Конспект лекций по предмету "Психология менеджмента"


Общеорганизационные способности

Эта категория управленческих способностей включает в себя две подгруппы: общеуправленческие способности и способности более локального характера, обусловленные какой-либо основной управленческой функцией.
В работе Л. И. Уманского наиболее полно раскрыты способности первой группы. Основными среди них он считает следующие.
Психологическая избирательность, проявляющаяся в нескольких основных личностных и поведенческих индикаторах:

повторяющиеся факторы быстрого и точного (часто не
осознанного) отражения психологических особенностей состояния других людей;
эмоциональная синхронность (сопереживание того, что
чувствуют другие люди);
высокая чувствительность и восприимчивость к описанию психологических качеств других людей, их адекватные характеристики;
избирательно-психологическая память и наблюдательность;
умение поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.

Практический психологический ум имеет, как считает Л. И. Уманский, следующие проявления:

адекватное распределение обязанностей, учитывая индивидуальные особенности людей;
быструю ориентацию в ситуациях, которые требуют применения знаний людей;
умение находить стимулирующие мотивы деятельности,
заинтересовать людей делом;
учет личных симпатий и антипатий при группировке людей для выполнения коллективной деятельности;
высокая степень обучаемости при формировании организаторских знаний и умений;
решение практических вопросов с учетом имеющихся человеческих возможностей.

Психологический такт проявляется:

в чувстве меры в отношениях с людьми;
в речевой адаптации к разным людям;
в индивидуализации общения с людьми;
в чувстве ситуации;
в чуткости в отношении к людям;
в простоте и естественности общения;
в чувстве справедливости, объективности подхода к людям.

Общественная энергичность предполагает следующее:

эмоциональное и волевое речевое воздействие — акцентное членение фраз, ударения, паузы, мимика и пантомима;
логическую убедительность воздействия словом и делом;
уверенность в своих силах, бодрость духа;
способность пойти на риск.

Требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности — все это тоже общеорганизаторские способности, которые дополняются и конкретизируются более локальными способностями, обусловливающими успешное выполнение отдельных управленческих функций. Основными из них являются следующие способности:

Способность к целеполаганию, включающая в себя два основных аспекта: формулировку целей и выделение наиболее
существенных из них, способность формулировать эти цели
перед подчиненными так, чтобы они их приняли.
Способность к прогнозированию — умение «заглянуть в
будущее», построение управления на основе активно-прогностической стратегии (важнейшая способность руководителя).
Способность к планированию своих действий и действий
подчиненных, а также всей организации. Данная способность —
синтез когнитивных и личностных способностей.
Способность к принятию управленческих решений некомпенсируема со стороны других способностей.
Коммуникативные способности базируются на таких
личностных качествах, как общительность, социабельность,
эмпатичность, рефлексивность, экспрессивность.
Мотивирующие способности тоже являются интегративными образованиями. Сюда относится весь комплекс мотивационных средств воздействия руководителя на подчиненных.
Способности контроля. Главное — сопоставление результата труда с индивидуальными возможностями исполнителя. Контроль используется как средство повышения эффективности труда.

Отмечаются еще две интегративные способности, важные с практической точки зрения: способность подбирать кадры и профессиональная компетентность руководителя.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.