Конспект лекций по предмету "Экономика"


Антимонопольная политика государства

Отношение собственности к различным формам несовершенной конкуренции в виде монополии или олигополии двойственно. С одной стороны, в условиях олигополии и тем более монополии объективно существует тенденция к ограничению объема выпуска продукции и росту цен. Кроме того, в монополизированной отрасли имеет место тенденция к сокращению ассортимента продукции по сравнению с отраслями, где действуют конкурентные фирмы. С другой стороны, поскольку монополизация всегда связана с большими масштабами производства, это обеспечивает снижение издержек на единицу продукции и в целом экономию ресурсов.
Весьма сильным аргументом в защиту монопольного и олигопольного производства является известный тезис о том, что только большие масштабы производства могут обеспечить успешное проведение научных исследований и разработок. Поэтом4у такие фирмы являются носителями научно-технического прогресса. Кроме того, монополии часто обеспечивают своим работникам достаточно благоприятные условия труда по сравнению с конкурирующими фирмами, и в этом случае часть ущерба, нанесенная благосостоянию всех потребителей продукции монополии, возвращается в форме определенного благосостояния ее работников.
Поэтому, сознавая все плюсы и минусы больших компаний, каждое правительство строит свою антимонопольную политику так, чтобы, с одной стороны, препятствовать любому проявлению антиконкурентного поведения, а с другой – не сдерживать развитие крупномасштабных производств.
Эффективная политика в области конкуренции предполагает несколько способов борьбы с монополиями или олигополиями. Наиболее действенный способ – это открытие внешнеторговых границ, поскольку свободная международная торговля создает сильную конкуренцию на внутреннем рынке. В большинстве стран правительства применяют законы, запрещающие сговор между производителями в целях установления цен т осуществления монопольной деятельности, а также запрещение слияния компаний, если оно может привести к возникновению монополии или олигополии.
Первый антимонопольный закон в России «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» появился в 1991 году. Этот закон устанавливает следующее:

запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничить доступ на рынок конкурирующим фирмам;
подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.