Конспект лекций по предмету "Богословие"


Епископ Ириней (Орда) о мессианских местах в книге Притчей

Епископ Ириней касается анализа книги Притчей в своем «Руководстве к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета».[16] Он говорит о названии книги, ее значении, цели, сущности ее содержания, составе и времени происхождения, об ее употреблении в Православной Церкви, а также последовательно излагает содержание книги Притчей по смысловым ее фрагментам.
Говоря о мессианских местах в книге Притчей, епископ Ириней комментирует их в объединенном разделе, указывая, что главы 8 и 9 являются заключением вводного отдела книги.
Он пишет: «Премудрый слышит голос самой премудрости. Она взывает ко всем людям с высоких и многолюдных мест (8, 1-3) и, заметив, что уроки ее полны истины и важности, изображает (4-11) свои божественные свойства и действия, как Премудрости ипостасной; она дает последователям своим власть и богатство, и благополучие (12-21); она совечна Богу Творцу (22-26)».[17] О толковании важного в богословском смысле 22 стиха 8 главы «Господь созда (стяжа) мя начало путей своих в дела своя» епископ Ириней отмечает, что еврейский текст имеет здесь «канани» - приобрел, следовательно, вместо стоящего в греческом тексте «эктисе» - создал, правильнее будет, как заметили еще святые отцы в спорах с арианами, «эктисато» - стяжал, как в переводе Акилы и др. и в Вульгате (possedit).[18]
Характеризуя ипостасную Премудрость, епископ Ириней также отмечает, что она является соучастницей в творении и промышлении мира (27-31); и теперь она приглашает всех к слушанию своих уроков, обещая делать их мудрыми и счастливыми (32-36). Вот она устроила себе величественный дом о семи столбах и приготовила в нем обильную трапезу для всех желающих вкусить мудрости, приглашая особенно безумных и неопытных (9, 1-10) и прибавляя, что только таким образом можно прожить долго (11-12). Напротив, как замечено у LXX, следующий лживым обещаниям обманщиков лишается всего. И потому, хотя безумие приглашает на подобную же вечерю слабоумных (13-18), но мудрость удерживает своих чад от последования сему приглашению.
Епископ Ириней говорит, что в изображаемой в 8 и 9 главах премудрости нельзя не узнать ту Божию Премудрость (1 Кор. 1, 24), о которой евангелист Иоанн говорит в начале своего евангелия: «В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово; Сей бе искони у Бога. Вся тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1, 1-3 = Колос. 1, 16), и в которой «вся сокровища премудрости и разума сокровена» (Кол. 2, 3). Здесь не олицетворение только одного из свойств Божиих, но указание на действительное личное существование Бога-Слова, вечной Премудрости, как это подтверждается и указанием новозаветных писателей и верованием Отцев Церкви и всею речью Премудрости о себе. Аз премудрость вселих, - говорит она о себе, - совет, и разум, и смысл аз призвах (8, 12); мною царие царствуют, и сильнии пишут правду (законы) (15); Господь стяжа мя начало путей своих в дела своя (прежде дел своих); прежде век основа (русск. помазал) мя; в начале, прежде неже землю сотворити; прежде неже горам водрузитися, прежде же всех холмов рождает мя; егда готовяше небо, с ним бех; и егда полагаше морю предел его, да воды не мимо идут уст его, и крепка творяше основания земли, бех при нем устрояя (ст. 22, 23, 25, 27, 29). Эта Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь, закла своя жертвенная и раствори в чаше своей вино, и уготова свою трапезу; посла своя рабы созывающи с высоким проповеданием (на чашу) глаголюще: иже есть безумен, да уклонится ко мне, и требующим ума рече: придите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам (9, 1-6).
Епископ Ириней отмечает: «В Евангелии Христос приточно уподобляет царствие Божие человеку царю, иже сотвори браки сыну своему и посла рабы своя призвати званныя (Мф. 22, 2-3). Этот человек царь есть Бог Отец, устрояющий на земле чрез Сына и для Сына Своего брачный пир, на который созовет многих. Дом премудрости, в котором должен происходить этот пир, по изъяснению святых отцов, есть пречистая плоть Христова (св. Игнатий Богоносец), или лучше есть Церковь Божия на земле (св. Амвросий, блаж. Августин и др.); ее семь столбов – семь таинств, низводящих на верующих седмичисленные (Ис.11, 1-2) и несчисленные дары всесвятаго Духа, или семь соборов вселенских, утвердивших во вселенной веру православную. Жертва, закланная по случаю сего пира, есть сам Единородный Сын Божий, растворивший вместо вина свою кровь и уготовавший в пищу верующим свою плоть. Он-то послал своих апостолов и евангелистов с высокою проповедью, чтобы призвать всех на божественную вечерю любви, и вечно вещает устами пастырей: примите, ядите хлеб живота вечного, иже есть плоть Моя, и пийте вино – кровь Мою, и живы будете во веки!»[19]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.