества и обязательств. Операции являются фактами хозяйственной деятельности органи­зации. Они могут быть двусторонними, т. Е. совер­шаться между независимыми партнерами (напри­мер, при купле-продаже), и односторонними (поте­ри от стихийных бедствий, амортизация основных средств и т. П.). В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ сформулированы следующие задачи:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном по­ложении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учре­дителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кре­диторам, налоговым органам, органам статистики;
• обеспечение информацией, необходимой внутрен­ним и внешним пользователям бухгалтерской отчет­ности для контроля за соблюдением законодатель­ства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесо­образностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов в соответствии с утвер­жденными нормами, нормативами и сметами;
• предотвращение отрицательных результатов хозяй­ственной деятельности и выявление внутрихозяй­ственных резервов, обеспечение ее финансовой устой­чивости.
Задачи бухгалтерского учета решаются посредством ис­пользования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными яв­ляются:
— документация;
— инвентаризация;
— оценка и калькуляция;
— применение счетов; — использование двойной записи;
— баланс;
— отчетность.
Использование этих элементов оговорено в соответству­ющих положениях, инструкциях, разработанных и утверж­денных в установленном законодательством порядке.
• Документация — письменные свидетельства о со­вершенных хозяйственных операциях, придающие юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерско­му учету сплошное непрерывное отражение хозяй­ственной деятельности предприятия.
Инвентаризация позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финан­совых обязательств выявить их фактическое состоя­ние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допу­щенные потери, хищение, недостачи.
• Оценка — способ, с помощью которого хозяйствен­ные средства получают денежное выражение.
• Калькуляция — способ группировки затрат и исчис­ление себестоимости.
• Счета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каж­дый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Свои название они получили от названия сторон баланса и отражают их содержание: активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и разме­щению, пассивные — для учета источников хозяй­ственных средств по их целевому назначению.
• Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное от­ражение изменений объектов бухгалтерского учета в дебете и в кредите счетов в одной и той же сумме.
• Балансовое обобщение — способ экономической группировки и обобщения информации путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования.
• Бухгалтерская отчетность — единая система ин­формации о финансовом положении хозяйствующе­го объекта за определенное время.
Основными требованиями к ведению бухгалтерского учета являются:
• наличие первичных документов, на основании кото­рых отражаются в учете хозяйственные операции;
• своевременность и правильность отражения хозяй­ственных операций на счетах бухгалтерского учета;
» ведение бухгалтерского учета имущества, обяза­тельств и хозяйственных операций организации в ва­ютее РФ, т. Е. в рублях;
• обособленность имущества, принадлежащего другим организациям, от собственного имущества организа­ции;
• непрерывность ведения бухгалтерского учета орга­низацией с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвида­ции в порядке, установленном законодательством РФ;
• ведение организацией бухгалтерского учета иму­щества, обязательств и хозяйственных операций пу­тем двойной записи на взаимосвязанных счетах бух­галтерского учета;
» соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.