Конспект лекций по предмету "История России"


Общественно-политическая жизнь во второй половине

40-х – нач. 80-х годов ХХ в.
В послевоенные годы сохранялась тоталитарная политическая система, которая сложилась в 20 – 30 –е года.
Первым шагом в общественно-политической жизни после войны стали выборы в Верховный Совет БССР (1947г), местные советы (1948г). Они прошли при высокой активности избирателей.
Но, к великому сожалению, Беларусь покрывает новая волна репрессий – очередные аресты, ссылки, ограничения на некоторые виды деятельности. Они продолжались до 1953 г. Необоснованно были репрессированы по политическим мотивам тысячи людей, которые позже были реабилитированы.
В 1951 г широкий отзвук получило «дело Саевича». Нарком просвещения Беларуси был обвинен в сговоре с югославскими ревизионистами. Абсурдность обвинения была очевидна, но Саевич был осужден на десять лет. Были осуждены на различные сроки Дубовка, Александрович, Граховский, Прудников и др.
Таким образом, репрессии были направлены главным образом на интеллигенцию, т.к. в ее среде рождались идеи обновления общества. Обоснование репрессий против интеллигенции содержалось в Постановлении ЦК ВКП (б) “О журналах ”Звезда” и “Ленинград”1946г. Здесь критиковалась творческая деятельность писателей, поэтов, театров за низкий идейно-художественный уровень, аполитичность, низкопоклонство перед западом.
В работе литературных журналов “Беларусь”, “Полымя” был выявлен ряд “безыдейных” и “идеологически вредных” произведений.
Началась борьба с, так называемым, космополитизмом, низкопоклонством перед западом. Началось преследование видных ученых, научных направлений (генетика), вернувшихся военнопленных.
Сложная ситуация сложилась в Западной Беларуси. Здесь имело место вооруженная борьба против Советской власти военизированных групп. Жертвами этой борьбы становятся партийные и комсомольские активисты, учителя, военнослужащие. Только летом 1946г. бандиты провели 120 убийств, 190 грабежей, 18 разбоев[15].
Таким образом, обстановка в Западной Беларуси вызывает недоверие власти к некоторым местным жителям (бывшим партизанам, священникам и т.д.). Необходимо отметить, что бандиты действовали не только на территории Западной Беларуси, но и в целом по всей территории. Но они не ставили политических целей. Это был просто грабеж и насилие.
Смерть Сталина (5.03.1953 г.) способствовала обновлению общества. Этот процесс получил название “Хрущевская оттепель”. На ХХ съезде (1956 г.) были вскрыты причины культа личности и показаны негативные процессы в обществе.
Предпринимаются действия по совершенствованию политической системы:
- 1953-1956гг. расширяются права союзных республик, что способствует их суверенитету. Республики могли утверждать планы производства, распределять все виды промышленной продукции, ряд предприятий союзного подчинения передаются в республиканское подчинение.
- В первой половине 60-х годов возрождается территориально-производственный принцип построения государственных организаций.
- Провозглашается программа построения коммунизма (1961г. ХХII съезд КПСС). Но она принималась без достаточной оценки объективных условий.
Со второй половины 70-х годов концепция построения коммунизма получает свое продолжение в концепции развитого социализма.
В конце 50-х гг. Верховным Советом СССР принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного просвещения». Началось проведение реформы школы. Вводится восьмилетнее и одиннадцатилетнее образование. Создаются школы-интернаты, школы-продленки. Утверждаются новые учебные планы, программы, учитывающие научно-технические достижения. Для совершенствования производственного обучения создаются мастерские и учебные кабинеты. Еще одна реформа школьного образования проходит в конце 60-х – начале 70-х гг. Она предполагает переход к всеобщему среднему образованию. Растет число средних специальных учебных заведений, увеличивается подготовка молодежи, которая получает высшее образование с 10 тыс. в 1960 г. до 31,9 тыс. в 1985 г.[16]
Значительные успехи приходятся на развитие науки. Осуществляется ее интеграция с производством, создаются научно-производственные объединения, расширяется сеть исследовательских институтов, динамично развивается процесс подготовки научных кадров.
Растет число культурно-просветительских учреждений. Они организовывали лекции, спектакли, концерты и другие мероприятия среди населения.
Значительных успехов достигает белорусская литература за счет плодотворного труда писателей всех поколений. Раскрывается талант таких мастеров слова как: С. Греховский, В. Дубовка, А. Адамович, В. Быков, И. Шемякин, И. Мележ, М. Танк, К. Крапива.
В середине 60-х годов в стране произошла очередная смена власти. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев. Начались крупные преобразования в с/х и промышленности, государственном руководстве. Однако эти новации не были долговременными. Происходит откат к методам административно-командной системы.
С 1965 по 1980 гг. партийную организацию Беларуси возглавил П.М. Машеров. Он внес весомый вклад в развитие экономики, культуры, науки. После его трагической гибели, КПБ с 1980 по 1983 возглавлял Т.Я. Киселев.
В 70-х 80-х годах ограничивается инициатива Советов, происходит “огосударствление” профсоюзов. Они становятся одним из звеньев партийно-государственной системы. Формализм и показуха характерны для деятельности комсомола наряду с идейно-политическим и патриотическим воспитанием молодежи.
Добросовестный труд не получал достойного вознаграждения. Проявлялась “уравниловка” в оплате. Падала производственная дисциплина.
Таким образом, общественно политическая жизнь в стране характеризовалась относительным потеплением политического климата и демократизацией. С другой стороны - новыми деформациями, всевластью партийно-государственной бюрократии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.