О свободной торговле в Англии заговорили только тогда, когда она уже становилась мировой промышленной державой, и ей нужны были поставки дешевого импортного сырья, продовольствия и рынки сбыта для промышленной продукции. Идея свободной торговли была выдвинута английским экономистом Адамом Смитом в последней четверти XVIII в.
А. Смит придавал большое значение внешней торговле. Он отмечал, что внешняя торговля способствует развитию разделения труда и специализации производства, позволяет вывезти излишки товаров и преодолеть узость внутреннего рынка. Торговля с другими странами также способствует улучшению техники, росту производительности труда, дохода и богатства. Смит утверждал, что только в условиях свободной торговли страны смогут использовать преимущества перед своими соседями, т.е. абсолютные (естественные или приобретенные) преимущества в производстве и экспорте тех или иных промышленных товаров.
Смит считал, что в определении товаров, которые наиболее выгодно продавать другим странам и покупать у них, следует руководствоваться правилом рассудительного главы семьи. Правило состоит в том, чтобы не пытаться сделать самому вещь, которую будет дешевле купить, чем сделать. По Смиту, все люди находят более выгодным затрачивать весь свой труд в той области, где они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимые им товары покупать в обмен на часть продукта своего труда.
Исходя из этого, и стране следует покупать те товары, которые другие страны предлагают по более дешевой цене, чем она сама может его изготовить. В обмен следует предлагать некоторую часть продукта своего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой имеется некоторое преимущество.
По Смиту, надо искать область, в которой труд может быть употреблен с наибольшей выгодой. Будучи ярым сторонником свободной торговли, Смит однако признавал, что в условиях протекционизма, при ограничении импорта отдельная отрасль промышленности может возникнуть в стране скорее, чем в условиях свободной торговли. По истечении некоторого времени могут появиться сравнительные преимущества, и изделия этой отрасли будут изготовляться внутри страны дешевле, чем за границей.
Таким образом, по Смиту, при определении международной специализации страны, т.е. что производить и что продавать за границей, следует выбирать те товары, которые данная страна делает дешевле других. Низкие цены, а значит, и низкие издержки производства обеспечиваются естественными или приобретенными абсолютными преимуществами в их изготовлении. А если нет таких преимуществ, то их надо создать для того, чтобы получать выгоды от внешней торговли.
Именно более высокая эффективность в производстве товаров, которую одна страна может иметь относительно другой страны, т.е. абсолютные преимущества в производстве того или иного товара одной страны относительно другой страны, являются основой торговли между странами, согласно теории А. Смита.
В современной жизни абсолютные преимущества стран в издержках производства или потребительских свойствах того или иного товара могут быть только временным явлением за счет более производительных технологий или очень дешевого сырья, труда, энергии.