Конспект лекций по предмету "Социология"


Проблемы стабильности семьи.

1. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой стороны – малая группа.
Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санаций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками.
Как малая группа семья представляет собой общность людей, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью супругов за воспитание и здоровье детей.
Рассматривая семью как социальный институт, следует отметить, что он включает в себя множество неглавных институтов, таких как институт брака, институт родства, институт материнства и т.д. Как правило, семью составляет брачная пара.
Существует принципиальное отличие между социальным институтом семьи и социальным институтом брака.
Брак– это институт, регулирующий отношение между полами.
Семья – институт, регулирующий отношение между супругами, между родителями и детьми.

Брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными.
Принято выделять следующие виды брака:
ü гражданский брак – оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. (Иногда гражданским браком называют

нерегистрируемый брак. Такой брак государство приравнивает к сожительству);
ü эндогамный брак – партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий;
ü экзогамный брак – выбор брачного партнера из чужой группы. (Это может быть: другой род, племя, класс, раса, нация);
ü неравный брак – супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу;
ü выкупной брак – предполагает устную договоренность молодых людей и родителей, а также заключение контракта, где оговариваются права и обязанности сторон, и размер выкупа;
ü калымный брак – одна из форм покупного брака. Возник и получил широкое распространение на мусульманском Востоке. Размер калыма определяют три фактора: умение невесты вести хозяйство, внешние данные, репутация семьи;
ü детский брак – насильственная выдача замуж малолетних девочек;
ü ранний брак – это брак, в который вступают молодые люди моложе 18 лет;
ü брак по расчету – в нем отсутствует главное – чувство любви. Основным стимулом является получение материальной выгоды одним из супругов за счет другого.
2. Под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее членами, включая отношения родства, систему духовных, в том числе нравственных отношений, а также отношений власти и авторитета.
Выделяют два типасемейных отношений:
ü авторитарный (организация и руководство всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, который осуществляет в семье принудительную власть);
ü демократический (равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем).
Структура семьи, в настоящее время, претерпевает качественные изменения, связанные с социально-экономическими процессами, эмансипацией, усилением роли женщины.
3. По характеру распределения семейных обязанностей и лидерства семьи делятся на три основных типа:
ü традиционная (патриархальная) семья. В такой семье под крышей проживает минимум три поколения.
Основными характеристиками этого типа семьи являются:
* главенство мужчины в семье;
* экономическая зависимость женщины от мужчины;
* функциональное разделение и закрепление мужских и женских обязанностей.
ü нетрадиционная семья (эксплуататорская).
Предполагает:
* сохранение установки на мужское лидерство;
* равное участие мужчины и женщины в общественном труде;
* домашние обязанности возложены на женщину.
ü эгалитарная семья (семья равных).
Характеризуется:
* справедливым распределением домашних обязанностей;

* эмоциональной насыщенностью отношений;
* совместным обсуждением и решением важных для семьи проблем.
В зависимости от своего состава семьи бывают:
ü нуклеарные – в которых проживают 2 поколения (родители и дети);
ü расширенные – в которых проживают более 2-х поколений (родители, дети и другие родственники, например бабушка или дедушка).
По числу родителей различают семью:
ü полную (два родителя);
ü неполную (один родитель).
По числу детей выделяют семью:
ü бездетную (нет детей);
ü однодетную (один ребенок);
ü многодетную (трое и более детей).
В современном мире преобладают нуклеарные семьи, это вызвано процессами индустриализации и урбанизации.
Семья выполняет рядфункций. Важнейшие из них:
ü репродуктивная – воспроизводство в численности детей численности родителей;
ü воспитательная – семья оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка.
Выделяют следующие стереотипы семейного воспитания:
v детоцентризм – предполагает в воспитании повышенное внимание к детям, основанное на ложно понимаемой к ним любви;
v профессионализм – форма воспитания, при которой родители возлагают свои обязанности по воспитанию детей на профессионалов (воспитателей, учителей, психологов и т.д.);
v прагматизм – концепция воспитания, ориентирующая личность ребенка на достижение жизненного успеха любыми средствами.
ü хозяйственно-экономическая функция – охватывает такие аспекты семейных отношений как: ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, опека

ü над малолетними и престарелыми, распределение домашних обязанностей и т.д.;
ü рекреационная функция – заключается в организации досуга и отдыха семьи, а также создании чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи.
4. Для стабильности семейно-брачных отношений определяющее значение имеют внутренние факторы. Как правило, в основе развода лежит конфликт между супругами.
Уровни супружеских отношений, на которых возникают конфликты:
ü психофизиологический уровень (дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни);
ü психологический уровень (нездоровый климат в семье, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках);
ü социально-ролевой уровень (неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки);
ü социокультурный (духовный) уровень (непонимание и неуважение супругами друг друга, а также отсутствие интереса к партнеру).
Причины семейного конфликта социологи делят на:
ü причины, существовавшие до создания брака.
К ним относят:
* большую разницу в возрасте между супругами (особенно если старше женщина);
* разницу супругов в образовании;
* легкомысленное отношение к браку;
* ранний возраст вступления в брак;
* малый срок знакомства;
* алкоголизм (наркомания) одного из супругов;
* вероятность скорого рождения ребенка;
* резкое несогласие родителей на брак;


* брак по принуждению.
ü причины, возникающие в течение совместной жизни.
К ним относят:
* бытовые (жизненные, материальные и т.д.);
* межличностные конфликты (утрата чувства любви, разные взгляды на жизнь);
* внешние факторы (измена, вмешательство родственников).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.