Конспект лекций по предмету "Правоведение"


Местное самоуправление в Российской Федерации

Организация местной власти в государстве на началах самоуправления предполагает установление особой сферы общественных отношений (круга вопросов местной жизни), которая относится к ведению местного самоуправления. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, перечень которых определяется Конституцией Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с законодательством муниципальные образования в своих уставах закрепляют перечень вопросов местного значения.
К ведению местного самоуправления относятся, в частности, вопросы содержания и использования муниципального жилищного фонда, организации и развития муниципальных учреждений здравоохранения, регулирования планировки и застройки территории, организации транспортного обслуживания населения и др.
Социальное предназначение местного самоуправления, его основная функция в обществе и государстве - обеспечить эффективное решение населением (за которым признается право на местное самоуправление) вопросов местного значения. Это возможно при условии признания самостоятельности местного самоуправления в решении этих вопросов, наличия муниципальной собственности, являющейся важнейшей гарантией этой самостоятельности и обеспечивающей реальную способность населения управлять местными делами. В Российской Федерации признается и защищается муниципальная собственность, самостоятельное управление и распоряжение которой обеспечивает местное самоуправление.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федераций право собственника муниципального имущества (владение, пользование, распоряжение) принадлежит городским, поселковым сельским и иным муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Это право реализуется от имени муниципального образования органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, непосредственно населением.
Сущность местного самоуправления проявляется не только в финансово-экономической, иных гарантиях самостоятельности местного самоуправления, но и в ответственности населения, берущего на себя бремя решения вопросов местного значения.
Население осуществляет местное самоуправление непосредственно, т.е., используя формы прямого волеизъявления при решении вопросов местного значения, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением воли граждан, осуществляющих местное самоуправление, являются муниципальные выборы (выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, выборы должностных лиц местного самоуправления), местный референдум. Кроме того, в системе муниципальной демократии используются и такие формы прямого волеизъявления граждан, как отзыв депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также собрания (сходы) граждан, правотворческая инициатива граждан в вопросах местного значения и др.
При всей значимости форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления необходимо учитывать, что основная тяжесть решения вопросов, связанных с распоряжением муниципальной собственностью, средствами местного бюджета, а также с управлением иными местными делами, лежит на выборных и других органах местного самоуправления. Население муниципального образования избирает представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Полномочиями на решение вопросов местного значения наделяются в соответствии с уставом муниципального образования также выборные должностные лица местного самоуправления (главы муниципальных образований и др.). Они избираются либо непосредственно населением, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Исполнительно-распорядительные функции в муниципальном образовании осуществляет местная администрация, которая формируется в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения обеспечивается Конституцией Российской Федерации. Так, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Органы государственной власти не вправе осуществлять функции местного самоуправления. Органы местного самоуправления несут ответственность перед населением за реализацию возложенных на них функций и полномочий. Основания и формы этой ответственности определяются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.
Основополагающий Принцип территориальной организаций местного самоуправления предусматривает организацию местного самоуправления с учетом «поселенческого принципа», признавая отдельные населенные пункты (городские и сельские поселения) в качестве территориальной основы местного самоуправления. Именно поселение представляет собой естественную основу для формирования самоуправляющегося территориального коллектива, объединенного общими интересами.
Вместе с тем предусматривается и другой принцип организации местного самоуправления - «территориальный», т.е. местное самоуправление осуществляется не только в границах отдельных поселений, но и на других территориях. «Другой территорией» может быть и сельский округ, и район. Возможна организация местного самоуправления и на части поселения (например, на внутригородских территориях городов федерального значения).
Таким образом, территориальная организация местного самоуправления не привязана жестко к административно-территориальному устройству субъектов Российской Федерации, хотя и не исключает возможности организации местного самоуправления в соответствующих административно-территориальных единицах. Вопрос этот решается с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» населенные территориальные единицы, в границах которых осуществляется местное самоуправление и имеется муниципальная собственность, местные бюджет и выборные органы местного самоуправления, получают статус муниципального образования. В настоящее время практика территориальной организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации весьма разнообразна. Одни субъекты Федерации пошли по пути формирования крупных муниципальных образований - районных и городских. В других субъектах Федерации муниципальные образования формируются как в крупных территориальных единицах (районах, больших городах), так и в границах небольших городских поселений, поселков, сельских округов.
Свою специфику имеет территориальная организация местного самоуправления в городах федерального значения (муниципальные образования создаются на внутригородских территориях этих субъектов Федерации).
Определенные особенности имеют также муниципальные образования, создаваемые в закрытых административно-территориальных образованиях.
Территориальная организация местного самоуправления исключает возможность подчинения одного муниципального образования другому (включая случаи, когда одно муниципальное образование расположено в границах другого муниципального образования).
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Ограничение права на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях допускается федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Население обладает правом самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления своего муниципального образования, что является важнейшей гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования с учетом законодательства о местном самоуправлении, а также имеющихся финансовых и иных ресурсов, размеров муниципального образования, численности населения и иных факторов. Данная структура определяется уставом муниципального образования, который принимается либо населением непосредственно (на референдуме, собрании или сходе граждан), либо представительным органом местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления включает конкретный перечень выборных и других (т.е. невыборных) органов местного самоуправления, образуемых в муниципальном образовании. Это понятие характеризует также внутреннее строение органов местного самоуправления, принципы и характер их взаимоотношений. При этом наличие выборных органов является обязательным.
Таким обязательным выборным органом согласно федеральному законодательству о местном самоуправлении является представительный орган местного самоуправления (при этом допускается возможность замены представительного органа местного самоуправления собранием, сходом граждан в небольших поселениях). Устав муниципального образования может предусмотреть в структуре органов местного самоуправления другие выборные органы, а также возможность избрания населением должностных лиц местного самоуправления (например, главу муниципального образования).
Структура органов местного самоуправления включает, как показывает муниципальная практика, администрацию муниципального образования, осуществляющую исполнительно-распорядительную деятельность. Администрация муниципального образования может возглавляться главой муниципального образования (избираемым непосредственно населением или представительным органом из своего состава) либо главой администрации (с которым заключается трудовой договор). Допускается возможность соединения в руках главы муниципального образования полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа местного самоуправления.
Основные полномочия органов местного самоуправления соответствуют основным вопросам, относящимся к их ведению.
Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления. Оперативное управление муниципальной собственностью осуществляется главой муниципального образования, другими должностными лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
К ведению органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений Бюджетный кодекс Российской Федерации относит, в частности, установление порядка формирования доходов и расходов местных бюджетов, порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Глава муниципального образования обеспечивает составление проекта бюджета и организует исполнение утвержденного бюджета.
Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и представляют льготы по их уплате.
Органы местного самоуправления во взаимодействии с органами полиции обеспечивают безопасность личности, охрану собственности, общественного порядка, особенно при проведении массовых общественных мероприятий и в условиях чрезвычайных ситуаций; организуют непосредственное участие населения в охране общественного порядка.
В Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления закрепляются вопросы местного значения, касающиеся всестороннего удовлетворения потребностей населения муниципальных образований в социально-культурном, коммунально-бытовом, торговом, транспортном, информационном и других видах обслуживания
На федеральном уровне пока не принят специальный закон о порядке передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Субъекты Федерации принимают специальные законы, устанавливающие механизм передачи собственных полномочий и их перечень. Полномочия передаются бессрочно, на определенный срок или в разовом порядке. Не допускается передача государственных полномочий по вопросам административно-территориального устройства, регулирования межбюджетных отношений.
В соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.
Конституционные гарантии местного самоуправления носят общий характер, адресованы всем органам, должностным лицам и гражданам.
Гарантия судебной защиты местного самоуправления означает, что в соответствии с ней граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Запрет на ограничение прав местного самоуправления означает, что никто не может посягать ни на компетенцию местного самоуправления, ни на муниципальную собственность, ни на другие элементы, составляющие в своей совокупности местное самоуправление как форму народовластия, осуществляемую местным населением в пределах соответствующих видов поселений и других населенных территорий.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет юридический характер отношений между определенными субъектами местного самоуправления, с одной стороны, и органами государственной власти, учреждениями и организациями, с другой стороны. Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления к названным государственным органам, должностным лицам и различным организациям подлежат обязательному рассмотрению. Это общее правило также относится ко всем вопросам организации, компетенции и деятельности местного самоуправления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.