Конспект лекций по предмету "Правоведение"


Право и формы собственности на природные ресурсы

Исходные положения, которые регулируют право собственности на землю и другие природные ресурсы, закреплены в Конституции РФ, а кон­кретно по каж­дому виду природных ресурсов существуют определенные за­коны, предусматри­вающие порядок осуществления права собственности на них. Статья 9 Конститу­ции РФ определяет, что земля и иные природные ре­сурсы могут находиться в част­ной, государственной и муниципальной фор­мах соб­ственности.
Частная собственность подразделяется на индивидуальную и коллектив­ную. Согласно ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и дру­гими природ­ными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит вреда окружающей среде и не нарушает прав и законных ин­тересов других лиц. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежа­щего ему имущества любые действия, не противо­речащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняе­мые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имущест­вом. Применительно к от­ношениям собственности на землю граждане могут иметь земельные участки на праве собственности с момента рождения; наследовать и за­вещать земель­ные участки; заниматься предпринимательской и любой иной не за­прещен­ной законом деятельностью на земельном участке; создавать юридические лица, самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими ли­цами, которые могут иметь в собственности земельные участки; совершать любые не противоречащие закону сделки, в том числе с земельными долями и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и неимущест­венные права.
До настоящего времени преобладающей формой собственности является го­сударственная собственность, к которой относятся ресурсы, имеющие об­щегосу­дарственное значение:
· земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обес­печения нужд обороны и безопасности страны, а также для осуществле­ния иных функций, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации;
· земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспорт­ными и космическими системами, объектами связи и метеорологи­ческими служ­бами, объектами историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
· земельные, водные и другие природные объекты, находящиеся на терри­то­рии государственных природных заповедников, и иных особо охра­няемых терри­торий федерального значения;
· виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ;
· виды животных, ценных в хозяйственном отношении, естественная ми­гра­ция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также живот­ные, охрана которых подпадает под действие международных договоров;
· месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударствен­ное значе­ние;
· водные объекты, расположенные на территории двух и более субъек­тов, а также пограничные и транспограничные водные объекты;
· иные ресурсы по взаимной договоренности между РФ и ее субъек­тами.
В государственной собственности субъектов РФ находятся те природные ресурсы, которые не вошли в число федеральных, а также не относящиеся к муниципальной или частной собственности.
К муниципальной собственности, т.е. имуществу, принадлежащему на праве собственности городам и сельским поселениям, а также другим муни­ципальным образованиям, относятся:
· земельные участки, занятые муниципальными постройками, улицами, площадями, садами, парками;
· леса, расположенные на землях городских поселений (по взаимной договоренности между РФ, ее субъектом и муниципальным образованием);
· добытые из недр полезные ископаемые и земельные участки, занятые обще­распространенными полезными ископаемыми, не имеющими общегосу­дарствен­ных ценностей;
· обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд;
· лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.
В частной собственности граждан и юридических лиц может нахо­диться лю­бое имущество, за исключением отдельных видов, которые в соот­ветствии с зако­ном не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам. Для того, чтобы быть собственником каких-либо природных ресурсов, граж­дане должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Право собственности на недра. Недра, которые находятся в границах терри­тории Российской Федерации, включая подземные пространства и со­держащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государ­ственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, насле­дова­ния, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами мо­гут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископае­мые и иные ресурсы по условиям лицензии могут на­ходиться в федеральной госу­дарственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Право собственности на водные объекты. ВК РФ предусматривается го­су­дарственная собственность на водные объекты. Государственной собст­венностью являются водные объекты, принадлежащие на праве собственно­сти РФ или субъек­там РФ. От имени РФ и ее субъектов право собственности осуществляют соответ­ствующие органы государственной власти.
Муниципальная и частная собственность допускаются только на обо­соб­лен­ные водные объекты, т.е. они могут принадлежать на праве собст­вен­но­сти муници­пальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Под обособленными водными объектами понимаются небольшие по пло­щади и непроточные искусст­венные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Водные объекты могут находиться также в собственности субъектов Федерации, при этом водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности.
Водным кодексом четко определены виды водных объектов, которые находятся в федеральной собственности. К ним относятся:
· поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов РФ;
· подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ;
· водные объекты, расположенные на территории одного субъекта, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;
· водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадром­ных видов рыб;
· трансграничные (пограничные) водные объекты;
· внутренние морские воды;
· территориальное море РФ;
· водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными террито­риями федерального значения или представляющие собой часть этих терри­торий;
· водные объекты, являющиеся частью территории курортов, или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;
· иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
Животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. В отношении объектов животного мира Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне страны. К федеральной государственной собственности относятся следующие объекты животного мира:
· редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
· обитающие на особо охраняемых природных территориях федераль­ного зна­чения;
· населяющие территориальное море, континентальный шельф и исклю­чи­тель­ную экономическую зону РФ;
· подпадающие под действие международных договоров РФ,
· отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
· естественно мигрирующие на территории двух и более субъектов РФ.
ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ предусматривается раз­граничение госу­дарственной собственности на животный мир на федеральную и субъектов Российской Федерации. Этот же закон определяет, что вопросы владе­ния, пользования и распоряжения жи­вотным миром на территории РФ относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном по­рядке, могут находиться во всех формах собственности, и отношения по их владе­нию, пользованию и распоряжению регулируются гражданским законо­дательст­вом.
Право собственности и право пользования лесными участками. Как предусмотрено ст. 8 ЛК РФ и ст. 3 ФЗ от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О вве­дении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе зе­мель лесного фонда, как и сами земли лесного фонда, находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в со­ставе земель иных ка­тегорий определяются в соответст­вии с земельным за­конодательством.
Что же касается права постоянного (бессрочного) пользования лесными уча­стками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного срочного пользова­ния лесными участками, то они возникают и прекраща­ются по основаниям и в по­рядке, которые предусмотрены гражданским и зе­мельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.