Конспект лекций по предмету "Философия"


ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Под философией французского Просвещения принято понимать философию во Франции 1730-1780-х гг. Лидером Просвещения являет­ся Вольтéр (1694-1778). Вокруг него сплотился круг разных по взгля­дам, но близких по духу мыслителей: Поль Гольбáх, Дени Дидрó (1713-1784), Жан-Жак Руссó (1712-1778), Ж. О. Ламетрú, П. Гассендú, Ш.-Л. Монтескьé, Д. Викó, Э. Кондильяк, Б. Фонтенéль и др. Просветители не только впервые сделали большинство проблем метафизики уделом ши­рокой читающей публики (через популярные сочинения и великосвет­ские салоны, в которых философия вошла в моду), но и обогатили фи­лософию новыми онтологическими, этическими, политическими про­блемами.
Философы Просвещения руководствовались рационалистически­ми методами, но относились гораздо более внимательнее к данным ес­тествознания и теориям эмпириков, чем рационалисты XVII в. Они при­держиваются деистической[37] концепции, согласно которой Бог сотворил мир, наделил его законами и самоустранился, подобно тому, как часовой мастер собрал механизм, завел его и ушел восвояси, а часы идут сами по себе. Наш мир развивается далее по своим собственным законам без всякого Божественного вмешательства. Совершенный Бог не мог создать что-либо несовершенное. Следовательно, мир совершенен и в принципе не подвержен никакой поломке, а значит, невмешательство Бога гарантировано. Но как сотворен мир человек не знает, поэтому Вольтер в сочинении своем «Философские письма» призывает не верить положениям любой религии о творении мира. В основе природы просветители видят материю – вечную, неуничтожи­мую субстанцию. Все процессы в природе объясняются через матери­альные процессы. Дидро в «Философских принципах относительно ма­терии и движения» утверждает, что материя вечна и неуничтожима вследствие неуничтожимости движения – главного свойства материи. Просветители, следуя Лейбницу, считают, что материя может порож­дать множество миров; они опровергают точку зрения о единственности мира.
Особую проблему являла трактовка духовных явлений и природы разума. Просветители полагают, что все желания, эмоции, восприятия и мысли зависят от материальных структур организма. Например, если я хочу пошевелить рукой, то я посылаю от мозга к руке по определенным системам потоки крови, лимфы и «животных духов» (которые поддер­живают движение в организме). Механистический взгляд на тело, ха­рактерный для основоположников рационализма, просветители перене­сли и на разум. Признавая разум верховной субстанцией, просветители, тем не менее, развенчивают учение об особом онтологическом статусе разума. Таким образом, налицо противоречие в трактовке разума: при­давая разуму роль главного орудия познания и деятельности человека, философы Просвещения низводили его до материи.
Несмотря на то, что просветители не поставили оригинальных гносеологических проблем, их вклад в теорию познания значителен. Они впервые применили новые способы обработки информации и из­ложения философского знания, в том числе и в области педагогики. В творчестве просветителей имели место такие новые информационные проекты, как «Энциклопедия», салонные беседы, философские повести и наставления. В результате именно в эпоху Просвещения на Западе стала появляться интеллигенция как класс общества, разрабатывающий новые идеи и живущий ими.
Просветители действовали в сложных политических условиях. Абсолютизм[38] во Франции казался незыблемым, но в его недрах посте­пенно назревала буржуазная революция. В этой ситуации просветители несли передовые, демократические ценности, хотя они и не были рес­публиканцами. Вольтéр, Дидрó, Фонтенéль и др. мыслители были вхо­жи в приемные королей и даже поучали их. Среди политических теорий Просвещения особого внимания заслуживает теория Руссó, изложенная им в трактате «Об общественном договоре». Согласно Руссо, граждане должны заключить между собой договор об учреждении суверена. Они отдают ему часть своей свободы, но взамен получают незыблемые пра­ва и свободы (свободы слова, печати, частной жизни, защиту закона). Правительство избирается всеми гражданами. Все законы закрепляются в конституции, которая не может пересматриваться. Трактат вышел в свет в 1759 г., а шестнадцать лет спустя, в 1775 г., американские просве­тители Дж. Вáшингтон и Т. Джéфферсон на основе учения Руссо созда­ли первую в мире демократическую конституцию («Билль о правах»). Таким образом, философия Просвещения принесла плоды не только в области теории, но и в практике.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.